Ознакомление с вариативными технологиями коррекционной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

            ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): «Логопедия»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 5
1.1. Общие сведения 5
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики 5
1.3. Место практики в структуре образовательной программы 5
1.4. Цель и задачи практики 7
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики 8
2. Содержание практики 10
3. Формы отчетности по практике 13
4. Фонд оценочных средств по практике 18
5. Учебно-методическое обеспечение практики 25
6. Перечень образовательных технологий 26
7. Описание материально-технической базы 29
8. Методические указания 27
  Приложения 42


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения. Преддипломная практика выпускников бакалавриата является обязательной составной частью образовательной программы и проводится в соответствии с утвержденным учебным планом по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Логопедия».

Общие сведения о практике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения

Форма обучения

Очная Заочная
Вид практики Производственная Производственная
Название практики Преддипломная Преддипломная
Место проведения практики Образовательная организация Образовательная организация
Курс 4 курс 5 курс
Семестр 8 семестр 10 семестр
Способ проведения Стационарная Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная) Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах 3 ЗЕТ 3 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 2 недели; 108 часов 2 недели; 108 часов

Преддипломная практика – вид работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, совершенствование навыков проектной и экспертной деятельности, на расширение содержания и структурирование эмпирического материала для подготовки проекта, составляющего основную часть выпускной квалификационной работы. Она способствует закреплению и развитию у студентов-бакалавров практических навыков, связанных с организацией коррекционно-развивающего воздействия на детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения речи. Преддипломная практика имеет большое значение для выполнения выпускной квалификационной работы и для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

1.1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики.

Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими нарушения речи в системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе прохождения обучающимися преддипломной практики в образовательном учреждении, в котором получают образование дети с нарушениями речи реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская.

 

1.1.3. Место практики в структуре образовательной программы.

Преддипломная практика составляющая образовательной программы, относящаяся в полном объеме к ее вариативной части (Блок 2).

 

1.1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры интеллектуальной недостаточности при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений психического развития (в первую очередь нарушений речи), основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушениями речи, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации детей с нарушениями речи. В процессе теоретической подготовки к производственной практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам педагогического обследования ребенка, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии детей с нарушениями речи; умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных  занятий; умениями консультировать семьи детей с нарушениями речи и педагогов, работающих с такими детьми.

При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений речевого развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений речевого развития, как на индивидуальных, так на подгрупповых и фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с нарушениями речи в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин – всех дисциплин учебного плана, т.к. на практику выходят студенты, завершившие полностью теоретическое обучение

1.1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.

Практика проводится последней, завершающей в общей системе практик. На практику выходят студенты, завершившие полностью теоретическое обучение.

1.1.4. Цель и задачи практики.

Общей целью преддипломной практики является подготовка выпускника к решению научно-педагогических задач в области профессиональной деятельности.

Цель практики: обобщение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда  в образовательной организации, реализующей образовательную программу для детей с нарушениями речи.

Задачи практики:

- обобщение знаний о задачах и функциях учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей образовательную программу для детей с нарушениями речи, со спецификой профессиональной работы в данных организациях;

- изучение и обобщение результатов изучения медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;

- овладение умениями анализировать деятельности (в первую очередь собственной профессиональной) учителя-логопеда, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития лиц с нарушениями речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи, протоколы индивидуального обследования детей с нарушениями речи, умениями составления конспектов и проведения коррекционных логопедических занятий, с учётом возрастных особенностей детей с нарушениями речи; навыком сбора и анализа информации для оценки эффективности собственной педагогической деятельности по коррекции недостатков речевого развития детей с нарушениями речи, навыками предоставления результатов исследования по овладению детьми основным образовательным областям в образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

1.1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3).

