СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
1. ТеоретическИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ....................................................................... .6
1.1 Нормативное регулирование учета реализации продукции (работ, услуг). 6
1.2 Характеристика основных операций, их документальное оформление и
отражение в учете............................................................................................... 10
2. Оценка состояния бухгалтерского учета и СВК на предприятии...................................................................................................... 18
2.1 Общие сведения о предприятии и технико-экономическая хар-ка............ 18
2.2 Оценка системы бухгалтерского учета........................................................ 20
2.3 Оценка системы внутреннего контроля....................................................... 22
3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЁТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ДСУ-1......................................................................................... 24
3.1 План и программа аудиторской проверки................................................... 24
3.2 Отчет по результатам аудиторской проверки.............................................. 37
3.3. Рекомендации по совершенствованию учёта............................................. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................46
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................51
ВВЕДЕНИЕ
Объем реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия. Этот показатель крайне важен и для начисления целого ряда налогов – налога на прибыль, НДС, акцизов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально – культурной сферы (ЖКХ) и других. Он важен для установления размеров нормируемых статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль.
По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств пред потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Существующий ранее проблемы отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг; доходов от продажи товаров; выбытия и поступления товаров и продукции, а также возникающие при этом обязательства были окончательно решены указаниями по заполнению квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г., утвержденными приказом Минфина РФ от 27.03.96 №31. В соответствии с этим указанием выручка от реализации товаров и продукции в отчете о финансовых результатах отражается в момент перехода права собственности на отгруженные или переданные товары или продукции покупателям. Аналогичный порядок принимается в отношении выполненных работ, оказанных услуг.
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы, связанные с учетом реализованной продукции (работ, услуг ), с формированием выручки от реализации и ее отражений в учете, а ключевым моментом являются особенности проведения аудиторской проверки реализованной продукции. Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукций – это залог правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.
Задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить существующие недостатки и прорехи в ведении бухгалтерского учёта и в частности учёта реализованной продукции, а также выработать конкретные рекомендации по устранению указанных недостатков и совершенствованию учёта и системы внутреннего учёта и контроля.
Объектом исследования является является краснодарское предприятие ДСУ-1.
В первой части курсовой работы приводятся методические и нормативные основы аудиторской проверки реализованной продукции, даётся характеристика основных операций, их документальное отражени и оформление в учёте. Во второй части описывается сам объект исследования и оценка исследования его системы бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля. В третьей части работы приводится общий план, программа проведения аудиторской проверки, а также отчёт по результатам проверки и рекомендации по совершенствованию данной отрасли учёта как было заявлено в цели работы.
Для облегчения деятельности аудиторов в курсовой работе (прил. 1) предложен стандарт по проведению аудиторской проверки учета реализованной продукции (работ, услуг ). В нем рекомендуется обратить внимание на проверку внутрихозяйственного контроля – реализации.
В процессе написания работы были использованы учебные пособия по бухгалтерскому учету и аудиту, статьи и монографии из журналов «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Аудит», а также изучена нормативная база, регламентирующая бухгалтерский учет и проведение аудита в России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Нормативное регулирование учета реализации продукции (работ, услуг)
По учету реализации продукции, работ, услуг разработано множество документов, имеющих отраслевую специфику. Но одновременно с этим учет реализации продукции, работ, услуг рассматривается и в основополагающих документах по бухгалтерскому учету.
В России в настоящее время складывается четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету.
Первый уровень – Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая (приняты Государственной Думой 21.10.94 и 22.12.95);
Налоговый кодекс РФ, часть первая ( принят Государственной Думой 16.07.98 г. )
Федеральный закон от 29.12.95 №222- ФЗ «О бухгалтерском учете» (действует с даты его официального опубликования – 28.11.96 г.);
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ ( утверждено приказом Министерства финансов РФ от 26.12.94 г. №170, введено в действие с 1.01.95 г.);
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н , введено в действие с 01.01.99.).Устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц, кроме банков, включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета.
Второй уровень - Система национальных бухгалтерских стандартов – Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время утверждено 10 положений.
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 № 60н). В нем отражаются основные моменты, которые необходимо раскрыть в учетной политике для достоверности бухгалтерского учета ( в том числе и метод определения выручки от реализации).
ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»
(утверждено приказом Министерства финансов РФ от 20.12.94 №167);
ПБУ 3/95 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 №50 );
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 №43н). В нем раскрываются основные требования, предъявляемые к составлению и предоставлению отчетности.
ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 15.06.98 № 25н);
ПБУ 6/97 «Учет основных средств» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 15.06.98 №10);
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты » (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №56н);
ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №57н);
ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 №32н);
ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 №33н);
В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 определяют понятия доходов и расходов организации и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Третий уровень – различного рода методические рекомендации, указания в основном Министерства финансов РФ, учитывающие в том числе отраслевую специфику.
Например:
План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР №56 от 01.11.91, публикуются с учетом внесенных изменений и дополнений согласно приказам Минфина РФ №173 от 28.12.94, № 81 от 28.07.95, №31 от 27.03.96, №15 от 17.02.97.
Четвертый уровень – внутренние рабочие документы организации.
Налоговый аспект учета реализации регулируется законами и подзаконными актами о налогах, такими, например, как
Закон РФ от 18.12.91 г. №1992 –1 «О налоге на добавленную стоимость»
Закон РФ от 06.12.91 г. «Об акцизах »
Закон РФ от 27.12.91 г. №2116 – 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
инструкции по этим налогам;
Указ Президента РФ от 8.05.96.г. №685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению платежной дисциплины» и др.
Рассмотрим основные нормативные документы, затрагивающие проблему учета реализации продукции ( работ, услуг) и формирование финансового результата для налогообложения.
В Налоговом кодексе в главе 7 раскрывается понятие выручки от реализации как объекта налогообложения, а также приводятся методы определения рыночной цены.
Наряду с этим документом порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли регламентирует «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ, услуг ), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. №552 с последующими изменениями, в том числе внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. №661. Оно определяет, что для целей налогообложения (кроме акцизов ) выручка от реализации продукции (работ, услуг ) определяется либо по мере ее оплаты , либо по мере отгрузки товаров ( выполнения работ, услуг) и предъявлению покупателю расчетных документов
Также разработан ряд документов, отражающих .учет реализации в различных видах деятельности.
Например:
«Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности» (письмо Минфина РФ от 24.01.94 №7);
«О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе» ( Минфин РФ от 30.10.92 г. №16-05/4). В нем определяется упрощенный порядок учета товарообменных операций. В соответствии с этим письмом учет товарообменных операций зависит в основном от выбранного варианта учета реализации продукции для целей налогообложения.
«Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговали» (Утверждено письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5 ). Устанавливает правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражение товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Однако при всем многообразии нормативных актов зачастую нарушается их иерархия, не соблюдаются требования по их оформлению и механизму утверждения.
1.2 Характеристика основных операций, их документальное оформление и отражение в учете.
Далее в Табл. 1 приводятся основные и наиболее типичные для данной организации операции связанные с учётом реализованной продукции, проводки, оформляемые при этом документы, задействованные учётные регистры:
Таблица 1
Операции, отражающие учет реализованной продукции
Операция | Первичный документ |
Проводка
2. Оценка состояния бухгалтерского учета и СВК на предприятии.
Период аудита 1.03.2000 – 17.03.2000
Период аудита 1.03.2000 – 17.03.2000
Количество человеко- часов 288 человеко - часов
Руководитель аудиторской группы Лазаренко О.С.
Состав аудиторской группы Лазаренко О.С., Иванова И.Н., Петров . П.П.
Планируемый аудиторский риск 0,04%
Планируемый уровень существенности 800000
Таблица 3.
