Тема: Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

Тема: Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя

Студентка: Тиунова О. М.

Специальность 0302

Курс 3 группа 301 - р

Отделение русского языка и

Литературы

Руководитель: Годовикова Д. Б.

 

 

Москва, 1999 год.



Обзор

Проблема: Нужно ли понимать себя и другого человека? Или же это знание бесполезно. Что же дает знание себя и другого человека?

Объект исследования: дети младшего подросткового возраста (23 человека), подросткового возраста (19)

Предмет исследования: анализ суждений детей младшего школьного и подросткового возраста о значении понимания другого человека и себя самого

Задачи: насколько школьники двух возрастных групп осознают важность понимания другого человека и себя, а так же проследить изменения и различия в двух группах

Методы: для выявления потребности понимания себя и другого были заданы контрольные вопросы, которые касались значения понимания себя и межличностной стороны. Вопросы даны без вариантов ответов, ребенок должен высказать свое мнение по данной проблеме

Вывод: в результате поставленного эксперимента у детей выявлена важность понимания себя и другого человека (у некоторых в скрытой форме), причем это понимание происходит тогда, когда проблема становится для ребенка актуальной. Разница в понимании младшего школьного и подросткового возраста несущественна, так как помимо жизненной потребности на развитие важности понимания себя и другого влияют социальный, культурный и интеллектуальные факторы.


 


Содержание

Введение..................................................................................................................... 3

Развитие самосознания и межличностных отношений в младшем подростковом и подростковом возрасте.......................................................................................... 5

Теория личностной рефлексии.......................................................................... 5

Проблема «образа Я»........................................................................................ 13

Развитие межличностного восприятия.......................................................... 15

Анализ суждений детей младшего школьного и подросткового возрастов (экспериментальная часть)............................................................................... 19

Таблица№1........................................................................................................... 20

Значение понимания себя и развитие самосознания в младшем подростковом возрасте................................................................................................................................. 21

Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в младшем подростковом возрасте...................................................................................... 27

Значение понимания себя и развитие самосознания в подростковом возрасте  30

Таблица№2........................................................................................................... 30

Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в подростковом возрасте...................................................................................... 37

Выводы по экспериментальной части............................................................ 40

Вывод........................................................................................................................ 41

Библиография........................................................................................................ 43


 


Введение

Люди с давних пор задавались вопросом: что я знаю о себе и чего не знаю? Яркий пример тому – стихотворение поэта 15 века Франсуа Вийона:

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Этот вопрос актуален и сейчас. Человека интересуют его возможности, способности, границы познания, Он хочет знать о себе больше. Также постоянен интерес индивида к другому человеку.

Понимание и оценивание себя и другого человека приходит к человеку не сразу, а развивается, начиная с периода рождения и заканчивая взрослением. Понимание себя и другого ребенком заметно отличается от понимания этой же проблемы взрослыми людьми. Но на каждом этапе развития у ребенка более глубоко развивается самосознание и восприятие. Параллельно с этой проблемой встает такая, как осознание значения понимания себя и другого человека или, наоборот, недопонимание или отрицание данной проблемы.

Во многих педагогических изданиях, таких как учебные и методические пособия, говорится о том, что знать себя и другого человека очень важно. Но почему-то нигде не раскрывается смысл данного высказывания и не акцентируется внимание на том, то дает тебе это знание.

Многие люди, даже не говоря о детях, никогда не задумывались над данной проблемой. Но, даже если человек никогда над этим не задумывался, то, скорее всего, в различных жизненных ситуациях он использовал знание о себе и другом человеке.

Часто дети отрицают или не могут объяснить важность понимания себя и другого человека, хотя в конкретных ситуациях пользуются с определенными целями этим знанием. Это явление можно объяснить с помощью теории личности Зигмунда Фрейда.

В своей теории Фрейд выделяет у личности три особых области, одна из которых названа «Оно». Эта область связана с бессознательной стороной личности человека. Поэтому человек может и не осознавать важность данной проблемы, но на бессознательном уровне пользоваться это знание, например, при решении конфликтной ситуации.