Для выполнения программы преддипломной практики студент-бакалавр должен обладать определенными знаниями, умениями и владениями, которые представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Перечень планируемых результатов практики

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)


Планируемые результаты (конкретизированные цели)

Знать Уметь Владеть 1. ПК-8 – Способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности   Трудовая функция Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи Необходимые знания Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи Трудовые действия Корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Необходимые умения Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи З.1. Теоретические основы организации и осуществления коррекционно-педагогической деятельности на школьном логопункте при общеобразовательной школе в обучении детей младшего школьного возраста с нарушением речи У.1: использовать знания основ работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с нарушениями речи, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности В.1.        Технологиями проектирования собственной педагогической деятельности с учетом поставленных учебно – производственных задач 2 ПК-9 Способен использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии Трудовая функция Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Необходимые знания - Основы использования компьютерных технологий в оказании комплексной, в т.ч. и образовательной помощи детям с ОВЗ.  Основные коррекционно-образовательные программы для оказания качественных образовательных услуг детям с ОВЗ Необходимые умения Определять перечень программ и др. компьютерных ресурсов для оценки эффективности коррекционно-образовательного процесса Трудовые действия Изготовление и использования диагностического и консультационного варианта материалов в ИКТ 3.2 – теоретические основы включения методов психолого-педагогического исследования в систему мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ; З.3 – возможности использования информационных технологий в представлении результатов исследования при организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. У.2. – использовать методы психолого-педагогического исследования в системе мониторинга достижения собственных планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В.2. –информационными технологиями создания и использования методов психолого-педагогического исследования в системе мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Преддипломная практика профиля «Логопедия» проводится в образовательных учреждениях.

Преддипломная практика осуществляется в форме создания и продвижения реальных проектов, выполняемых студентом в рамках утвержденной темы квалификационного исследования с учетом интересов и возможностей образовательных организаций, в которых она проводится. Тема проекта представляет собой практическую часть квалификационной работы.

Работа студентов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над квалификационным исследованием и освоениями компетенций коррекционно-педагогической; диагностико-консультативной; исследовательской; культурно-просветительской деятельности.

Студенты работают с документами и другой доступной информацией, характеризующей деятельность образовательной организации, реализующей образовательную деятельность в сфере образования детей с нарушениями речи.

Студент при прохождении преддипломной практики обязан:

– полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, включая индивидуальное задание;

– выполнять действующие в образовательной организации правила внутреннего распорядка;

– выполнять и нести ответственность за выполненную работу в образовательной организации по поручению руководителя практики;

– вести дневник практики по этапам;

– представить на кафедру письменный отчет о выполнении преддипломной практики и индивидуального задания вместе с отзывом, подписанным работодателем;

– защитить основные положения, отраженные в отчете.

Содержание педагогической практики студентов представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Содержание преддипломной практики

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код

Компетенции

на базе практики самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вводный этап практики

– участие в установочной конференции;

– ознакомление с целями и задачами преддипломной практики;

– составление, согласование и утверждение индивидуального задания практики;

– корректировка плана выпускной квалификационной работы

12 6 [1; 2; 8; 11; 12; 15; 21; 22] ПК–8 ПК–9

Основной этап практики

– выполнение индивидуального задания преддипломной практики;

– проведение педагогического эксперимента;

– оформление результатов выполненных исследований;

– подготовка рукописи выпускной квалификационной работы

36 18 [1–26] ПК- 8 ПК–9

Итоговый этап практики

– подготовка отчета о практике;

– подготовка текста доклада и презентации по теме выпускной квалификационной работы

24 12 [1–26] ПК–8 ПК–9

ИТОГО

72

38

ВСЕГО

Часов

Вариативная часть

36 : 28 : 36

Определение коэффициента успешностиУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа:

Кy=n/m;

Где:

Кy – коэффициент успешности;

n – количество выполненных операций (заданий) обучающимся;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить обучающийся.

Определение коэффициента сформированности компетенцииКОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий.

    Успешность выполнения разноуровневых заданий (см. Таблица 7 строка 1) с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции:

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в контроль включено четыре разноуровневых задания (см. Таблица 7 строка 2), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в контроль включено три разноуровневых задания (см. Таблица 7 строка 3), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

    Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что если у обучающегося коэффициент составляет 0,5–0,7, то он готов и способен демонстрировать компетенцию в своей профессиональной деятельности, в частности на педагогической практике.

4.3. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности обучающихся

На всех этапах практики осуществляется текущий контроль за деятельностью обучающихся по выполнению заданий, предусмотренных рабочей программой практики. Качество выполняемых студентами действий на практике характеризует уровень сформированности компетенций в соответствии с определенными показателями (знаниями, умениями, способами владения ими).