Программа аудита
Перечень аудиторских процедур | Период проведения | Исполнитель | Рабочие документы аудитора | Примечание |
1 Изучить учетную политику. Оценить, насколько полно она отражает основные моменты по ведению бухгалтерского учета | 1.03.-2.03.2000 | Петров П.П., Лазаренко О.С. | Записи об изучении и оценке системы бухгалтерского учета, схемы документооборота | |
2 При проверке операций по отгрузке готовой продукции ( работ, услуг, сопоставить даты складской расходной накладной и пропуска на вынос (вывоз) продукции и материальных ценностей. При выявлении расхождении дат необходимо сличать период отражения операций по отгрузке продукции в учетном регистре и дату оплаты отгруженной продукции по выписке банка и платежному требованию или расходному кассовому ордеру. На обнаруженные расхождения сделать перерасчет выручки от фактической реализации продукции и определяют размер скрытой от налогообложения прибыли. | 10.03.00, | Иванова И.Н. Лазаренко О.С. | Обратить внимание на правильность отражения в учетных регистрах операций, связанных с реализацией продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств. | |
3 - Проверить соответствие объемов выпущенной продукции, указанной в журналах-ордерах, данным производственных отчетов, а последних- данным первичных документов. - Проследить движение материалов и готовой продукции по датам. - Сопоставить данные накладных на отпуск продукции с сведениями об оплате. - Изучить правильность корреспонденции счетов по отгрузке и реализации продукции. | 10.03., 13.03.00 | Иванова И.Н, Петров П.П. Лазаренко О.С. | Копии ошибочно выписанных документов; таблицы, обобщающие сведения о несоответствии данных первичных документов и учетных регистров. | Изучению подлежат реестры, справки и прилагаемые к ним документы, товарно-транспортная накладная, приказы на отгрузку, документы об отпуске продукции покупателю. |
4 В соответствии с выбранным методом определения выручки от реализации проанализировать данные ведомости №16 и ж/о №11. | 13.03.00 | Петров П.П. | Документы, свидетельствующие об ошибках в ведомостях и журналах-ордерах | |
5 Сверить сводные данные по журналу-ордеру №11 и суммы по ведомости №16, а также данные по Главной книге с данными журнала №11. | 13.03.00 | Лазаренко О.С. | ||
6 Сверить данные аналитического учета с данными синтетического: по ведомости №16 «Движение готовых изделий, реализованной продукции и материальных ценностей» , по ж/о №11, по кредиту счета 46, 62, с данными, отраженными · в Главной книге · балансе · Форме №2. | 13.03.00 | Иванова И.Н, Петров П.П. | Документы, свидетельствующие об ан7ализе хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета. | |
7 Проверить правильность и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции на счетах бухгалтерского учета. Проверка обоснованности приведенных в Главной книге и балансе данных о фактической себестоимости остатков нереализованной продукции и затрат незавершенного производства. | 14.03.00. | Иванова И.Н. Лазаренко О.С. | ||
8 Для проверки фактической выручки от реализации продукции сверяют данные по строке 010 с данными Главной книге счета 46. Общая сумма расхождения должна составить сумму НДС. | 14.03.00 | Петров П.П. | Таблица, отражающая суммы выручки от реализации, НДС, прибыли по данным Главной книги и Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» | В случае выявленных ошибок и несоответствий выяснить их причину. |
9 Составление отчета и информирование клиента о найденных ошибках | 16.03.00 | Иванова И.Н. Петров | ||
10 Составление клиенту аудиторского заключения | 17.03.00 | Лазаренко О.С. |
Расчет уровня существенности
Расчет уровня существенности производится в соответствии со стандартом аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» /23/
Таблица 4 – Расчет уровня существенности
Наименование показателя | Значение баз. показ., тыс .р. | Доля, % | Значение, приним. для нахождения уровня существ., тыс. р. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Балансовая прибыль | 1386,957 | 5 | 69,35 |
Валовый объем реализации без НДС | 45600,354 | 2 | 912,01 |
Валюта баланса | 22953,1 | 2 | 452,06 |
Собственный капитал | 11235 | 10 | 1123,5 |
Общие затраты предприятия | 44149,342 | 2 | 882,99 |
Среднее арифметическое показателей графы 4= (69,35+912,01+459,06+1123,5+882,99)/5=689,38
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(689,38-69,35)/689,38*100%=89,9%, т.е. больше, чем в 2 раза
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(1123,5-689,38)/689,38*100%=63,0%
Поскольку о в том, и другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего является значительным, принимаем решение отбросить значения 69,35 тыс. р. и 1123,5 тыс. р. и не использовать их при дальнейшем усреднении . находим новую среднюю величину:
(912,35+459,06+882,99)/3=751,47 тыс. р.
Полученную величину допустимо округлить до 800 тыс. р. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие до и после округления составляет:(800-751,47)751,47*100%=6,4%, что находится в пределах 20%
Расчет риска необнаружения
При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее:
1) все учитываемые операции действительно имели место;
2) хозяйственные операции были соответственным образом разрешены;
3) совершенные операции учитываются, отражаются в учете;
4) операции должным образом оцениваются (т.е., например, зарегистрированные продажи соответствуют суммам отгрузки, они правильно отфактурованы и отражены в учете );
5) операции правильно разнесены по счетам;
6) операции регистрируются своевременно;
7) операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу
Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности, а также сложность учитываемых хозяйственных операций , внутрихозяйственный риск можно оценить как низкий. Внутрихозяйственный риск равен 50%.
Определение риска контроля – это оценка системы внутрихозяйственного контроля с точки зрения способности обнаруживать и предотвращать ошибки. Чем эффективнее система внутрихозяйственного контроля, тем ниже фактор риска контроля.
При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия было выявлено наличие отдельных средств контроля, однако отсутствует схема документооборота, нет документа, в котором четко распределены обязанности работников. В связи с этим система внутреннего контроля была оценена как средняя, ей соответствует средний риск, равный 60%.
