Анализ и оценка учетной политики предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проверка учетной политики предприятия относится к значимым областям аудита. Знание учетной политики позволяет аудитору разрабатывать эффективные методы проверки. В связи с этим учетная политика предприятия является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности — от планирования до формирования заключения.

Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т. п.

Целью изучения учетной политики является анализ и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета. При этом аудитором должны быть рассмотрены документы, определяющие учетную политику:

- приказ об учетной политике проверяемого предприятия;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике.

Изучив и проанализировав представленную информацию, необходимо оценить, не является ли отношение руководства предприятия к формированию и исполнению учетной политики формальным, поскольку только лишь наличие приказа об учетной политике не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления предприятием.

При проведении аудиторской проверки учетной политики аудитор должен установить:

- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

- соответствие сроков утверждения приказа об учетной политике требованиям нормативных актов;

- последовательность применения учетной политики;

- раскрытие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих предприятию достоверно отразить его имущественное состояние и финансовые результаты;

- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

- соблюдение учетной политики.

В процессе аудиторской проверки необходимо проанализировать соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитору необходимо убедиться, что учетная политика содержит информацию, обосновывающую выбор способов бухгалтерского учета и особенности их применения исходя из специфики отраслевой принадлежности и иных условий.

Если предприятие самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета, то аудитор проверяет, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Аудитору также необходимо оценить, соответствует ли перечень условий и методик, раскрывающих сущность и содержание учетной политики предприятия, требованиям, предусмотренным ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Аудитору следует проанализировать, обеспечивает ли учетная политика предприятия выполнение следующих задач:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям (участникам) и собственникам имущества предприятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и т. д.;

- обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета на предприятии в целом и в его структурных подразделениях;

- обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

При формировании учетной политики и последующем ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться основополагающие принципы, требования и допущения, такие как:

1) допущение имущественной обособленности — предполагает, что активы и обязательства предприятия существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого предприятия и активов и обязательств других организаций, т. е. в балансе предприятия отражаются только данные об имуществе и обязательствах самого предприятия, а все, что не принадлежит ему, учитывается на забалансовых счетах;

2) допущение непрерывности деятельности — предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Это означает, что учетная политика создается не на один год, т. е. изначально планируется ее применение в течение длительного периода;

3) допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности — предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

4) требование полноты — означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности независимо от желаний отдельных работников;

5) требование своевременности — означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

6) требование осмотрительности — означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

7) требование приоритета содержания перед формой — означает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержании и условий хозяйствования;

8) требование непротиворечивости — означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

9) требование рациональности — означает рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и масштабов предприятия.

При анализе учетной политики предприятия необходимо также выяснить, все ли вопросы, изложенные ниже в виде таблицы, определены и насколько полно и достоверно они раскрыты.

 

Таблица 1 – Способы организации и ведения бухгалтерского учета

№ п/п

Объект учетной политики Способы организации и ведения бухгалтерского учета

1

2 3

1.

Порядок организации бухгалтерского учета — Учреждение бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Введение в штат должности бухгалтера. — Передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. — Ведение бухгалтерского учета руководителем предприятия

2.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета — Разрабатывается на основе типового плана счетов

3.

Форма бухгалтерского учета — Журнально-ордерная форма. — Упрощенная форма. — Другие формы

4.

Формы первичных документов бухгалтерского учета — Хозяйственные операции оформляются документами установленной формы. — Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются предприятием самостоятельно

5.

Организация документооборота — В соответствии с утвержденным графиком документооборота

6.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств — Порядок и сроки определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно

7.

Оценка имущества и обязательств — В рублях и копейках. — В рублях с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты

8.

Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля — Предприятие самостоятельно разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля исходя из особенностей функционирования и требований управления предприятием

9.

Формы бухгалтерской отчетности — Разрабатываются на основе рекомендуемых типовых форм
10.

Способ представления бухгалтерской отчетности пользователям

— На бумажных носителях. — В электронном виде
11.

Переоценка основных средств

— Проводится на начало отчетного года. — Не проводится
12.

Списание стоимости основных средств, не превышающей 1000 р. за единицу

— Путем начисления амортизации. — Путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию

1

2 3
13.

Начисление амортизации основных средств

— Линейный способ. — Способ уменьшаемого остатка. — Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. — Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
14.

Погашение стоимости нематериальных активов

— Накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете. — Уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива
15.

Начисление амор-тизации нематериальных активов

— Линейный способ. — Способ уменьшаемого остатка. — Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
16.

Оценка приобретаемых материально-производственных запасов

— По фактической себестоимости приобретения. — По учетным ценам
17.

Признание транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

— Учет ТЗР на счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей». — Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретаемых материально-производственных запасов. — Учет ТЗР на отдельном субсчете счета «Материалы»
18.

Списание ТЗР и

отклонений в стоимости материально-производственных запасов

— Метод среднего процента. — Упрощенные методы
19.

Оценка списываемых материально-производственных запасов

— Метод оценки по себестоимости каждой единицы. — Метод оценки по средней себестоимости. — Метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО). — Метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
20.

Оценка незавершенного производства

— По фактической себестоимости. — По нормативной производственной себестоимости. — По прямым статьям затрат. — По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов
21.

Оценка выпущенной готовой продукции

— По фактической производственной себестоимости. — По нормативной производственной себестоимости. — По договорным ценам. — По другим видам цен
22.

Классификация

затрат на производство

— Прямые и косвенные. — Условно-переменные и условно-постоянные
23.

Распределение

косвенных расходов по видам деятельности

— Пропорционально выручке от продажи продукции (работ, услуг). — Пропорционально сумме прямых затрат. — Другим способом
1

2

3
24.

Создание резервов

по.сомнительным

долгам

— Создаются. — Не создаются
25.

Создание резервов предстоящих расходов

— Создаются. — Не создаются
26.

Создание резервного фонда

— Создается. — Не создается
       

 

В случае наличия дополнений и изменений к учетной политике аудитор должен убедиться, что они внесены в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности предприятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенного изменения условий деятельности, которые могут, быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. д.

Кроме того, аудитор должен проверить наличие у предприятия учетной политики для целей налогового учета.

В учетной политике для целей налогообложения должен быть отражен порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аудитор, также проверяет наличие приложений к учетной политике для целей налогообложения, таких как формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 233.