К способам проверки выполнения студентами заданий в процессе текущего контроля относятся: индивидуальное и групповое консультирование на базе практики и/или университета, собеседование, анализ и обсуждение результатов выполнения заданий и др.

В качестве средств текущего контроля и фиксации его результатов может применяться различный инструментарий, позволяющий определить коэффициент сформированности компетенций (например, см. Приложение 1).

4.4. Оценочные средства промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация (итоговая конференция по практике) осуществляется в разных формах: защита отчета, презентация проекта, проведение олимпиад, контрольных работ и иных способов проверки сформированности компетенций обучающихся; допускается индивидуальная и групповая защита отчета. Форма определяется руководителем практики. Оценка отчета обучающегося по практике (защита) на основании критериев (Таблица 3).

4.4.1. Форма проведения промежуточной аттестации на итоговой конференции:

4.4.1.1. Наименование формы защита отчета (индивидуальная);

4.4.1.2. Требования к содержанию

На защите отчета студенту необходимо продемонстрировать глубокие знания по вопросам (заданиям), предусмотренным программой практики. Информация должна соответствовать сведениям, представленным в отчете. Защита должна сопровождаться электронной презентацией.

Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенных для демонстрации проделанной работы в период практики.

Схема презентации:

1. Титульный лист.

2. Цели и задачи.

3. Характеристика базы практики.

4. Общая часть, раскрывающая содержание работы (в соответствии с программой практики, в т.ч. индивидуальное задание).

5. Результаты работы.

6. Выводы по практике.

7. Перспективы.

8. Приложения (документы, демонстрирующие высокий уровень сформированности компетенций, например, благодарности, сертификаты и т.п.).

Требование к оформлению слайдов. Стиль оформления должен быть единым. Вспомогательная информация не должна преобладать над основной. Для фона слайда выбирать холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов (один для фона, один для текста, один для заголовка). Для фона и текста используют контрастные цвета.

Требования к предоставлению информации.

К содержанию информации. Используются короткие слова и предложения. Количество предлогов, наречий, прилагательных минимизировано. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

К объему информации. Общее количество слайдов 15–17. На одном слайде не стоит представлять большой объем текстовой информации (не более 3-х фактов, выводов, определений). Ключевые пункты отображаются по одному на отдельных слайдах. Для обеспечения наглядности используются таблицы, диаграммы, рисунки и др.

4.4.1.3. Перечень критериев оценивания

Защита отчета по практике

Критерии оценивания защиты отчета

Показатели

Отлично хорошо удовлетво- рительно неудовлетво-рительно
Выполнение требований к содержательной части отчета, соответствие заданию        
Оценка степени самостоятельности проведенного анализа, доля участия в групповой работе        
Оценка качества проведенного анализа информации, данных        
Полнота, актуальность, логичность построения выступления (презентации)        
Обоснованность выводов и предложений        
Качество ответов на вопросы при защите отчета по практике (логически последовательные, содержательные, полные, правильные, конкретные)        

 

4.5. Критерии для определения итогового интегрального показателя оценки результатов по практике

Промежуточная аттестация осуществляется на основе учета результатов текущего контроля, участия в итоговой конференции по практике и характеристики с мест прохождения практики на основе критериев (Таблица 7).

На заключительном этапе практики анализируются студенческие отчеты руководителем практики. Подводятся итоги текущего контроля (на основе отчетной документации в соответствии с программой практики (см. табл. 4 «Отчетная документация по практике»), заполняется лист экспертной оценки практики (Приложение 6.).

На основании анализа отчетов и итогов текущего контроля определяются коэффициенты сформированности компетенций, измеряемых в рамках текущего контроля. Коэффициенты представляются в таблице 7.

Таблица 7..

Примерные критерии оценивания обучающихся по практике

Критерии Отметка
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1; – выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; – владеет теоретическими знаниями на высоком уровне; – умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу; – проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру 5 «отлично» или «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69; – выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики; – умеет определять профессиональные задачи и способы их решения; – проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки; – владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности 4 «хорошо» или «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59; – выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; – не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; – допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; – не проявляет инициативы при решении профессиональных задач 3 «удовлетворительно» или «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5; – не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; – обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; –не установил правильные взаимоотношения с субъектами деятельности; –продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; – проявил низкую активность; – не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; – во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность; – отсутствовал на базе практике без уважительной причины; – нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; – не сдал в установленные сроки отчетную документацию 2 «неудовлетворительно» или «не зачтено»

 

Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля и отчета студентов на итоговой конференции по практике.