Риск аудита примем равным 4%.
Риск необнаружения = 4% /(50% + 60%)= 0,04%
Расчет количества необходимых человеко – часов
Расчет производится исходя из продолжительности проверки – 12 дней, продолжительности рабочего дня – 8 часов и количества работающих аудиторов – 3 человека. Итого: 12*8*3= 288 человеко – часов
Аудиторская выборка
Проверка проводилась выборочным способом. Для обеспечения репрезентативности выборки был использован систематический отбор.:. изучался каждый третий документ соответствующей категории.
Рекомендации по совершенствованию учета
Во время аудиторской проверки за 1998 год согласно плану были выявлены нарушения, содержания которых изложено в аудиторском отчете.
Учетная политика ДСУ-1 не в полной мере отвечает требованиям ПБУ 1/98 /7/ . необходимо более детально изучить нормативные документы и внести дополнения к приказу «Об учетной политике» в соответствии с вышеуказанным Положением /7/ и Инструкции по применению плана счетов /5/. А именно:
1 утвердить распределение служебных обязанностей работников бухгалтерии;
2 составить и указать в учетной политике рабочий план счетов;
3 разработать организацию документооборота;
4 указать сроки и порядок проведения инвентаризации наличных денежных средств;
5 утвердить список лиц, имеющих право получать деньги подотчет;
6 целесообразность, размеры и сроки, на которые выделяются средства под отчет
Рекомендуется к приказу об учетной политике разработать приложение для внутренних пользователей (должностные инструкции работников бухгалтерии, система оплаты труда, составление бухгалтерской документации , порядок хранения и сроки хранения первичных документов и учетных регистров, план счетов и т.д.)
В связи с тем, что на предприятии Форма №4 заполнена еще по старому образцу, необходимо изучить ПБУ 4/99 /6/ и внести соответствующие изменения в заполнение форм в следующем году.
Проверка правильности составления документов на отгрузку товаров, оказание работ, услуг показала недостаточную организацию работы бухгалтерии за проверяемые период. Документы подшиты не в порядке их составления. Выявлен целый ряд арифметических ошибок. Необходимо создать методику дополнительной проверки правильности оформления документов и отраженных в них сумм.
Всего за проверяемый период выявлено нарушений на сумму 424437,63 р. Сопоставляя эту сумму с рассчитанным уровнем существенности (800 000 р.), можно говорить о наличии ошибки второго уровня, т. е. ошибки существенны в отдельных областях. Хотя помимо количественных ошибок были выявлены и качественные ошибки.
Необходимо исправить все арифметические ошибки и описки, на основе регистров бухгалтерского учета восстановить главную книгу и Форму №2.
В ходе проверки установлено нарушение методологии ведения бухгалтерского учета , Инструкции по применению плана счетов /5/. Предприятие не выделяет НДС по реализованным работам, услугам ( нет проводки 46 – 68). Сумма по кредиту счета 46 полностью равна сумме по строке 010 Формы №2. Закон РСФСР от 21.03.91 №943 – 1 «О Государственной Налоговой Службе РСФСР » предусматривает взимание штрафа с виновного лица за нарушение методологии ведения учета от двух до пяти размеров ММОТ .
Рекомендуется по итогам проверки исправить допущенные нарушения, и и силами работников бухгалтерии осуществить исправления по аналогичным нарушениям в других периодах , не подвергнутых аудиторской проверке, внести изменения в учетные и отчетные данные, особенно по исчислению налоговых платежей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является понятие аудит и аудиторская проверка.
Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появление независимого контроля, обеспечивающего реализацию практической общественной потребности – подтверждение достоверности финансовой информации о деятельности экономический субъектов в интересах пользователей этой информации.
В рамках данной работы была проведена аудиторская проверка государственного предприятия «ДСУ-1», а также был разработан внутрифирменный стандарт по проведению аудита реализованной продукции, в котором разработаны таблицы, облегчающие проведение казанной проверки.
В ходе проверки была изучена система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля предприятия, и сразу при первоначальном ознакомлении с организацией бухгалтерского учета наблюдается невнимательность и пренебрежительность к требованиям законодательства. Все изменения, поправки, которые предписываются нормативными актами, принимаются к исполнению не сразу., что влечет за собой разночтения при сравнении отчетности разных организаций.
Зачастую в бухгалтерии вообще отсутствуют документы, регламентирующие бухгалтерский учет в нашей стране, либо их прочтение носит лишь формальный характер. То же можно сказать и об учетной политике. В лучшем случае она составляется в соответствии с требованием ПБУ 1/98 /7/, но не всегда все ее положения выполняются предприятием.
