ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже отмечалось выше, основным критерием исследовательской работы, как и всякой творческой, является новизна. В практике обучения реферат рассматривается как форма отчета о результатах исследовательской деятельности учащихся, студентов. В отличие от конспекта, который является сокращенным вариантом изложения текста другого автора, реферат – это новый авторский текст (новый по изложению, систематизации материала, по авторской позиции, по сравнительному анализу, но не обязательно новый по идеям). Реферирование является стержневой деятельностью и при написании курсовой работы, и при написании выпускной квалификационной работы. Это еще раз подчеркивает взаимосвязь всех видов исследовательских работ и необходимость их поэтапного освоения. В курсовой работе к реферативной части добавится изложение практического исследования, а выпускная квалификационная работа, в свою очередь, будет отличаться от курсовой работы более глубокой проработкой исследуемой проблемы и масштабами обобщений.

Реферат

Реферат – этап самостоятельной работы студента (школьника) по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин «реферат» (в пер. с лат. означает «докладывать», «сообщать») имеет два значения: 1 – краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста; 2 – доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Особенностью реферата является тот момент, что он должен представлять собой не только изложение определенной научной публикации, но и критический ее анализ, не компиляцию из ряда работ, а аналитический обзор по выбранной проблематике.

Реферирование создание нового текста, в котором излагается сущность вопроса на основе анализа, классификации, обобщения одного или нескольких источников.

Источниками реферата могут быть первоисточники, первичный текст (исторический документ, литературное, музыкальное, художественное произведение) и вторичный текст, интерпретирующий научные, научно-популярные, литературно-критические статьи, монографии.

Реферат по педагогике может быть трех видов:

1. Критическая рецензия на педагогическое произведение или цикл взаимосвязанных работ. Реферат, построенный по данному принципу, включает в себя: оценку актуальности рецензируемой работы; краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы и критический ее анализ; доказательства личной позиции по данной проблеме и выводы.

2. Аналитический обзор по историко-педагогической проблематике, построенный в виде изложения истории изучаемого вопроса и опыта его реализации на современном этапе. В рамках данного типа реферата, осуществленный анализ работ должен помочь формированию представления о прогрессивных авторских концепциях и видения возможности применения на современном этапе.

3. Критический анализ дискуссии представляет собой глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-либо педагогическому вопросу в различные исторические периоды. Главная его цель - выделить существо полемики. Для этого требуется с историко-педагогической позиции проанализировать теоретические положения, выдвигаемые различными сторонами и сформулировать личностное отношение к выявленному противоречию, а также наметить пути разрешения данной проблемы.

В целом этапы работы над рефератом и его структура, должны соответствовать этапам исследовательской деятельности.

К работе над рефератом обычно допускаются только те, кто имеет склонность и способность к исследовательской работе или те, кто имел подобный опыт (выступал на конференциях, слётах, семинарах). Написание итогового реферата проводится в несколько этапов.

Основные этапы подготовки и защиты реферата

1 этап – подготовительный – выбор темы реферата

Этот выбор осуществляется самостоятельно или с помощью преподавателя.

Требования к формулировке темы реферата.

В процессе изучения состояния исследуемой проблемы тема может

несколько раз корректироваться. Окончательная формулировка темы должна отвечать перечисленным ниже требованиям.

Тема должна формулировать проблему, достаточно разработанную в науке (по этой теме должно быть достаточное количество доступных источников).

Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы для ее раскрытия требовалось привлечение нескольких источников. В теме для реферата может быть сформулирован только один аспект проблемы.

Формулировка темы должна быть связана с учебной программой курса:

- углублять программу: указывать на новые связи (межпредметные, внутрипредметные, интеграционные);

- расширять программу: рассматривать историю проблемы, новые теории, новые аспекты проблемы, новые источники.

Преподаватель обговаривает со студентами темы и предлагает каждому список основных работ по каждой теме.

2 этап самостоятельная работа учащихся

· Отбор источников

· Глубокое изучение проблемы

· Осмысление

· Конспектирование литературных, научных и др. источников

· выстраивание логической последовательности;

· составление развёрнутого плана.

