Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета
Нормативная база, используемая аудитором при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия его организации действующему законодательству, - это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Основными нормативными актами, регулирующими организацию бухгалтерского учета на предприятии, являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).
4. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждены Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н (с изменениями и дополнениями).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утверждено Приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н.
9. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105).
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).
11. Письмо Минфина России «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59.
12. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями).
Цели и задачи аудита
Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:
- установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;
- охарактеризовать системы документации и документооборота;
- дать оценку учетной политики предприятия.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.
В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.
Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуществами которой является возможность оперативной обработки значительных массивов информации, реализация принципа однократного ввода информации в систему, возможность получения разнообразных отчетов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.
Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.
В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.
Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.
Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.
Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:
- неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;
- полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
- строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и синтетического учета;
- использование метода двойной записи;
- разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды (месяц, квартал и год);
- соблюдение имущественной обособленности предприятия;
- предположение о непрерывности деятельности предприятия.
Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.
Если при изучении Положения об учетной политике будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;
- существенного изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения руководителем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.
Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.
Заключение
Вопросы организации бухгалтерского учета и учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.
Целью ознакомления с учетной политикой является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике.
Информационной базой для ознакомления с содержанием организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии являются:
· приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;
· рабочий план счетов бухгалтерского учета;
· перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
· утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
· пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
· изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
· дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
При проведении проверки необходимо установить:
· наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
· соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
· последовательность применения учетной политики;
· наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
· полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
· соблюдение учетной политики.
Аудит организации бухгалтерского учета начинается с того, что проверяется функционирование фактической формы учета и степень ее полноты и достаточности. Проверяется наличие должностных инструкций для всех работников бухгалтерии, рабочего плана счетов, приказов о назначении материально-ответственных лиц, порядок проведения инвентаризаций.
По результатам экспертизы организации и состояния бухгалтерского учета формулируется вывод о соответствии системы бухгалтерского учета масштабам деятельности организации и адекватности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Данный вывод является одним из ключевых для аудиторского заключения.
Библиографический список
1. О бухгалтерском учете [Текст]: Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 г. №123-ФЗ, от 28.03.2002 г. №32-ФЗ, от 31.12.2002 г. №187-ФЗ, от 31.12.2002 г. №191-ФЗ; Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 г. №61-ФЗ; Федерального закона от 30.06.2003 г. №86-ФЗ) // Российская газета, 1996.
2. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 9.12.1998 №60н / Положения по бухгалтерскому учету - 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
3. ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 20.12.1994 №167 / Положения по бухгалтерскому учету - 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
4. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 №147н // Экономика и жизнь, 2006.- №4.
5. ПБУ 9/99 «Доходы организации» [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 6.05.1999 №32н / Положения по бухгалтерскому учету - 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
6. ПБУ 10/99 «Расходы организации» [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 6.05.1999 №33н / Положения по бухгалтерскому учету - 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
7. ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 №60н / Положения по бухгалтерскому учету - 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
8. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н / Положения по бухгалтерскому учету - 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст]: утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34 н / Положения по бухгалтерскому учету - 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
10. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [Текст]: утв. приказом Министерства финансов РФ от 9.06.2001 г. №44н. / Положение по бухгалтерскому учету – 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
11. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» [Текст]: утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6.07.1999 г. №43н. / Положение по бухгалтерскому учету – 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
12. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» [Текст]: утв. Приказом Министерства финансов РФ от 25.11.1998 г. №56н. / Положение по бухгалтерскому учету – 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
13. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» [Текст]: утв. приказом Министерства финансов РФ от 28.11.2001 г. №96н. / Положение по бухгалтерскому учету – 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
14. ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» [Текст]: утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. N91н. / Положение по бухгалтерскому учету – 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
15. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» [Текст]: утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002 г. №126н. / Положение по бухгалтерскому учету – 10 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
16. Алборов, Р.А. Основы аудита [Текст] / Р.А. Алборов – М.: Дело и сервис, 2001.
17. Анищенко, А.В. Комментарий к Приказу Минфина России от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [Текст] // Нормативные акты для бухгалтера / А.В.Анищенко – 2003. - №16.
18. Анищенко, А.В. Учетная политика для целей бухучета на 2005 год [Текст] // Российский налоговый курьер / А.В. Анищенко – 2005. - №2.
19. Волков, Н. Г. Учетная политика организации [Текст] // Н.Г. Волков - Бухгалтерский учет. -2001. - №6.
20. Гуккаев, В.Б. Учетная политика организации [Текст] / В.Б. Гуккаев – 2 –е изд., перераб. И доп. – М.: Бератор-Пресс, 2002.
21. Кожинов, В.Я. Переход к новому плану счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятия 4600 бухгалтерских проводок в таблицах перехода к новому плану счетов [Текст] / В.Я. Кожинов – М.: Экзамен, 2002 .
22. Козлова, Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях [Текст] / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.
23. Комментарий к новому плану счетов бухгалтерского учета [Текст] / Под. ред. д.э.н. Е.А. Мизиковского – М.: Современная экономика и право, 2002.
24. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст] - М.: Инфра-М, 2004.
25. Николаева, С.А. Учетная политика организации. Принципы формирования, создание, практически рекомендации, аудиторская проверка [Текст] / С.А. Николаева - М: Аналитика-Пресс, 2003.
26. Тумасян Р. З. Бухгалтерский учет [Текст] / Р.З. Тумасян – М.: ООО НИТАР-АЛЬЯНС, 2003.
27. Суйц, В.П., Ахметбеков, А.Н., Дубровна, Т.А. Аудит: Общий, банковский, страховой [Текст] / Под ред. В.П. Суйц, А.Н. Ахметбекова, Т.А. Дубровна – М.: Инфра-М, 2001.
Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета
Нормативная база, используемая аудитором при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия его организации действующему законодательству, - это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Основными нормативными актами, регулирующими организацию бухгалтерского учета на предприятии, являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).
4. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждены Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н (с изменениями и дополнениями).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утверждено Приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н.
9. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105).
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).
11. Письмо Минфина России «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59.
12. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 226.