УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ И
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

1. Понятие и виды государственной помощи

2. Учет государственной помощи

3. Учет бюджетных кредитов

4. Учет целевых поступлений

 

Понятие и виды государственной помощи

 

 Государственное регулирование и поддержка (помощь) играет существенную роль в экономике организации в рыночных условиях. Цель государственной поддержки – побуждать организацию на определенные действия по выполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государства и носящих целевой характер.

Вопросы учета государственной помощи регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000.

В ПБУ 13/2000 определяются виды государственной помощи, условия ее получения и порядок ее отражения в бухгалтерском учете. Данное ПБУ не распространяется на банки и некоммерческие организации.

Государственная помощь – доход или экономические выгоды конкретной организации в результате поступления активов, денежных средств.

Коммерческие организации могут получать государственную поддержку в форме:

1. Денежных средств. Эта форма государственной поддержки вытекает из ст.6 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из характера предоставления помощи бюджетные денежные средства делятся на:

а) носящие безвозвратный и безвозмездный характер:

субсидии – предоставляемые юридическому лицу денежные средства на условиях долевого финансирования целевых расходов;

субвенции – предоставляемые юридическому лицу денежные средства на осуществление определенных целевых расходов;

б) предоставляемые на возмездной и возвратной основе (бюджетные кредиты);

2. Ресурсов отличных от денежных средств: земельных участков, горных отводов, природных объектов (водоемов, лесов), объектов инженерной инфраструктуры, объектов жилого фонда и нежилых помещений, т. е. в форме имущества, числящегося в реестрах федерального имущества, имущества субъектов РФ, имущества муниципальных образований. Данный вид государственной помощи не вытекает прямо из положений Бюджетного кодекса РФ, но применяется на практике;

3. Прочей государственной поддержки – предоставляемой организации выгоды, которая не может быть обосновано оценена. Например, безвозмездное оказание консультационных услуг, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженными процентами, государственные закупки.

Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставляемых ресурсов. Бухгалтерский учет государственной помощи должен обеспечить выполнение следующих задач:

– правильное оформление документов и принятие к учету разных видов государственной помощи, признанной в качестве таковой и полученной;

– достоверное отражение в учете в качестве дохода полученной государственной помощи и ее возврата;

– полное раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности.

Для целей бухгалтерского учета важной является классификации государственных средств на:

– бюджетные средства на финансирование капитальных вложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов);

– бюджетные средства на финансирование текущих расходов на систематической основе (на приобретение материально-производственных запасов, оплату труда персонала организации и др. расходы аналогичного характера);

– на покрытие убытков (например, в ЖКХ, АПК);

– на оказание немедленной финансовой поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.

Именно эта классификация государственной помощи определяет порядок ее учета на счетах и признание в качестве дохода.

 

Учет государственной помощи

 

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» содержит безальтернативный вариант отражения в бухгалтерском учете полученной государственной помощи как дохода организации.

Государственная помощь (поддержка), предоставленная организации неденежными средствами (имуществом) в бухгалтерском учете может признаваться доходом не в одном отчетном периоде, а и в последующих отчетных периодах, т. е. растягивается в зависимости от времени использования имущества, полученного от государства. Например, государственная помощь в виде основного средства будет признаваться доходами, начиная с момента начисления амортизации ежемесячно в сумме, равной сумме амортизации.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» государственная поддержка принимается к бухгалтерскому учету при наличии двух условий:

– указанные средства будут получены;

– условия предоставления этих средств организацией будут выполнены.

Документы, подтверждающие государственную помощь:

– целевая программа;

– постановление Правительства;

– решение, соглашение, договор;

– утвержденная бюджетная роспись;

– уведомление о бюджетных ассигнованиях;

– уведомление о лимитах бюджетных обязательств;

– акты (накладные) приемки-передачи (например, акт по форме № ОС-1);

– план передачи земли, сооружений и другие документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствами

    ДТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    КТ сч.86 «Целевое финансирование».

По мере фактического получения средств задолженность, числящаяся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» погашается:

    ДТ сч.51 «Расчетные счета»

    КТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов (например, финансирование убытка), то в бухгалтерском учете в момент получения бюджетных средств производится запись:

    ДТ сч.51 «Расчетные счета»

    КТ сч.86 «Целевое финансирование».

