Тема 2.
Источники конституционного права России.
Вопрос 5. Конституционно-правовые договоры и соглашения.
Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.
Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:
Договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.
Договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;
Соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;
Договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в
Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.
Вопрос 7. Нормативные акты местного самоуправления в системе источников конст.права.
Особое место среди актов органов местного самоуправления занимают уставы муниципальных образований, в которых закрепляется система органов местного самоуправления, формы реализации права граждан на местное самоуправление. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Приоритет в системе актов местного самоуправления принадлежит актам, которые принимаются самим населением в ходе местного референдума. Данный приоритет устанавливается в законодательстве субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено только по итогам референдума. Так, в Законе Новосибирской области от 12 апреля 2004 г. № 170-ОЗ «О местном референдуме в Новосибирской области» содержится правило, согласно которому решение, принятое на референдуме, изменяется или отменяется им же, если иное не предусмотрено в самом решении, принятом на референдуме.
Тема 2.
Источники конституционного права России.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.