Необходимо более внимательно и серьезно подходить к требованию законодательных актов и документированию учета.
В курсовой работе рассматривается аудиторская проверка только одной области учета, а именно: учет реализованной продукции, работ, услуг. Это одна из главных областей учета, т. к. связана с получением предприятием выручки от реализации, а при эффективной работе и прибыли. Эта область требует повышенного внутреннего контроля, т. к. ошибки в учете объема реализованной продукции, ошибки в исчислении выручки влекут за собой неверно рассчитанные налоги, а это вызывает конфликты с налоговыми органами.
В целом на исследуемом предприятии не обнаружено грубых ошибок, однако все обнаруженные количественные и качественные ошибки говорят о необходимости повысить контроль за соблюдением методологии учета, правильности его ведения.
В четвертой части работы указаны рекомендации по соверщенствованию учета, сделанные по окончании проверки.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации .Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н , введено в действие с 01.01.99.
3. О годовой бухгалтерской отчетности организаций. Приказ Минфина РФ от 12.11.96. № 97. Приложение 1,2 к приказу Минфина РФ от 12.11.96. № 97. 4. Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая .Приняты Государственной Думой 21.10.94 и 22.12.95
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утвержден приказам Минфина РФ от 1.11.91 №56 и рекомендации для применения на территории управления РФ письмом Министерства экономики и Минфина РСФСР от 19. 12 91. №18-5 с изменениями, утвержденными приказом Минфина РФ от 28. 12. 94 № 173, от 28.07.95 №81 и от 17. 02.97. №15.
6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации » .Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 №43н
7. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 № 60н
8. Налоговый кодекс РФ, часть первая. Принят Государственной Думой 16.07.98
9. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции ( работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 №552, с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ от 1.07.95 №661, от 20.11.95. №1133 и от 11.03.97. №273
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств . Утверждены приказом Минфина РФ о 13. 06. 95. № 49
11. Закон РФ от 18.12.91 г. №1992 –1 «О налоге на добавленную стоимость»
12. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 11.11.95 №39
13. Закон РФ от 06.12.91 г. «Об акцизах »
14. О порядке исчисления и уплаты акцизов. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 9.12.91. №2; с изменениями и дополнениями
15. Закон РФ от 27.12.91 г. №2116 – 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
16. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций . Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 10.08.95 г. №37
17. О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе . Приказ Минфина РФ от 30.10.92 №16-05/4
18. Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности. Письмо Минфина РФ от 24.01.94 №7
19. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговали. Утверждено письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5
20. Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Утверждены Указом Президента РФ №2263 от 22.12.93
21. Стандарт аудиторской деятельности «Планирование аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96. Протокол №6
22. Стандарт аудиторской деятельности «Документирование аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96. Протокол №6
23. Стандарт аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96. Протокол №6
24. Стандарт аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22.01.98. Протокол №2
25. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.:ИНФРА – М, 1995г.
26. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). – М. :Экономика, 1994г.
27. Суйц В.Т, Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. – М.: ИЦ «Анкил», ИКЦ «ДИС», 1997г.
28. Медведев А.Н. Как избежать бухгалтерских ошибок. – М.: ИНФРА –М, 1996г.
29. Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру м аудитору: справочно-методическое пособие. – М.: Филинъ, 1998г.
30. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита .- М.: Филинъ, 1996г.
31. Данилевский Ю.А. Аудит промышленных акционерных обществ. -М.:Финстатинформ, 1995г.
32. Щадрилова С.Н. Бухгалтеру о внутреннем аудите . – М., 1996г.
33. Адамс Р. Основы аудита . – М.: ЮНИТИ, 1995г.
34. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. – М., Финансы и статистика, 1995 г.
35. Скобара В.В. Аудит. – М., Дело и Сервис , 1998 г.
36. Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок, проводимых налоговыми органами, и особенности бухгалтерского учета для целей налогообложения ( приложение к журналу «Налоговый вестник»). – М., 1997г.
