Конституция - это основной закон государства, закрепляющий основы общественного экономического и государственного строя в стране, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и закрепляющий основы местного самоуправления. Конституция – это НПА, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе государства. От всех других НПА Конституцию отличают следующие черты:
1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается – народ.
Конституция воплощает волю всей нации, всего народа
Идеи Кромвеля, Ж.Ж.Руссо: Конституцию или «народное соглашение» должен подписать весь народ, требуется согласие ото всех граждан
Преамбула: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию РФ» (В Конституциях СССР подобная формулировка была впервые воспроизведена в Конституции 1977 (78))
+ Конституция принята всенародным голосованием
2. Учредительный (первичный) характер конституционных установлений
Обусловлен особенностью субъекта, принимающего Конституцию:
народ в демократическом обществе – носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает высшим ее проявлением – учредительной властью (правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ).
Только учредительная власть может изменить основы устройства общества и государства
® В России конституции (1918, 1993) закрепляли принципиальные изменения общественного строя
Признание учредительного характера конституции обосновывает особый порядок ее принятия, верховенство, роль во всей правовой системе государства
Власть учредительная « Власть учрежденная (Непререкаемость конституции для всех учрежденных ею ей властей)
Предписания конституции – первооснова, они первичны ® для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений (законы в РФ не могут противоречить конституции, указы президента – конституции и федеральным законам, а у конституции нет такого юридического «потолка»). ® Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо НПА государства.
3. Всеохватывающий характер конституционной регламентации (особый предмет конституционного регулирования)
Никакой другой НПА не обладает всеохватывающим характером
Конституция затрагивает все сферы общественной жизни (полит, эк, соц, дух и другие)
4. Особые юридические свойства:
- верховенство конституции – с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
- высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории РФ - означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ
- роль в качестве ядра правовой системы государства и системы права - положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства
- особый сложный порядок принятия, пересмотра и внесения поправок
5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра.
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
- специфические формы охраны
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 213.