Возможна ситуация, когда организация получила бюджетные средства, но не имеет достаточной уверенности, что ею будут выполнены все условия предоставления государственной помощи. В этом случае поступившие из бюджета денежные средства оформляются записью:

    ДТ сч.51 «Расчетные счета»

    КТ сч.86 «Целевое финансирование»

Но эти суммы должны учитываться как целевое финансирование (не переводиться в доход организации) до получения подтверждения, что все условия организацией выполнены. До этого момента бюджетные средства не могут использоваться организацией ни на приобретение основных средств, материальных ценностей, оплату труда, ни на другие цели.

Порядок списания сумм, учтенных на счете 86 «Целевое финансирование», определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». В части государственной помощи, предназначенной для финансирования капитальных вложений, списание со счета 86 «Целевое финансирование» осуществляется на счет 98 «Доходы будущих периодов» в качестве доходов будущих периодов:

    ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

    КТ сч.98 «Доходы будущих периодов».

Данная проводка может быть сделана только тогда, когда объект основных средств, приобретенный за счет бюджетных средств, введен в эксплуатацию, т. е. в бухгалтерском учете сделана запись:

    ДТ сч.01 «Основные средства»

    КТ сч.08 «Вложения во внеоборотные активы».

В течение срока полезного использования объекта сумма, числящаяся на счете 98 «Доходы будущих периодов», подлежат отнесению в размере начисленной амортизации в доходы текущего отчетного периода в качестве прочих доходов:

    ДТ сч.98 «Доходы будущих периодов»

    КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Обязательным условием для данной бухгалтерской записи является начисление амортизации, т. е. наличие в учете проводки

    ДТ сч.20 «Основное производство»,

    сч.23 «Вспомогательные производства»,

    сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

    сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

    сч.44 «Расходы на продажу»

    и др. счетов

    КТ сч.02 «Амортизация основных средств».

Особенности в учете возникают при признании в качестве дохода внеоборотных активов, не подлежащих в установленном порядке амортизации. Например, земельных участков.

По земельному участку, условием предоставления которого определено строительство на нем зданий, сооружений, решение о признании полученного земельного участка в качестве дохода принимается следующим образом. Субсидия в виде земельного участка признается доходом в течение тех отчетных периодов, в которых начисляется амортизация построенных на нем зданий и сооружений.

Государственная помощь, полученная неденежными средствами, равна рыночной стоимости полученных организацией активов. Для определения рыночной стоимости активов приглашаются независимые оценщики, а по земельным участкам – земельных комитеты. Для определения рыночной стоимости основных средств используются сведения организаций-изготовителей; можно воспользоваться также информацией из специальной литературы, прайс-листов, каталогов и т. д.

Государственная помощь, полученная на финансирование текущих расходов, списывается в период признания расходов, на финансирование которых она предоставлена. Целевое финансирование также признается в качестве доходов будущих периодов:

  ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

  КТ сч.98 «Доходы будущих периодов».

Данная бухгалтерская запись производится при принятии к учету материально-производственных запасов, то есть при наличии в учете проводки:

  ДТ сч.10 «Материалы»

  КТ сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

  сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В дальнейшем по мере отпуска материалов на производственные нужды, доходы будущих периодов в сумме, равной стоимости списанных материалов, включаются в текущие доходы в качестве прочих. Делаются две проводки на стоимость материалов, отпущенных на производственные нужды:

1). ДТ сч.20 «Основное производство»,

     сч.23 «Вспомогательные производства»,

     сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

     сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

    сч.44 «Расходы на продажу»

    КТ сч.10 «Материалы»

     сч.16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

2). Одновременно на эту же сумму делается запись:

     ДТ сч.98 «Доходы будущих периодов»

     КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Тоже самое происходит при начислении заработной платы работникам:

  1). На сумму начисленной заработной платы

     ДТ сч.20 «Основное производство»,

     сч.23 «Вспомогательные производства»,

     сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

     сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

              сч.44 «Расходы на продажу»

     КТ сч.70 «Расчеты с персоналом по заработной плате»;