Форма проведения итоговой конференции по практике определяется руководителем практики, на ней происходит групповая защита отчета.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

 

5.1. Основная литература

1. Логопедическая практика в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи /методические рекомендации / сост. Е.В. Шереметьева, Н.В. Войниленко. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 133 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/722

2. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ» / Утверждено учёным советом ЮУРГГПУ, протокол № 3 от 28.09. 2017 г. ftp://ftp.cspu.ru/upload/sveden/document/Pol_praktika_VO_06.10.17.pdf

 

5.2. Дополнительная литература

3. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез [Электронный ресурс] : монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прометей, 2013. — 192 c. — 978-5-7042-2463-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24029.html

4. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет). В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям [Электронный ресурс] / С.В. Бойкова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2014. — 176 c. — 978-5-9925-0015-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68602.htmlБорозинец Н.М. Логопедические технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. — 256 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62953.html

5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ж.М. Глозман. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 254 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11250.html

6. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам [Электронный ресурс] / Ж.М. Глозман. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 288 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11251.html

7. Екжанова Е.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях [Электронный ресурс] : методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы. Научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, О.А. Фроликова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2013. — 272 c. — 978-5-9925-0824-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61047.html

8. Ивановская О.Г. Логопедические занятия с детьми 5–6 лет [Электронный ресурс] : методические рекомендации / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Савченко. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2009. — 128 c. — 978-5-9925-0312-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19401.html

9. Илюк М.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] : методическое пособие / М.А. Илюк, Г.А. Волкова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2016. — 46 c. — 978-5-9925-0193-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68619.html

10. Ивановская О.Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6–7 лет на основе разрезных картинок [Электронный ресурс] / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Савченко. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2009. — 56 c. — 978-5-9925-0401-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19395.html

11. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс] : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2013. — 432 c. — 978-5-9925-0143-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791.html

12. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] : монография / И.Ю. Кондратенко. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2006. — 240 c. — 5-89815-751-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61045.html

13. Лизунова Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условия дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] : электронное программно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. — 74 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32073.html

14. Михеева И.А. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда [Электронный ресурс] : картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи / И.А. Михеева, С.В. Чешева. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2009. — 256 c. — 978-5-9925-0344-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44460.html

15. Методика обучения русскому языку как неродному [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.П. Лысакова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Русайнс, 2015. — 159 c. — 978-5-4365-0218-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48913.html

16. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2008. — 159 c. — 978-5-9925-0122-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44523.html 

17. Пименова Т.И. Выговаривать хочу... Исправление недостатков звукопроизношения у детей [Электронный ресурс] : дидактический материал / Т.И. Пименова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2009. — 96 c. — 978-5-9925-0285-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68594.html

18. Селиверстов В.И. Логопедия. Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия [Электронный ресурс] : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2016. — 432 c. — 978-5-8291-2008-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60366.htmlФилатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей. Теоретические и прикладные проблемы логопедии [Электронный ресурс] : монография /

19. Ю.О. Филатова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2012. — 218 c. — 978-5-7042-2396-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18614.htm 

20. Шеховцова Т.С. Формы логопедической работы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.С. Шеховцова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 120 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66128.html

21. Щербак, С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / С.Г. Щербак // автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук – Москва, 2011, С.23. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/470

22. Щербак, С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / С.Г. Щербак // Дис. ... кан. пед. наук – Москва, 2011, С.23. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/471

23. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3–4 классы) [Электронный ресурс] / О.Н. Яворская. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2010. — 144 c. — 978-5-9925-0532-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19392.html

5.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов по дисциплине

24. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011, - 64 с.

25. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова.–СПб., 2003.

26. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. –М., 2005.

27. Голиков, Н.А. Педагогика оздоровления в условиях полифункционального образовательного учреждения: монография / Н.А. Голиков. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2006.

28. Голиков, Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция: монография / Н.А. Голиков. – М.: Экшен, 2007.

  1. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб пособие для студентов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005.
  2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

31. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: уч. пособие / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: УГПУ, 2005.