37. Пятов М.А. Новое в учете реализации // Бухгалтерский учет, 1999г., №11
38. Газарян А.В. Аудиторская оценка и проверка системы внутреннего контроля // Бухгалтерский учет, 1999г., №1
39. Газарян А.В., Михайлова О.П. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет, 1999г., №9
40. Козлова Г.И. Оценка эффективности системы бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет, 1999г., №2
41. Сотникова Л.В. Учет и отчетность операций по реализации продукции // Бухгалтерский учет, 1998г., №1
42. Камоликова С.А. Особенности проведения аудита в строительных организациях // Бухгалтерский учет, 1997г., №11
43. Новиков С.С. учет выручки от реализации и отгрузки товаров // Бухгалтерский учет, 1996 г., №10
Приложение 1
Внутрифирменный стандарт
Аудиторская проверка реализованной продукции
1) Общие требования
Целью данного стандарта является установление единых требований при проведении аудиторской фирмой (аудитором ) проверки учета реализации продукции, работ, услуг.
2) Необходимость и принципы проведения аудиторской проверки учета реализации продукции, работ, услуг.
Объекты аудиторской проверки:
1. Объемы отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг
2. Выручка от реализации, формируемая в бухгалтерском и налоговом учете
При проведении проверки необходимо подтвердить достоверность отражения в учете операций по реализации .
На первом этапе необходимо ознакомиться с видами деятельности предприятия, его организационной структурой, формой учета, изучить учетную политику. В зависимости от собранной информации аудитор вносит корректировки в план проверки, рекомендуемый данным стандартом.
3) Документы , подлежащие проверке, и порядок их рассмотрения.
В основе проверки лежит установление соответствия сумм, отраженных в первичных документах, с суммами в журналах – ордерах, главной книге и форме №2, а также ведение учета в соответствии с выбранными в учетной политике методами. В ходе проверки аудитору следует ознакомиться с :
а) первичными документами по оформлению операций по отгрузке продукции (выполнению работ, оказанию услуг): накладные на отпуск готовой продукции, счета, счета – фактуры, акты выполненных работ, документы, связанные с оплатой, акты зачета взаимных требований, налоговые декларации;
б) ведомостями аналитического учета;
в) журналом – ордером №11;
г) Главной книгой;
д) Формой №2
4) Методика проведения проверки
Большое внимание при проведении проверки операций, связанных с реализацией, необходимо уделить внутрихозяйственному контролю в этой области. Ниже приводится схема, которую рекомендуется использовать в ходе проверки (рис.1).
Изучить систему внутрихозяйственного контроля - реализации |
Оценить риск контроля – реализации |
Оценить экономический эффект от проверки контрольных моментов |
Разработать тесты отдельных элементов хозяйственных операций, связанных с реализацией, для достижения целей внутрихозяйственного контроля | Процедуры аудита |
Размер выборки | |
Критерии отбора | |
Временные рамки |
Рис. 1 – Методика проверок хозяйственных операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг )
Таблица 6.
Основные вопросы, изучаемые в ходе проверки
Цели внутрихозяйственного контроля | Внутрихозяйственные контрольные моменты | Обобщение проверок хозяйственных операций по существу |
1 Учтенные объемы реализации действительно отражают реальные поставки реальным клиентам | - учтенные объемы реализации подтверждены транспортными документами; - счета – фактуры пронумерованы, по ним осуществляется учет; - ежемесячно проводятся сверка взаиморасчетов | - проверка журналов, Главной книги и аналитической ведомости по дебиторской задолженности - сверка записей в регистрах, по счетам – фактурам и транспортным документам; - сверка транспортных документов и учетных данных по отгрузке с записями по ТМЦ |
2 Проверка полноты отражения операций по реализации | Транспортные документы и счета – фактуры пронумерованы и по ним ведется соответствующий учет | |
3 Сверка сумм отпущенных товаров с суммами регистрации | Проверка наличия внутрихозяйственного контроля за подтверждения подлинности документов | Повторное вычисление по счетам – фактурам, сверки записей в счетах-фактурах с данными транспортных документов |
4 Проверка своевременности регистрации операций | Процедуры, требующие отражения, должны быть зафиксированы как можно скорее после момента их выполнения. Проверка документов на обнаружение неотфактурованных поставок | Сверка дат зафиксированных операций по реализации м датами в транспортных документах |
5 Проверка правильности отражения операций во вспомогательных записях, их обобщение и перенос | Внутрихозяйственные проверки | Подытожить данные первичных документов, журналов0ордеров, проследить за переносом данных в Главную книгу |
5) Нарушения, выявляемые в ходе проверки
Возможные нарушения:
1) не совпадают суммы, отраженные в первичных документах, с суммами в аналитических ведомостях, журналах – ордерах, Главной книге и формах отчетности;
2) не верно рассчитан НДС по реализованной продукции. В результате искажаются результаты по строке 010 в форме №2;
3) нарушается методология учета в части корректировки выручки от реализации по оплате в целях налогообложения. Зачастую предприятия неверно формируют выручку от реализации для целей налогообложения, если в учетной политике указан метод «по оплате», либо вообще не следуют выбранному методу формирования выручки от реализации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
1. ТеоретическИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ....................................................................... .6
1.1 Нормативное регулирование учета реализации продукции (работ, услуг). 6
1.2 Характеристика основных операций, их документальное оформление и
отражение в учете............................................................................................... 10
2. Оценка состояния бухгалтерского учета и СВК на предприятии...................................................................................................... 18
2.1 Общие сведения о предприятии и технико-экономическая хар-ка............ 18
2.2 Оценка системы бухгалтерского учета........................................................ 20
2.3 Оценка системы внутреннего контроля....................................................... 22
3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЁТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ДСУ-1......................................................................................... 24
3.1 План и программа аудиторской проверки................................................... 24
3.2 Отчет по результатам аудиторской проверки.............................................. 37
3.3. Рекомендации по совершенствованию учёта............................................. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................46
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................51
ВВЕДЕНИЕ
Объем реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия. Этот показатель крайне важен и для начисления целого ряда налогов – налога на прибыль, НДС, акцизов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально – культурной сферы (ЖКХ) и других. Он важен для установления размеров нормируемых статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль.