   2). На сумму начислений внебюджетным фондам     

     ДТ сч.20 «Основное производство»,

     сч.23 «Вспомогательные производства»,

     сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

     сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

     сч.44 Расходы на продажу»

     КТ сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

     3). Одновременно на общую сумму

     ДТ сч.98 «Доходы будущих периодов»

     КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Существуют особенности в признании в бухгалтерском учете доходов от основной деятельности организации при отпуске продукции, выполнении работ, оказании услуг по льготным тарифам в соответствии с законодательством РФ. Величина дохода от основной деятельности этих организаций подлежит признанию в бухгалтерском учете в размере суммы тарифа за продукцию (работы, услуги), покрываемые за счет:

1) платы граждан

ДТ сч.50 «Касса»,

 сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.90 «Продажи»;

2) суммы возмещения из бюджета, предусмотренной на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством РФ льгот гражданам

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.90 «Продажи».

Действует порядок, при котором выручка от продажи продукции (работ, услуг) исчисляется в момент оказания услуг по действующим тарифам и на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан и возмещаемых из бюджета, она не уменьшается.

Таким образом, государственная помощь, относящаяся к доходам, признается организацией в качестве дохода в тех отчетных периодах, в которых произведены расходы, на компенсацию, которых она фактически получена.

В случае задержки получения государственной помощи на покрытие текущих расходов отчетного года, расходы, осуществленные организацией, в части не покрытой государством, учитываются как расходы отчетного периода и списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Поступление средств государственной помощи в следующем году для покрытия этих расходов, относится на финансовые результаты организации как прочие доходы:

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Единовременно полученная государственная помощь на оказание немедленной финансовой поддержки организации в качестве чрезвычайной, признается чрезвычайным доходом в том отчетном периоде, в котором она была получена:

– получение чрезвычайной помощи

   ДТ сч.51 «Расчетные счета»

   КТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

– отражение целевых денежных средств 

   ДТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

   КТ сч.86 «Целевое финансирование»;

– отнесение помощи на чрезвычайные доходы

   ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

   КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

 

Учет бюджетных кредитов

 

Организации могут получать государственную помощь на возвратной основе, что предусмотрено нормой ст.78 Бюджетного кодекса РФ.

Выделение бюджетных кредитов в отдельный раздел обусловлено особенностями их принятия к бухгалтерскому учету в зависимости от условий предоставления. Бюджетные средства, предоставленные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным или муниципальным унитарным предприятиям на договорной основе под банковские гарантии, поручительство, залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита, принимаются к бухгалтерскому учету в общем порядке, предусмотренном для учета заемных средств. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе установлено, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, такие средства учитываются как государственная помощь в порядке, установленном для учета бюджетных средств.

Если условия предоставления кредита не выполнены, бюджетные средства должны быть возвращены государству.

Возврат бюджетных средств, использованных либо не по целевому назначению, либо не было выполнено условие, определенное в договоре, отражаются в бухгалтерском учете:

– в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности государству по возврату

     ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

     КТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

– в части восстановления целевого финансирования

     ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

     КТ сч.86 «Целевое финансирование»;

– возврат бюджету

     ДТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

     КТ сч.51 «Расчетные счета».

 

Учет целевых поступлений

 

Коммерческие организации получают от физических и юридических лиц средства на определенные цели:

– на строительство жилья;

– на содержание детей в дошкольном детском учреждении;

– и т.д.

Для отражения движения этих средств в бухгалтерском учете предусмотрен счет 86 «Целевое финансирование». По кредиту счета 86 «Целевое финансирование» отражается поступление средств, по дебету - использование.

Поступление целевых средств в бухгалтерском учете оформляется записью

ДТ сч.50 «Касса»,

сч.51 «Расчетные счета»,

сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

КТ сч.86 «Целевое финансирование».

Использование целевых средств 

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,

сч.10 «Материалы»,

сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

и др. счетов.

Если финансирование было с целью долевого участия в строительстве, то по окончании строительства объект переходит в собственность к инвестору (к тому, кто финансирует) в учете делается запись 

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.08 «Вложения во внеоборотные активы».

Аналитический учет на счете 86 «Целевое финансирование» осуществляется по видам целевого финансирования и по инвесторам.



ЛЕКЦИЯ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.