32. Коротаева, Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования / Е.В. Коротаева, Т.Л. Аракелова, Т.В. Безродных и др. – Новосибирск: ЦРНС, 2010.

33. Несговорова, Н.П. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / Н.П. Несговорова. – Курган: Изд-во КГУ, 2013.

  1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2006.
  2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

36. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2007.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

37. Электронный каталог ЮУрГГПУ – система «Элекат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elecat.cspu.ru/.

38. Учебно-методические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cspu.sharepoint.com/sites/education.

39. Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ): полнотекстовая база на платформе DSpase [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui.

40. Электронная библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/.

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU / Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp / – Загл. с экрана

 

.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

технология проблемного обучения;

– технология проектного обучения;

– технология развития критического мышления;

– личностно-ориентированная технология;

– технология коллективно-творческих дел;

– технология организации группового взаимодействия;

– и др.

.

 

ПРАКТИКИ

Здание МБОО детский сад (школа) для детей с нарушениями речи; специально оборудованный кабинет учителя-логопеда, соответствующий действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при организации образовательного процесса; групповые комнаты дошкольников; методический кабинет (специализированная библиотека); кабинеты специалистов.

лицензионное программное обеспечение:

- Microsoft Windows 10 64-х

- Microsoft Windows 10 32-х

- Microsoft Office Professional Plus (Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Outlook, Publisher, Access)

- 7-zip

- Adobe Acrobat Reader DC

- Kaspersky Endpoint Security для бизнеса –

- Стандартный Russian Edition

- K-Lite Codec Pack

 

 

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Преддипломная практика проводится на 4 курсе в восьмом семестре освоения ОПОП.

Общее руководство над прохождением практики студента возлагается на группового руководителя. Перед началом практики он проводит организационное собрание практикантов и их научных руководителей, информирует о ее целях и задачах.

Непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики студента осуществляется его научным руководителем, совместно с которым студент разрабатывает тему индивидуального задания практики. Руководитель осуществляет постановку задач по самостоятельной работе в период практики и оказывает соответствующую консультационную помощь; согласовывает график проведения практики и осуществляет систематический контроль над ходом работы студента; оказывает помощь по всем вопросам, связанным с оформлением отчета.

 

8.2. Методические рекомендации для студентов

Студент проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом работы образовательной организации – места прохождения практики. Получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики. Отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

 

8.3. Структура и оформление выпускной квалификационной работы

Структура выпускной квалификационной работы определяется спецификой исследуемой проблемы, включает: содержание, введение, основную часть содержания, заключение, список литературы, приложения. При необходимости в квалификационную работу могут быть включены дополнительные материалы (графики, таблицы и т.д.), оформленные в виде приложения.

В содержание включают номера и заголовки структурных элементов, разделов (подразделов, пунктов) текстового документа. Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов, пунктов) в содержании должны повторять заголовки в тексте. Сокращение или другая формулировка недопустимы. Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов, пунктов), включённые в содержание, записывают строчными буквами, с первой прописной. Номера и заголовки подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов. При необходимости продолжения записи заголовка раздела, подраздела или пункта на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого заголовка на первой строке. После каждого заголовка ставят отточие и приводят номер страницы, на которой начинается данный раздел (приложение 8).

Введение выпускной квалификационной работы должно состоять из следующих разделов: актуальность темы исследования, степень научной разработанности проблемы, гипотеза исследования, объект и предмет, цель и задачи, эмпирическая база исследования, практическая значимость исследования, апробация исследования (если таковая имеется), структура исследования. Объем введения 2–4 страницы.

Основная часть выпускной квалификационной работы может состоять из двух-трех глав и параграфов, количество которых определяются студентом исходя из цели и задач исследования. В каждой главе должно быть, как правило, 2–3 параграфа. Выпускная квалификационная работа по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», должна, как правило, содержать раздел по методике преподавания предмета. Формулировка разделов и подразделов должна быть чёткой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание магистерской диссертации. Основная часть состоит не более чем из трех глав.

Заключение выпускной квалификационной работы должно содержать итоги проведенного исследования, полученные в ходе него основные выводы и обобщения, а также авторское видение перспектив разработки данной проблематики в рамках его последующей научно-исследовательской и профессиональной практической деятельности. Объем заключения 1–2 страницы.