3 этап корректирование плана

Корректировка плана осуществляется в процессе индивидуальных консультаций, которые преподаватель проводит не реже одного раза в месяц.  

 4 этап написание черновика реферата

Структура реферата:

Введение. Отражает актуальность темы, т.е. почему возникла необходимость в работе именно по этой теме, Какое теоретическое значение она имеет. Здесь же раскрываются цель и задачи, которые исследователь ставит при написании работы.

Основная часть. Раскрывает содержание работы и подразделяется на отдельные параграфы, вопросы (по плану работы). Каждый параграф начинается с задачи и заканчивается выводом. Основная часть может содержать параграф, который отражает краткую историю исследуемой проблемы, в нем автор ссылается на исследования ученых по этой теме. Здесь же может быть сказано и о достигнутых результатах по определенным вопросам, сделан обзор литературы. Цитаты и ссылки оформляются согласно общим требованиям. Искусство использования ссылок и цитат обеспечивает стилевое единство реферата как авторского текста.

В основной части могут быть также представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.п.

На этапе написания черновика реферата можете воспользоваться следующей памяткой.

Памятка «Как работать над рефератом».

1. Продумайте тему своей работы, выделите проблему, основную идею, в общих чертах определите содержание, набросайте предварительный план.

 2. Составьте список литературы, который следует прочитать. В процессе чтения отмечайте и выписывайте все то, что наверняка будет включено в реферат.

3. Разработайте более подробный, окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.

4. Во вступлении к работе (во введении) обоснуйте актуальность выбранной темы. Сделайте обзор литературы по теме. Укажите нерешенные проблемы. Сформулируйте цели и задачи работы.

5. Приступайте к созданию собственного текста исследования. Последовательно раскрывайте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

6. Проявите   свое личное отношение к рассматриваемой проблеме: отразите в работе собственные мысли и чувства.

7. Старайтесь писать грамотно, точно и лаконично выражайте мысль. Разделяйте текст на абзацы.

8. В пронумерованных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.

9.  Составьте, если это целесообразно, схемы, диаграммы, таблицы ...
10.  В конце работы подведите итоги. Сделайте обобщающий вывод.

 Самокритично прочитайте свою работу, устраните замеченные недостатки, скорректируйте объем, внесите поправки и перепишите реферат начисто, соблюдая требования к его структуре и внешнему оформлению.

Заключение. Содержит основные выводы, к которым исследователь пришел в ходе работы. В заключении может быть изложено отношение автора к выполненной работе (с какими трудностями столкнулся, что нового для себя открыл).

Список литературы оформляется согласно общим требованиям.

В некоторых работах целесообразно сделать приложение, куда помещаются дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии, описания, макеты или модели и т.п.

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет его критерии оценки.

5 этап первая проверка реферата

Преподаватель проверяет черновик реферата, составляет
рекомендации и возвращает реферат на доработку и оформление его на чистовик.

6 этап оформление работы на чистовик

7 этап итоговая проверка реферата и его рецензирование

За три, две недели до экзамена реферат сдается на рецензию.

Рецензент    должен четко сформулировать замечания и вопросы, желательно со ссылками на работу (можно на конкретные страницы работы, на исследования и фактические данные, которые не учел автор). Рецензент сообщает замечания и вопросы соискателю за несколько дней до защиты.

В конце рецензии руководитель, учитывая сказанное, определяет оценку.

8 этап защита реферата

Аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку после защиты реферата. Для устного выступления достаточно 10-20 минут (примерно столько времени отводится на ответ по билетам на экзамене).

Памятка для выступающего (примерные  рекомендации  к  порядку выступления).

1.  Обращение-приветствие к членам экзаменационной комиссии.

2.  Представление реферата (курсовой или дипломной работы):

а) объявление темы работы

б) почему выбрана данная тема? Чем эта тема интересна? В чём её актуальность?

3. Анализ используемой литературы.

Какая изучена (прочитана) литература?

Целесообразно подробно охарактеризовать 1-2 литературных источника, которые в работе проанализированы наиболее подробно.

4.  Краткое изложение основных идей.

В ходе защиты высказываются свои мысли, наблюдения, выводы, сделанные на основе первоисточников, включённых в текст реферата. Приводятся доказательства главных положений. Используется фактический и практический материал.