По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств пред потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Существующий ранее проблемы отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг; доходов от продажи товаров; выбытия и поступления товаров и продукции, а также возникающие при этом обязательства были окончательно решены указаниями по заполнению квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г., утвержденными приказом Минфина РФ от 27.03.96 №31. В соответствии с этим указанием выручка от реализации товаров и продукции в отчете о финансовых результатах отражается в момент перехода права собственности на отгруженные или переданные товары или продукции покупателям. Аналогичный порядок принимается в отношении выполненных работ, оказанных услуг.
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы, связанные с учетом реализованной продукции (работ, услуг ), с формированием выручки от реализации и ее отражений в учете, а ключевым моментом являются особенности проведения аудиторской проверки реализованной продукции. Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукций – это залог правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.
Задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить существующие недостатки и прорехи в ведении бухгалтерского учёта и в частности учёта реализованной продукции, а также выработать конкретные рекомендации по устранению указанных недостатков и совершенствованию учёта и системы внутреннего учёта и контроля.
Объектом исследования является является краснодарское предприятие ДСУ-1.
В первой части курсовой работы приводятся методические и нормативные основы аудиторской проверки реализованной продукции, даётся характеристика основных операций, их документальное отражени и оформление в учёте. Во второй части описывается сам объект исследования и оценка исследования его системы бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля. В третьей части работы приводится общий план, программа проведения аудиторской проверки, а также отчёт по результатам проверки и рекомендации по совершенствованию данной отрасли учёта как было заявлено в цели работы.
Для облегчения деятельности аудиторов в курсовой работе (прил. 1) предложен стандарт по проведению аудиторской проверки учета реализованной продукции (работ, услуг ). В нем рекомендуется обратить внимание на проверку внутрихозяйственного контроля – реализации.
В процессе написания работы были использованы учебные пособия по бухгалтерскому учету и аудиту, статьи и монографии из журналов «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Аудит», а также изучена нормативная база, регламентирующая бухгалтерский учет и проведение аудита в России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Нормативное регулирование учета реализации продукции (работ, услуг)
По учету реализации продукции, работ, услуг разработано множество документов, имеющих отраслевую специфику. Но одновременно с этим учет реализации продукции, работ, услуг рассматривается и в основополагающих документах по бухгалтерскому учету.
В России в настоящее время складывается четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету.
Первый уровень – Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая (приняты Государственной Думой 21.10.94 и 22.12.95);
Налоговый кодекс РФ, часть первая ( принят Государственной Думой 16.07.98 г. )
Федеральный закон от 29.12.95 №222- ФЗ «О бухгалтерском учете» (действует с даты его официального опубликования – 28.11.96 г.);
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ ( утверждено приказом Министерства финансов РФ от 26.12.94 г. №170, введено в действие с 1.01.95 г.);
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н , введено в действие с 01.01.99.).Устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц, кроме банков, включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета.
Второй уровень - Система национальных бухгалтерских стандартов – Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время утверждено 10 положений.
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 № 60н). В нем отражаются основные моменты, которые необходимо раскрыть в учетной политике для достоверности бухгалтерского учета ( в том числе и метод определения выручки от реализации).
ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»
(утверждено приказом Министерства финансов РФ от 20.12.94 №167);
ПБУ 3/95 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 №50 );
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 №43н). В нем раскрываются основные требования, предъявляемые к составлению и предоставлению отчетности.
ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 15.06.98 № 25н);
ПБУ 6/97 «Учет основных средств» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 15.06.98 №10);
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты » (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №56н);
ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №57н);
ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 №32н);
ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 №33н);
В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 определяют понятия доходов и расходов организации и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Третий уровень – различного рода методические рекомендации, указания в основном Министерства финансов РФ, учитывающие в том числе отраслевую специфику.
Например:
План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР №56 от 01.11.91, публикуются с учетом внесенных изменений и дополнений согласно приказам Минфина РФ №173 от 28.12.94, № 81 от 28.07.95, №31 от 27.03.96, №15 от 17.02.97.
Четвертый уровень – внутренние рабочие документы организации.
Налоговый аспект учета реализации регулируется законами и подзаконными актами о налогах, такими, например, как
Закон РФ от 18.12.91 г. №1992 –1 «О налоге на добавленную стоимость»
Закон РФ от 06.12.91 г. «Об акцизах »
Закон РФ от 27.12.91 г. №2116 – 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
инструкции по этим налогам;
Указ Президента РФ от 8.05.96.г. №685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению платежной дисциплины» и др.
Рассмотрим основные нормативные документы, затрагивающие проблему учета реализации продукции ( работ, услуг) и формирование финансового результата для налогообложения.
В Налоговом кодексе в главе 7 раскрывается понятие выручки от реализации как объекта налогообложения, а также приводятся методы определения рыночной цены.
Наряду с этим документом порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли регламентирует «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ, услуг ), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. №552 с последующими изменениями, в том числе внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. №661. Оно определяет, что для целей налогообложения (кроме акцизов ) выручка от реализации продукции (работ, услуг ) определяется либо по мере ее оплаты , либо по мере отгрузки товаров ( выполнения работ, услуг) и предъявлению покупателю расчетных документов
Также разработан ряд документов, отражающих .учет реализации в различных видах деятельности.
Например:
«Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности» (письмо Минфина РФ от 24.01.94 №7);
«О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе» ( Минфин РФ от 30.10.92 г. №16-05/4). В нем определяется упрощенный порядок учета товарообменных операций. В соответствии с этим письмом учет товарообменных операций зависит в основном от выбранного варианта учета реализации продукции для целей налогообложения.
«Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговали» (Утверждено письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5 ). Устанавливает правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражение товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Однако при всем многообразии нормативных актов зачастую нарушается их иерархия, не соблюдаются требования по их оформлению и механизму утверждения.
1.2 Характеристика основных операций, их документальное оформление и отражение в учете.
Далее в Табл. 1 приводятся основные и наиболее типичные для данной организации операции связанные с учётом реализованной продукции, проводки, оформляемые при этом документы, задействованные учётные регистры:
Таблица 1
Операции, отражающие учет реализованной продукции
Операция | Первичный документ |
Проводка
2. Оценка состояния бухгалтерского учета и СВК на предприятии.
Общие сведения о предприятии и технико-экономическая хар-ка.
Государственное предприятие "Дорожно-строительное управление №1" (в дальнейшем именуемое "Предприятие") создано в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и является правопреемником Дорожно-строительного управления №1 зарегистрированного решением Исполкома Советского Района Совета Народных Депутатов г. Краснодара № 151/22 пр. 08 от 10 апреля 1991 года.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", законодательством и нормативными актами Российской Федерации и Уставом.
Целями создания Предприятия являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг и целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
- содержание, ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования краевого значения и внутрихозяйственных автодорог, мостов и других объектов производственного и социального назначения;
- работы по добыче и переработке строительных материалов и полу фабрикатов, производству товаров народного потребления и оказание платных услуг населению;
- производство и сбыт сельскохозяйственной продукции;
- организация творческих и производственных мастерских, объектов общественного питания и торговли;
- благотворительная деятельность;
- торговля, маркетинг, лизинг, реклама, посредничество, брокерские операции, оказание иных коммерческих, правовых и других услуг;
- направление на стажировку и обучение специалистов для изучения опыта работы в российских и иностранных учебных заведениях, организациях, на предприятиях и фирмах;
- ремонт и обслуживание автомобилей;
- выполнение работ и услуг в других областях деятельности, не запрещенных российским законодательством.
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются:
- прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
- амортизационные отчисления;
- средства от продажи ценных бумаг;
- паевые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан;
- кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.
Предприятие реализует продукцию, работы и услуги, оказываемые предприятиям и населению по ценам и тарифам, устанавливаемым Предприятием в соответствии с действующим законодательством.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 245.