Но так как взрослый человек считается уже сформировавшейся личностью, то, в большей мере, Осознание у него идет на уровне «Супер-Я», То есть связанное с определенными установленными нормами, образцами.

А ребенок во многом действует интуитивно, так как у него нет жизненного опыта, он часто руководствует бессознательным. И если дети, при ответе на вопрос: полезно ли было бы знать о себе и другом человеке более полно, подробно, отвечают нет, то это еще не значит, что они отрицают важность данной проблемы. Чаще всего на конкретных примерах те же дети доказывают, что это знание им многое дает.

А непонимание и недопонимание может быть связано, как уже было сказано выше, с отсутствием жизненного опыта и столкновением с этой проблемой в жизни. Отсюда можно сделать вывод, осознание значения понимания себя и другого человека связаны с развитием ребенка: чем взрослее он становится, тем актуальнее для него данная проблема.

Только осознавая суть и важность значения понимания себя и другого, ребенок понимает, что сможет избежать конфликтных ситуаций, ему проще будет общаться с окружающими людьми, он укрепит такие межличностные отношения как дружба и любовь.

В своей работе мне бы хотелось не только выявить отношения детей разных возрастных групп к проблеме осознания понимания себя и другого человека, но и подвести к осознанию важности данной проблемы так, чтобы любой человек спросил: что же дает мне это знание? Как оно поможет мне в жизни? И сам дал себе ответ на поставленный вопрос.

Теория личностной рефлексии

В работе Гуткиной представлено развитие самосознания ребенка. Автор отмечает особенности и закономерности развития каждого возраста.

 Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализи­рует себя, свое поведение и особенности общения с ними, т. е. он анализирует, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа человек приходит к некоторому познанию своего «я». Такого рода представление о себе имеет существенное значение в процессе самовоспитания, так как, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать особенности своего характера, в том числе и нега­тивные. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры, применявшиеся в более раннем возрасте, не только не дают эффекта, но и вызывают протест. Когда же учащиеся сами приходят к пониманию нежелательных черт своего ха­рактера, то это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.

Представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения, мы называем рефлексивными ожиданиями и считаем, что они существен­но влияют на процесс личностного самопознания. Какова же психологическая природа рефлексивных ожиданий?

Понятия «самосознание» и «рефлексия» перешли в психологию из философии с определенной смысловой на­грузкой, а затем стали изучаться в психологическом эксперименте. Заметим, что в экс­периментальных работах указанные понятия нередко употребляются как синонимы. До недавнего времени рефлексия в психологии понималась преимущественно как обращение к собственному способу действия, и лишь сравнительно недавно она стала рассматриваться как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе самом.

Личностную рефлексию понимают как механизм самосознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как ис­следователя. Рефлексивные ожидания мы рассматриваем как феномен личностной рефлексии, поскольку полагаем, что, для того чтобы представить, что о нем думают другие люди, человеку прежде всего необходимо понять, каким его видят другие люди, а это в первую очередь должно вести к анализу и пониманию своего поведения, т. е. к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, отношений с людьми.

  Но сами по себе условия, необ­ходимые для возникновения рефлексии, не дают воз­можности судить о наличии рефлексии. Для этого, необходимо иметь критерии существования рефлексии в эксперименте, или критерий, указывающий на то, что происходит интересующий нас исследовательский акт.

Таким критерием может стать самоанализ, приводящий к получению нового знания о себе и названный нами рефлексивным анализом. Он является очень существенным компонентом рефлексии, поскольку самоанализ, приводя­щий к получению нового знания,— важная составная часть исследовательского акта, направленного человеком, на себя как субъекта жизнедеятельности.

Важно было исследовать, когда впервые у ребенка появляются рефлексивные ожидания и претерпевают ли они в дальнейшем изменения, т. е. как происходит раз­витие рефлексивных ожиданий в онтогенезе, каковы осо­бенности рефлексивных ожиданий, личностной рефлексии в переходный — от подросткового к раннему юношескому возрасту — период. Для решения поставленной задачи были проанализированы сочинения на темы «Что думают обо мне другие люди» и «Я глазами других людей». Сочинения писали учащиеся III—ХI классов. Всего было проанализировано 491 сочинение.