5.  Заключение.

Выводы, прогнозы.

6. Финальная фраза: «Благодарю Вас за внимание».

Текст выступления может быть написан заранее, но желательно не зачитывать его, а выступать, лишь изредка обращаясь к тексту (цитаты, статистические данные). Во время ответа на вопросы старайтесь думать не о «правильности» ответа, а об аргументированности, доказательности ваших размышлений. Подумайте, может быть, целесообразно заранее заготовить отдельные цитаты, формулы и т.д., которые могут пригодиться при ответе. Постарайтесь говорить громко и спокойно.

9 этап оценка реферата

Критерии оценки реферата: 

1. Обоснование   научной, практической значимости и актуальности выбранной темы. Выделена ли проблема исследования, основная идея? Определены ли цели и задачи работы?

2. Сделан ли анализ источников, различных точек зрения на рассматриваемую проблему?

3. Удалось ли создать собственный текст исследования, показать свое понимание данной проблемы, последовательно и логично изложить материал. Не допущены ли фактические ошибки и неточности? Уместно ли использованы цитаты?

4. Имеются ли обобщения? Сформулирован ли вывод как результат исследования? Раскрыта ли тема реферата? Достигнута ли цель в работе?

5. Соблюдены ли требования к структуре реферата, его внешнему оформлению?

6. Выдержан ли объем реферата?

7. Грамотность написания текста реферата: нет ли грамматических и стилистических ошибок. Правильно ли осуществлено цитирование?

 8. Имеется ли приложение (схемы, диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии и т. п.)? В чем ценность материалов, включенных в приложение? Уместны ли они?

 9. При защите реферата во время итоговой аттестации обращается внимание на изложение сути рассматриваемой проблемы, краткий анализ различных позиций к этой теме, грамотное и логичное представление собс­твенной точки зрения, выводы, и при необходимости, ответы на дополнительные вопросы членов аттестационной комиссии.

Нормы оценивания реферата

Отметка "5" ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована ее актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Отметка "4" – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Отметка "3" – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод.

Отметка "2" – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Требования к оформлению реферата

1. Требования к объему реферата.

Объем  определяется содержанием работы и находится в пределах 15-20 печатных страниц.

Приложение не входит в объем работы и может быть значительным как по числу страниц, так и по объему.

2. Страницы нумеруются.

З. В тексте реферата не допускаются сокращения названий, наименований, слов.

4. Текст должен быть написан грамотно.

5. При изложении сведений из различных источников обязательна ссылка на них. В тексте после каждого отрывка в скобках указывается номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.

Если необходимо подтвердить свою мысль цитатой, то фраза берется в кавычки, а также делается ссылка на источник либо в скобках после цитаты, либо в нижней части страницы, отделяемой чертой от основного текста.

6. Иллюстрации.

Не рекомендуется наклеивание на страницы реферата вырезанных из книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Иллюстрации называются и нумеруются.

7. Список литературы.

В конце работы приводится список использованной литературы, который пронумеровывается. Статьи и книги в списке располагают в алфавитном порядке – по первым буквам фамилий авторов. Запись о книге выполняется в следующем порядке: фамилия, инициалы автора, место издания. При ука­зании места издания сокращенно пишутся только Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб). Названия других городов пишутся полностью.

8. Приложения.

В некоторых работах целесообразно сделать приложение, куда помещаются дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии, описания и т. п. Приложения называются и нумеруются.



Курсовая работа

Курсовая работа – более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций. Объем курсовой работы может достигать 10-20 страниц; время, отводимое на ее написание – от 1-2 месяцев до семестра. В зависимости от объема времени, отводимого на выполнение задания, курсовая работа может иметь различную творческую направленность.

Курсовая работа во многом делается по такому же алгоритму, что и реферат.

Титульный лист

В верхней части титульного листа помещаются сведения об учреждении, в котором выполнена работа. В середине пишется тема работы. Справа – фамилия ее автора и научного руководителя. Внизу указывается место и год выполнения работы.

На первой странице работы, следующей за титулом, делается оглавление (содержание), являющееся ее планом с указанием страниц. Оглавление оформляется как сложный план текста.