Список использованной литературы выпускной квалификационной работы включает в себя все цитируемые источники, а также те источники, которые были изучены автором при написании его работы. Этот список может содержать фундаментальные труды, монографии и научные статьи, учебники и учебно-методические пособия, публикации отечественных и зарубежных специалистов в печатных и электронных средствах массовой информации, статистические материалы, а также различные документы, включая действующие нормативно-правовые акты и законопроекты, проведённые социологические или прикладные исследования и т.д. Литература включается в список в алфавитном порядке (по фамилии автора или названию источника) сначала на русском, а затем на иностранных языках. Обязательно указание на место и год издания (или адреса электронного сайта) источника.

Список литературы оформляется в соответствии действующими с требованиями ГОСТов:

- ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Дата введения 01.07.2004);

- ГОСТ 7-80.2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления (Дата введения 01.07.2000);

- ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов (Дата введения 01.07.2002);

- ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила (Дата введения 01.07.1995).

Приложения к выпускной квалификационной работе могут включать в себя дополнительные материалы – графики, таблицы, фотографии, карты, ксерокопии документов и т.д., которые, по мнению магистранта, призваны способствовать раскрытию рассматриваемой проблематики. При этом основной текст выпускной квалификационной работы должен содержать ссылки на соответствующие приложения. Общий объём приложений не должен превышать 10% от объёма основного текста выпускной квалификационной работы.

Использованные в выпускной квалификационной работы фактологические и количественные данные, а также выдержки из прямой речи или работ других авторов должны подкрепляться ссылками на цитируемые источники. Ссылки оформляются постранично в виде сноски внизу страницы и должны содержать следующие данные: фамилия и инициалы автора (авторов), название произведения, место и год издания, номер страницы, содержащей цитируемый текст.

Выпускная квалификационная работа выполняется в электронном (компьютерном) виде на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (21 х 29, 7 см) с соблюдением следующих требований:

– поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;

– шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;

– междустрочный интервал – полуторный;

– отступ красной строки – 1,25 см;

– выравнивание текста – по ширине.

Все страницы диссертации, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы внизу страницы по центру. Выпускная квалификационная работа распечатывается на принтере, обеспечивающем нормальное качество печати, переплетается или вкладывается в пластиковую папку-скоросшиватель. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, принятыми в вузе. Вторая после титульного листа страница должна содержать оглавление выпускной квалификационной работы.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы должен составлять 60 – 90 страниц машинописного текста без учета приложений в зависимости от характера исследования.

 

Приложения

Приложение 1

Индивидуальные задания

на _______________________________________________________________практику

                  (наименование практики в соответствии с учебным планом)

ФИО обучающегося_________________________________________группа__________________

Направленность (профиль) ОПОП _______________________________________________

Сроки прохождения практики____________________________________________________

Место прохождения практики____________________________________________________

Тема исследовательской работы__________________________________________________

                                                                Сроки ознакомления_________________________

 

№ п\п Перечень заданий Сроки выполнения Отметка о выполнении
       
       
       
       

 

Подпись руководителя практики от университета

 

Подпись руководителя практики от организации

 

Подпись студента -практиканта

 


 

Приложение 2


Образец отзыва

Отзыв

Образец отзыва

куратора практики от образовательной организации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

 

Отзыв

куратора практики от образовательной организации

В период с «__» ________ 20__ г. по «__» ________ 20__ г. студент_____________________________________________________________

проходил(а) преддипломную практику в __________________________

За время прохождения практики:

Студент изучил(а) вопросы: __________________________________

Самостоятельно провел(а) следующую работу: _____________________

При прохождении практики студент проявил (отношение к делу; реализация умений и навыков): _______________________________________

М.П.

Руководитель практики от организации

Дата

 


 

Приложение 4

Образец оформления отчета студента о преддипломной практике

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

ОТЧЕТ

по_________________________________________практике

(наименование)

на_________________________________________________

(наименование кафедры, вуза)

студента________________________________________

(Ф. И. О.)

