Лекция-консультация и групповая консультация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы преподавателем слушатели уточняют что-либо. Ответам на вопросы слушателей может отводиться до 50 % учебного времени. В конце занятия проводится дискуссия – свободный обмен мнениями.

Если объем темы достаточно большой и лекцию нецелесообразно объединять с консультацией, последней может быть посвящено специальное занятие.

Групповые консультации представляют собой своеобразную форму проведения лекционных занятий, основным содержанием которых является разъяснение слушателям отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы. Их проведение позволяет обеспечить максимальное приближение обучения к практическим интересам и запросам каждого слушателя с учетом имеющегося у него опыта и степени индивидуального восприятия изучаемого материала. Вместе с тем, обеспечивая активизацию познавательной деятельности слушателей, групповые консультации являются одним из наиболее результативных методов закрепления полученных изданий.

Групповые консультации проводятся в основном в четырех случаях:

1) когда необходимо подробно рассмотреть практические вопросы, которые были недостаточно или совсем не освещены в лекциях или при проведении других видов занятий;

2) с целью оказания слушателям помощи в самостоятельной работе, в подготовке их к выполнению лабораторных и практических заданий, к написанию рефератов или выпускных работ, сдаче экзаменов и зачетов;

З) когда слушатели самостоятельно, без проведения лекций и других видов занятий, изучают те или иные нормативные документы, инструкции, положения, постановления или методики, имеющие отраслевое и межотраслевое значение.

После ответов на вопросы преподаватель делает общее заключение по данному материалу.

Лекция-консультация и групповая консультация способствуют формированию у студентов следующих компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь и др.

Пресс-конференция

Консультация с привлечением специальных консультантов (специалистов) организуется по комплексным проблемам. Консультация проводится не одним преподавателем, а с участием высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы. Причем привлекать в качестве консультантов необходимо специалистов, которые хорошо знакомы с трудностями и ошибками, возникающими в практике применения тех или иных изучаемых научных рекомендаций, нормативных материалов. Это особенно необходимо при рассмотрении наиболее актуальных и комплексных проблем, когда вопросы слушателей не укладываются в рамки тематики учебного курса, выходя в ряде случаев за пределы компетенции преподавателя.

При организации занятия с участием нескольких консультантов наиболее удобна схема, когда слушатели, предварительно извещенные о профиле приглашенных специалистов, готовят в письменном виде вопросы и заблаговременно передают их организатору занятий. Консультанты, таким образом, получают возможность заранее ознакомиться с вопросами, распределить их между собой, подготовить необходимый материал и дополнять друг друга при ответах.

Иногда организаторы собирают вопросы от обучающихся еще до уточнения программы и расписания занятий и уже по характеру этих вопросов подбирают состав консультантов (специалистов).

Пресс-конференция способствует формированию у студентов следующих компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы и др.

Лекция-пресс-конференция

В рамках лекции-пресс-конференции преподаватель объявляет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает лекцию в форме связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся.

Проводя лекцию-пресс-конференцию, преподаватель может обнаружить, что не все студенты умеют задавать вопросы, грамотно их формулировать.  Поэтому опыт участия в лекции-пресс-конференции позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.

Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресного информирования каждого студента. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность студента, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует его внимание. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них, оказывает воспитательное влияние на студентов.

Лекцию-пресс-конференцию целесообразно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. Если подобная лекция проводится в начале изучения темы или раздела, то она выявляет круг интересов студентов и степень их подготовленности к работе. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т.п.

Если она читается в середине курса, то направлена на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам, уточнение представлений о степени усвоения материала, а также на систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу. Наконец, в конце чтение подобной лекции имеет цель подведение итогов курса и систематизацию полученных студентами знаний.

Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности.

На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей знания.

Лекция-пресс-конференция способствует формированию у студентов следующих компетенций: способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения и др.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 222.