Далее следуют: введение, главы с параграфами, заключение, список литературы, список иллюстраций (если они есть), приложения. Список иллюстраций и приложений дается в том порядке, в каком они расположены в тексте.

Структура курсовой работы

 Введение. Во введении следует обосновать актуальность избранной темы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость. Если исследуемая проблема достаточно хорошо изучена, следует кратко изложить существующие точки зрения. Здесь же дается исследовательский аппарат  работы и раскрываются задачи, которые исследователь ставит при написании работы. Во введении также должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и способы ее реализации. Во введении можно сказать об основных этапах работы и перечислить методы ее выполнения (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, исторических источников, их анализ, сравнение и т.п.). Объем введения 2-3 страницы.

Основная часть курсового исследования должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, сколько задач стоит перед автором, основная часть делится на главы, а внутри на параграфы (обычно основная часть состоит из двух глав). Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Содержанием основной части курсового исследования является теоретическое осмысление проблемы и изложение конкретного фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтения автора. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный текстовый материал, который аргументированно подтверждает изложенную теорию. Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы. (Например, основная часть может содержать следующие главы: первая – отражает краткую историю исследуемой проблемы. В ней автор ссылается на исследования ученых по этой теме. Во втором параграфе первой главы можно сделать обзор литературы и раскрыть теоретическую базу исследования. Во второй главе дается описание хода и результатов опытно-экспериментальной части.) Следует помнить, что перенасыщенность текста цитатами источников, в которых этот вопрос рассматривается (литературно-критические, научные статьи, монографии), чаще свидетельствует о неразработанности авторской позиции.

Внимательно следует отнестись к оформлению цитат. Цитата, как мы уже отмечали, это точное воспроизведение части авторского текста. Цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой на первоисточник. В практике применяется три варианта оформления ссылок: внутритекстовой, подстрочный, затекстовой. В случае внутритекстового оформления ссылки источник указывается сразу же за цитатой в круглых скобках.

Подстрочное оформление ссылки делается следующим образом. В тексте, после цитаты, заключенной в кавычки, над строкой ставится цифра или звездочка. На той же странице внизу под последней строкой текста проводится черта длиной 2 см., под ней повторяется цифра или звездочка, а затем дается библиографическое описание цитируемого издания с указанием страницы, откуда была взята цитата. При этом возможно начинать нумерацию ссылок на каждой странице заново от единицы, или вести сквозную нумерацию для каждой главы или в целом для всей работы.

Затекстовые ссылки оформляются с помощью квадратных скобок [ ]. Они удобны тем, что освобождают подстрочные сноски для другой информации. В скобках ставится арабская цифра, которая указывает порядковый номер первоисточника в алфавитном списке литературы, расположенном в конце работы, а через запятую курсивом указывается страница. Например, [4: 23].

В том случае, когда дается не точная цитата, а излагается идея другого автора, то она не заключается в кавычки, но в соответствии со всеми требованиями указывается первоисточник, где была сформулирована используемая мысль. Не указывается только страница. Если в работе приводится формулировка какого-либо концептуального положения, название (или ссылка) принципа, имеющего своего автора, то автор указывается с инициалами в круглых скобках. Например, «… принцип центрации образования на развитии личности учащегося…» (А. В. Мудрик).

Если в процессе работы создается дидактический материал, можно описать методику его создания и использования в учебно-воспитательном процессе.

 В основной части могут быть также представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.п.

Основная трудность при выполнении курсовой работы кроется в организации и построении эксперимента, поскольку в педагогической реальности результат, зачастую, обусловлен таким количеством факторов (иногда случайных), что даже учесть их не всегда возможно, тем более, однозначно выделить причины, породившие те или иные результаты. Кроме того, в педагогике всегда присутствовал и присутствует фактор субъективности. Не случайно, время и опыт проверяют и порой опровергают, казалось бы, самые обоснованные нововведения. В связи с вышесказанным особенно тщательно нужно продумать критерии, показывающие преимущества предлагаемого подхода. Критерии должны дать исследователю возможность оценить истинность или ложность выдвинутой гипотезы. Необходимо также сопоставить полученные результаты с аналогичными результатами других исследователей или практиков. При этом главное – выяснить причины совпадения или расхождения результатов.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы. Объем основной части курсовой работы  около 15 страниц.