 


 

Приложение 5



Самоанализ

Студента__________________________________________________

Кафедра______________________________________________________

Курс__________группа_______________

Направление подготовки________________________________________

За период педагогической практики мною были реализованы следующие виды деятельности: _______________________________________________

________________________________________________________________

Мною были применены на практике следующие методы научно-педагогического исследования: _______________________________________

________________________________________________________________

Были приобретены и развиты следующие компетенции, навыки и умения, характеризующие способности и готовность: __________________________

________________________________________________________________

На основе самоанализа я пришел(ла) к выводу об успешности моей педагогической деятельности в дальнейшем при реализации следующих условий: _

________________________________________________________________

Предложения и рекомендации по организации практики, общее впечатление от прохождения практики: _____________________________________

_______________________________________________________________

Также предлагаем ответить на следующие примерные вопросы:

1. Насколько цель преддипломной практики позволила вам использовать умения и навыки, полученные в процессе обучения по программе бакалаврского образования?

2. Хватило ли Вам времени, отведенного на практику для выполнения намеченной работы? С какими проблемами вы столкнулись в ходе практики?

3. Оцените вашу готовность к осуществлению собственной профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда.

 

Дата_______________

 

Подпись студента _________________


Приложение 7.


Лист

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПП по преддипломной практике

Направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование,

Направленность (профиль)  Логопедия

утверждена « 17 » мая 2017 г.

Внесены изменения:

№ п/п Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
       
       
       
       
       
     
     

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

            ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): «Логопедия»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 5
1.1. Общие сведения 5
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики 5
1.3. Место практики в структуре образовательной программы 5
1.4. Цель и задачи практики 7
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики 8
2. Содержание практики 10
3. Формы отчетности по практике 13
4. Фонд оценочных средств по практике 18
5. Учебно-методическое обеспечение практики 25
6. Перечень образовательных технологий 26
7. Описание материально-технической базы 29
8. Методические указания 27
  Приложения 42


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения. Преддипломная практика выпускников бакалавриата является обязательной составной частью образовательной программы и проводится в соответствии с утвержденным учебным планом по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Логопедия».

Общие сведения о практике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения

Форма обучения

Очная Заочная
Вид практики Производственная Производственная
Название практики Преддипломная Преддипломная
Место проведения практики Образовательная организация Образовательная организация
Курс 4 курс 5 курс
Семестр 8 семестр 10 семестр
Способ проведения Стационарная Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная) Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах 3 ЗЕТ 3 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 2 недели; 108 часов 2 недели; 108 часов

Преддипломная практика – вид работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, совершенствование навыков проектной и экспертной деятельности, на расширение содержания и структурирование эмпирического материала для подготовки проекта, составляющего основную часть выпускной квалификационной работы. Она способствует закреплению и развитию у студентов-бакалавров практических навыков, связанных с организацией коррекционно-развивающего воздействия на детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения речи. Преддипломная практика имеет большое значение для выполнения выпускной квалификационной работы и для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

1.1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики.

Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими нарушения речи в системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе прохождения обучающимися преддипломной практики в образовательном учреждении, в котором получают образование дети с нарушениями речи реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская.

 

1.1.3. Место практики в структуре образовательной программы.

Преддипломная практика составляющая образовательной программы, относящаяся в полном объеме к ее вариативной части (Блок 2).

 

1.1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры интеллектуальной недостаточности при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений психического развития (в первую очередь нарушений речи), основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушениями речи, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации детей с нарушениями речи. В процессе теоретической подготовки к производственной практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам педагогического обследования ребенка, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии детей с нарушениями речи; умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных  занятий; умениями консультировать семьи детей с нарушениями речи и педагогов, работающих с такими детьми.

При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений речевого развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений речевого развития, как на индивидуальных, так на подгрупповых и фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с нарушениями речи в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин – всех дисциплин учебного плана, т.к. на практику выходят студенты, завершившие полностью теоретическое обучение

1.1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.

Практика проводится последней, завершающей в общей системе практик. На практику выходят студенты, завершившие полностью теоретическое обучение.

1.1.4. Цель и задачи практики.

Общей целью преддипломной практики является подготовка выпускника к решению научно-педагогических задач в области профессиональной деятельности.

Цель практики: обобщение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда  в образовательной организации, реализующей образовательную программу для детей с нарушениями речи.

