Вопрос 4. Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти как источник конституционного права России

Президент Российской Федерации имеет право издавать нормативные указы, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Согласно п. 3 распоряжения Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. № 85-рп «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации»1 решения Президента Российской Федерации нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, помиловании оформляются указами Президента Российской Федерации.

 Правовые акты Президента не подлежат утверждению законодательными органами. Исключением являются указы Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения. Они должны быть утверждены Советом Федерации (ст. 102 Конституции Российской Федерации). Но данные указы являются нормативными правовыми актами, так как приводят в действие другие нормативные акты – федеральные конституционные законы о военном и чрезвычайном положении.

 Акты Правительства Российской Федерации по своему характеру являются подзаконными. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. По содержанию их можно разделить на две группы. К первой относятся акты, принятые Правительством по собственной инициативе по вопросам своей компетенции. Во вторую группу входят акты, принятые в развитие принятых федеральных законов или указов Президента Российской Федерации. В ст. 102 ч. 2, 3, ст. 103 Конституции Российской Федерации устанавливается, что Государственная Дума и Совет Федерации принимают постановления по вопросам, отнесённым к их ведению Конституцией Российской Федерацией. Также ч. 4 ст. 101 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждая палата Федерального Собрания принимает свой Регламент, положения которого определяют их внутреннюю деятельность. Если законы являются юридическим выражением законодательной деятельности палат Федерального Собрания, то их постановления представляют собой юридическое выражение работы палат по организации условий для нормативного осуществления законодательной и иной деятельности палат, средством самоорганизации и нормальной работы палат Федерального Собрания.

Особое место среди источников конституционного права занимают акты палат Федерального Собрания РФ. Постановлений палат, содержащих конституционно-правовые нормы, относительно немного. К числу постановлений палат, носящих нормативный характер, относятся постановления, которыми утверждены регламенты Государственной Думы и Совета Федерации. Источниками конституционного права являются правовые акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы.

 К числу источников относятся также некоторые акты ЦИК РФ, содержащие конституционно-правовые нормы (Постановление ЦИК РФ от 25 января 1995 г. N 7 "О Примерном положении об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации" и др.).

В число источников конституционного права входят и некоторые законодательные акты Союза ССР, что объясняется незавершенностью процесса формирования системы законодательства России (действующим является Закон СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 "О порядке вывода, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу").

Дата: 2019-04-23, просмотров: 50.