В заключении, как правило, автор курсового исследования обобщает результаты осмысления проблемы, выводы, рекомендации, формулирует практические предложения, которые вытекают из его работы, подчеркивает их научную новизну и практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Объем заключения составляет 2-3 страницы. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.

Библиографический список. Библиографическое описание документов, включенных в библиографический список, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ («Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»).

Последовательность формирования библиографического списка может быть различной:

-  по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, пр. литература);

-  по алфавиту фамилий автора или названий документов;

-  по хронологии издания документов и т.п.

Приложения. Приложения к курсовой работе могут содержать первичный исследовательский материал: анкеты социологических опросов, статистические данные, копии документов, логические схемы, таблицы, формы договоров, копии конкретных соглашений, исполнительных документов, нормативные акты, извлечения из законодательных, правовых и иных документов и т.п. Приложения могут быть оформлены в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, иллюстраций и т.п. Каждое приложение начинается с нового листа, имеет свое название и располагается в порядке ссылки на него в тексте работы. Приложения нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу вслед за словом «Приложение». Например, «Приложение 3». Если приложение одно, то оно не нумеруется. Нумерация страниц приложений является продолжением нумерации основного текста. В оглавлении указываются номер приложения и его название. Например: «Приложение 1. Схема производственного процесса». Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы. Общий объем приложений – не более 10 листов.

Общий объем курсовой работы без учета приложений должен составлять 15-20 страниц текста.

Представляется курсовая работа в сшитом виде, дипломная – в папке для дипломных работ (или сброшюрованная с твердым переплетом).

 Защита курсовой работы проходит на открытом заседании кафедры или секции студенческого научного общества. В течение 7-10 минут студент излагает основные положения работы, а затем отвечает на вопросы членов комиссии или присутствующих. По результатам в зачетную книжку проставляется дифференцированная оценка (зачет).

При оценке уровня выполнения курсовой работы, в соответствии с поставленными целями для данного вида учебной деятельности могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции:

• умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой;

• умение собирать и систематизировать практический материал;

• умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик;

• умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;

• умение соблюдать форму научного исследования;

• умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

• владение современными средствами телекоммуникаций;

• способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;

• умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;

• способность создать содержательную презентацию выполненной работы.

Наиболее распространенные недостатки:

·  недостаточно используется новейшая специальная и научная литература и источники по теме за последние 3-5 лет, современные словари, справочники и т.п.;

·  зачастую основная часть работы не структурирована, т.е. в тексте работы отсутствуют разделы (параграфы), и материал подается «сплошным текстом»;

·  отсутствуют или недостаточно четко выделены критерии, согласно которым работа оценивается на «неудовлетворительно»;

·  тема и (или) содержание работы не относится к предмету дисциплины;

·  работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации;

·  неструктурированный план курсовой работы;

·  объем работы менее 15 страниц текста;

·  в работе отсутствуют ссылки и сноски на нормативные и другие источники;

·  в работе отсутствует приложение (копии документов, логические схемы и т.д.);

·  оформление курсовой работы не соответствует требованиям (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).

Общие требования к оформлению исследовательских работ:

(реферат, курсовая работа, дипломная работа и др.)

Текст работы набирается на машинке или на компьютере в Microsoft Word печатается на одной стороне листа формата А 4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания). Шрифт Times New Roman – обычный; размер – 14 пунктов; междустрочный интервал – полуторный; верхнее и нижнее поля – 2,5 см; левое поле – 3,0 см и правое – 1,5 см; абзац должен быть равен 1,25 см.

Каждая структурная часть работы: Содержание, Введение, главы Основной части, Заключение, Библиографический список, Приложения начинаются с новой страницы.

Главы и параграфы основной части работы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «глава» и «параграф» в заголовке не приводятся.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Например, первая глава нумеруется как «1», параграфы первой главы – соответственно 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.; вторая глава – «2», ее параграфы 2.1, 2.2, 2.3 и т.д.