Задачи практики:

- обобщение знаний о задачах и функциях учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей образовательную программу для детей с нарушениями речи, со спецификой профессиональной работы в данных организациях;

- изучение и обобщение результатов изучения медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;

- овладение умениями анализировать деятельности (в первую очередь собственной профессиональной) учителя-логопеда, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития лиц с нарушениями речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи, протоколы индивидуального обследования детей с нарушениями речи, умениями составления конспектов и проведения коррекционных логопедических занятий, с учётом возрастных особенностей детей с нарушениями речи; навыком сбора и анализа информации для оценки эффективности собственной педагогической деятельности по коррекции недостатков речевого развития детей с нарушениями речи, навыками предоставления результатов исследования по овладению детьми основным образовательным областям в образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

1.1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3).

Для выполнения программы преддипломной практики студент-бакалавр должен обладать определенными знаниями, умениями и владениями, которые представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Перечень планируемых результатов практики

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)


Планируемые результаты (конкретизированные цели)

Знать Уметь Владеть 1. ПК-8 – Способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности   Трудовая функция Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи Необходимые знания Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи Трудовые действия Корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Необходимые умения Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи З.1. Теоретические основы организации и осуществления коррекционно-педагогической деятельности на школьном логопункте при общеобразовательной школе в обучении детей младшего школьного возраста с нарушением речи У.1: использовать знания основ работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с нарушениями речи, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности В.1.        Технологиями проектирования собственной педагогической деятельности с учетом поставленных учебно – производственных задач 2 ПК-9 Способен использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии Трудовая функция Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Необходимые знания - Основы использования компьютерных технологий в оказании комплексной, в т.ч. и образовательной помощи детям с ОВЗ.  Основные коррекционно-образовательные программы для оказания качественных образовательных услуг детям с ОВЗ Необходимые умения Определять перечень программ и др. компьютерных ресурсов для оценки эффективности коррекционно-образовательного процесса Трудовые действия Изготовление и использования диагностического и консультационного варианта материалов в ИКТ 3.2 – теоретические основы включения методов психолого-педагогического исследования в систему мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ; З.3 – возможности использования информационных технологий в представлении результатов исследования при организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. У.2. – использовать методы психолого-педагогического исследования в системе мониторинга достижения собственных планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В.2. –информационными технологиями создания и использования методов психолого-педагогического исследования в системе мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Преддипломная практика профиля «Логопедия» проводится в образовательных учреждениях.

Преддипломная практика осуществляется в форме создания и продвижения реальных проектов, выполняемых студентом в рамках утвержденной темы квалификационного исследования с учетом интересов и возможностей образовательных организаций, в которых она проводится. Тема проекта представляет собой практическую часть квалификационной работы.

Работа студентов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над квалификационным исследованием и освоениями компетенций коррекционно-педагогической; диагностико-консультативной; исследовательской; культурно-просветительской деятельности.

Студенты работают с документами и другой доступной информацией, характеризующей деятельность образовательной организации, реализующей образовательную деятельность в сфере образования детей с нарушениями речи.

Студент при прохождении преддипломной практики обязан:

– полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, включая индивидуальное задание;

– выполнять действующие в образовательной организации правила внутреннего распорядка;

– выполнять и нести ответственность за выполненную работу в образовательной организации по поручению руководителя практики;

– вести дневник практики по этапам;

– представить на кафедру письменный отчет о выполнении преддипломной практики и индивидуального задания вместе с отзывом, подписанным работодателем;

– защитить основные положения, отраженные в отчете.

Содержание педагогической практики студентов представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Содержание преддипломной практики

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код

Компетенции

на базе практики самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вводный этап практики

– участие в установочной конференции;

– ознакомление с целями и задачами преддипломной практики;

– составление, согласование и утверждение индивидуального задания практики;

– корректировка плана выпускной квалификационной работы

12 6 [1; 2; 8; 11; 12; 15; 21; 22] ПК–8 ПК–9

Основной этап практики

– выполнение индивидуального задания преддипломной практики;

– проведение педагогического эксперимента;

– оформление результатов выполненных исследований;

– подготовка рукописи выпускной квалификационной работы

36 18 [1–26] ПК- 8 ПК–9

Итоговый этап практики

– подготовка отчета о практике;

– подготовка текста доклада и презентации по теме выпускной квалификационной работы

24 12 [1–26] ПК–8 ПК–9

ИТОГО

72

38

ВСЕГО

Часов

Вариативная часть

Ознакомление с вариативными технологиями коррекционной работы

Дата: 2019-04-23, просмотров: 174.