По Гражданскому кодексу РФ отгруженная потребителям продукция является проданной (реализованной) по договору купли-продажи в момент отгрузки, если такой договор заключен с юридическими лицами – резидентами РФ. По договорам купли-продажи с нерезидентами (иностранными партнерами) готовая продукция считается проданной в соответствии с условиями заключенного договора. По этим условиям момент отгрузки не всегда совпадает с моментом продажи (с моментом перехода права собственности к покупателю). Существуют и другие договоры (договоры мены, комиссии и прочие), для которых предусмотрен отличный от общепринятого порядок перехода права собственности на готовую продукцию к покупателю.
Для отражения информации о наличии и движении отгруженной продукции по договорам, предусматривающим отличный от общепринятого порядка момент перехода права владения, пользования, распоряжения готовой продукцией и риска ее случайной гибели, предназначен активный инвентарный счет 45 «Товары отгруженные». По дебету счета 45 «Товары отгруженные» отражается отгруженная готовой продукции в оценке по фактической производственной себестоимости или по нормативной (плановой) себестоимости, т. е. по балансовой оценке:
ДТ сч.45 «Товары отгруженные»
КТ сч.43 «Готовая продукция».
На сч.45 «Товары отгруженные» готовая продукция и будет учитываться до момента реализации. При наступлении момента реализации на стоимость продукции по продажным ценам делается запись:
ДТ сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
КТ сч.90 «Продажи».
Фактическая себестоимость или нормативная (плановая) себестоимость проданной продукции списывается:
ДТ сч.90 «Продажи»
КТ сч.45 «Товары отгруженные».
Отпуск готовой продукции со склада оформляется приказом-накладной. Данный документ содержит приказ складу и накладную на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба организации (обычно отдел сбыта) на основании условий договора с покупателем с указанием наименования покупателя, его ИНН, количества и ассортимента продукции, сроков отгрузки. Факт отгрузки продукции покупателям оформляется накладной. Для того чтобы покупатель оплатил отгруженную продукцию, выписывается счет-фактура.
Учет расходов на продажу
К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость. Расходы, связанные с продажей учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», в состав которых входят:
1. Расходы на тару и упаковку готовой продукции на складе готовой продукции. Сюда включаются стоимость тары, оплата затаривания и упаковки сторонними организациями, заработная плата с отчислениями на социальное страхование и обеспечение собственных работников, занятых затариванием готовой продукции на складах готовой продукции.
2. Расходы на транспортировку в зависимости от франко.
При заключении договоров между поставщиками и покупателями делается оговорка о том, кто оплачивает транспортировку продукции и до какого места. Виды франко-мест:
–франко-склад поставщика. Это означает, что все расходы, начиная от погрузки готовой продукции на складе изготовителя и дальнейшей перевозке, несет покупатель продукции;
–франко-станция отправления. В этом случае поставщик несет расходы до разгрузки продукции на станции отправления включительно, а, начиная с погрузки в железнодорожные вагоны, самолеты, суда за доставку отвечает покупатель;
–франко-вагон-станция отправления. При отправке груза по железной дороге поставщик отвечает за продукцию и оплачивает расходы до тех пор, пока она не будет погружена в вагон;
–франко-вагон-станция назначения. Поставщик оплачивает расходы до станции назначения, а покупатель оплачивает выгрузку из вагона и последующие расходы по доставке;
–франко-станция назначения. Поставщик обязан доставить продукцию до станции назначения и выгрузить товар;
–франко-склад покупателя. Все расходы по доставке продукции покупателю несет поставщик.
На сегодняшний день самый распространенный вид оплаты в России франко-вагон-станция отправления.
3. Комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и коммерческим организациям в соответствии с договором;
4. Затраты на рекламу (расходы на объявления в печати, телевидении, расходы на каталоги, стоимость образцов изделий и т.д.);
5. Прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке продукции).
В соответствии с номенклатурой статей расходы на продажу отражают в течение отчетного месяца
ДТ сч.44 «Расходы на продажу»
КТ сч.10 «Материалы»,
сч.16 «Отклонение в стоимости материальных цен-
ностей»,
сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
сч.02 «Амортизация основных средств»
и др. счетов.
Учет расходов на продажу ведется в ведомости. По истечении отчетного месяца расходы списываются на себестоимость проданной продукции. Как правило, по видам продукции расходы на продажу относятся прямым путем. Если же прямое отнесение расходов невозможно, то их распределяют между видами продукции пропорционально производственной себестоимости. Списание расходов на продажу оформляется в учете записью:
ДТ сч.90 «Продажи»
КТ сч.44 «Расходы на продажу».
Счет 44 «Расходы на продажу» может иметь остаток, например, по расходам на рекламу. В бухгалтерском балансе организации остаток по счету 44 «Расходы на продажу» присоединяется к остатку счета 43 «Готовая продукция» и показывается по статье «Производственные запасы».
Дата: 2019-05-29, просмотров: 284.