Расстояние между заголовками структурных частей и следующим за ним текстом составляет три интервала. Такое же расстояние предусматривается между текстом предыдущей главы и заголовком последующего параграфа.

Заголовки глав, «Введение», «Заключение», «Содержание», «Библиографический список»» набираются прописными буквами и располагаются посредине строки. Точка в конце заголовка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в правом верхнем (нижнем) углу страницы (выравнивание по правому краю) без точки в конце номера.

Титульный лист работы, включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

В содержание (оглавление) работы включаются все структурные элементы, кроме титульного листа. Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Схемы, формулы и рисунки следует выполнять черными чернилами или тушью, если они не могут быть приведены в варианте компьютерной графики.

Цифровой материал рекомендуется помещать в тексте в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в середине строки, выровненной по ширине, под словом «Таблица», которое в свою очередь выравнивается по правому краю страницы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, в пределах глав. Например, таблица 1, таблица 2, таблица 3 и т.п. Таблицы располагаются в тексте работы сразу же после первой ссылки на нее или на следующей за первой ссылкой странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте. Аналогичным образом оформляется и иллюстративный материал (графики, схемы, диаграммы и т.п.). Название и нумерация иллюстраций, в отличие от табличного материала, помещаются под ними внизу. На все приводимые иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

 

Рекомендации к работе над библиографией

1. Прежде, чем приступить к составлению библиографии, уточните по конспекту лекций и учебнику (учебному пособию) педагогический контекст предложенной темы и ее суть.

2. Поиск литературы может быть ограничен 5-9 источниками, но они должны быть разными по жанру (монографии, научные доклады, статьи, тезисы) и характеру информации (теоретический, методической, практический).

3. Выпишите точно все библиографические данные по каждому источнику на отдельных карточках, а потом расположите их в алфавитном порядке. Образцы библиографического описания, соответствующие действующему ГОСТу 7.1 – 2003 приведены ниже.

 

Примеры библиографических записей:

1. Книги. Однотомные издания

Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64, [3] с. ; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.: с. 60–65. – 200 экз. – ISBN 5-201-14433-0.

Мюссе, Л. Варварские нашествия на Западную Европу [Текст] : вторая волна / Люсьен Мюссе ; перевод с фр. А. Тополева ; [примеч. А. Ю. Карчинского]. – СПб. : Евразия, 2001. – 344, [7] с. : ил. ; 21 см. – (Barbaricum). – Загл. пер. и корешка: Варварские нашествия на Европу. – Библиогр.: с. 304–327. – Указ. имен., геогр. назв.: с. 328–337. – Перевод изд.: Les invasions : le second assaut contre l’Europe Chretienne / Lucien Musset. Paris, 1965. – 2000 экз. – ISBN 5-8071-0087-5 (в пер.).

Владимир (Котляров В. С.). Обитель северной столицы [Текст] : Св.-Троиц. Сергиева пустынь : ист. очерк / митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; [послесл. игум. Николая и др.]. – СПб. : Сатисъ : Домострой, 2002. – 222, [1] с., [17] л. ил. : портр. ; 24 см. – Библиогр.: с. 207–208, библиогр. в примеч.: с. 158–185. – 3000 экз. – ISBN 5-7373-0233-4 (в пер.).

Перроун, П. Д. Создание корпоративных систем на базе Java 2 Enterprise Edition [Текст] : рук. разработчика : [пер. с англ.] / Поль Дж. Перроун, Венката С. Р. «Кришна», Р. Чаганти. – М. [и др.] : Вильямс, 2001. – 1179 с. ; 24 см + 1 электрон. опт. диск. – На пер. 1-й авт.: Пол Дж. Перроунж. – Предм. указ.: с. 1167–1179. – Перевод изд.: Building Java Enterprise systems with J2EE / Paul J. Perrone, Venkata S. R. (Krishna), R. Chaganti. Indianapolis. – 5000 экз. – ISBN 5-8459-0168-5 (в пер.).

Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. : осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1009 (809). – Библиогр.: с. 385–389. – 5000 экз. – ISBN 5-235-02408-7 (в пер.).

Ерина, Е. М. Обычаи поволжских немцев [Текст] = Sitten und Brauche der Wolgadeutchen / Екатерина Ерина, Валерия Салькова ; худож. Н. Стариков ; [Междунар. союз нем. культуры]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Готика, 2002. – 102 с. : ил. ; 20 см. – На обл. авт. не указаны. – Текст парал. рус., нем. – Библиогр.: с. 92–93. – 3000 экз. – ISBN 5-7834-0066-1.

Агафонова, Н. Н.  Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина ; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев ; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с. ; 22 см. – (Institutiones ; т. 221). – Библиогр.: с. 530–540. – 50000 экз. – ISBN 5-7975-0223-2 (в пер.).  

Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст] : учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков ; под общ. ред. Н. И. Тихонова. – 2-е изд. – М. : Физматлит : Лаб. базовых знаний ; СПб. : Нев. диалект, 2002. – 630 с. : ил. ; 25 см. – (Технический университет. Математика). – Библиогр.: с. 622–626. – Предм. указ.: с. 627–630. – 30000 экз. – ISBN 5-93208-043-4 (в пер.).

Российская Федерация. Президент (2000 - ; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). – М. : [б. и.], 2001. – 46, [1] с. ; 20 см. – 47000 экз.

Российский профсоюз работников судостроения. Устав общественной общероссийской организации «Российский профсоюз работников судостроения» – РПРС [Текст] : принят учред. конф. 17 дек. 1991 г. : изм. и доп. внес. I съездом профсоюза 22 дек. 1995 г., II съездом профсоюза 15 дек. 2000 г. – М. : ПрофЭко, 2001. – 43, [5] с. : ил. ; 21 см. – 1000 экз.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год [Текст] : тез. докл. / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – 62 с. : ил. ; 22 см. – 300 экз. – ISBN 5-93572-047-7.

«Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практическая конф. (2001 ; Новосибирск). Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26–27 апр. 2001 г. [Текст] : [посвящ. 50-летию НГАВТ : материалы] / редкол.: А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с. ; 21 см. – В надзаг. : Мэрия г. Новосибирска, Новосиб. обл. отд-ние Междунар. ассоц. по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, Новосиб. гос. акад. вод. трансп. – 300 экз.

Золотой ключик [Текст] : сказки рос. писателей : [для мл. и сред. шк. возраста] / составитель И. Полякова ; худож. В. Бритвин, Н. Дымова, С. Муравьев. – М. : Оникс, 2001. – 381, [2] с. : ил. ; 22 см. – (Золотая библиотека). – Содерж. авт.: А. Н. Толстой, Б. В. Заходер, А. М. Волков, Е. С. Велтистов, К. Булычев. – 10000 экз. – ISBN 5-249-00334-6 (в пер.).

История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред В. Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т. А. Суховой. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с. ; 21 см. – 10000 экз. – ISBN 5-230-10656-5.

Объединенная Германия: десять лет [Текст] = United Germany: ten years : проблем.-темат. сб. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, [Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. проблем, Отд. Зап. Европы и Америки ; отв. ред. и сост. А. А. Амплеева]. – М. : ИНИОН, 2001. – 273, [2] с. : ил. ; 21 см. – (Актуальные проблемы Европы, ISSN 0235-5620 ; 1’2001) (Серия «Европа. XXI век»). – Библиогр. в конце ст., библиогр. в примеч. в конце ст. – 360 экз.

Законодательные материалы

· Запись под заголовком

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39, [1] с. ; 20 см. – 10000 экз. – ISBN 5-94462-025-0.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. : одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – [4-е изд.]. – М. : Ось-89, [2001?]. – 46, [1] с. ; 21 см. – (Актуальный закон). – ISBN 5-86894-528-Х.

Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. – 94, [1] с. ; 20 см. – На тит. л.: Проф. юрид. системы «Кодекс» . – 5000 экз. – ISBN 5-7931-0142-Х.       

· Запись под заглавием

Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Приор, [2001?]. – 32, [1] с. ; 21 см. – 3000 экз. – ISBN 5-85572-122-3.

 

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст] : [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.] : офиц. текст : по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 159, [1] с. ; 21 см. – 3000 экз. – ISBN 5-94462-191-5.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 223.