Тема сочинений формулировалась таким образом, что должна была приводить к образованию рефлексивных ожиданий (представлений человека о том, что думают о нем люди, составляющие круг его общения), т. е. изучаемого нами феномена личностной рефлексии. Но поскольку некоторые учащиеся могли просто повторять известные им мнения других людей о себе, то необходимо было дифференцировать рефлексивные ожидания как фе­номен личностной рефлексии от повторения сложившихся мнений. Для этой цели использовался критерий наличия рефлексии в эксперименте, о котором мы пи­сали выше, т. е. рефлексивный анализ, под которым понимается самоанализ человека, приводящий к получе­нию нового знания. Таким образом, если в сочинении представление учащегося о том, что о нем думают, основывалось на данных самоанализа и анализа своего опыта общения с другими людьми, т. е. на исследо­вании себя как субъекта жизнедеятельности, то такое представление расценивалось как рефлексивное ожидание. Следует заметить, что не всегда самоанализ был развернут в письменной речи. Однако по характеру представления о том, что думают о данном человеке другие люди, можно понять, предшествовал ли ему самоанализ. Пояс­ним это на примере. Если ребенок пишет: «Учи­тельница считает, что я могу учиться лучше и быть повни­мательнее на уроках»,— то за этим высказыванием не стоит никакого самоанализа, это лишь повторение слов педагога. Если же учащийся пишет: «Ребята думают обо мне, что я бываю немного самоуверен, но через некоторое время от самоуверенности не остается и следа», то здесь уже проглядывает самоанализ, и такой ответ I может рассматриваться как рефлексивное ожидание.

Обработка сочинений проводилась следующим образом. В каждом классе (имеется в виду класс как возрастная группа) подсчитывалось количество школьни­ков, проявивших рефлексивный анализ, т. е. относительно которых можно сказать, что у них есть рефлексивные ожидания. Было установлено, что действительно досто­верное различие между количеством учащихся, проявив­ших рефлексивный анализ, наблюдается только между VI и VII классами. Таким образом, мы выделили две большие возрастные группы, различающиеся по уровню развития личностной рефлексии. Первая группа, характе­ризующаяся более низким уровнем развития личностной рефлексии, включает младший школьный и младший подростковый возраст. Вторая группа, характеризующаяся более высоким уровнем развития личностной рефлексии, т. е. подростковый и ранний юношеский возраст.

В сочинениях младшей возрастной группы рефлексив­ные ожидания встречаются в следующей форме: Люди, от­носятся ко мне...; Люди думают обо мне...; Люди считают, что я...; Люди думают, что я... Причем после всех этих высказываний либо идет объяснение (потому что), представляющее собой рефлексивный анализ, либо само высказывание настолько развернуто, что за ним с необходимостью стоит опять-таки рефлексивный анализ Всего в этой возрастной группе встретилось 17,7% сочинений, содержащих рефлексивный анализ. В рефлексив­ном анализе основное внимание уделяется отдельным поступкам и конкретным делам детей. Большинство сочинений учащихся указанной возрастной группы рефлексив­ного анализа не содержат: дети пишут о том, что они ; постоя и но слышат о себе от взрослых и какими хотят их видеть взрослые. В основном школьники этого воз­раста сообщают, что родители считают их хорошими детьми, хотя порой ленивыми и плохо успевающими в школе; друзья — хорошими товарищами, и все люди, которые их знают, хорошо к ним относятся.

В отличие от учеников младшего школьного и младшего: подросткового возраста у подростков и юношей наблюдается более высокий уровень развития личностной рефлексии. Об этом можно судить как по увеличению количества учащихся, проявляющих рефлексивный анализ, являющийся показателем наличия рефлексивных ожиданий, так и по качественному изменению самого реф­лексивного анализа.

Заметим, что рефлексивные ожидания в этой возрастной группе по форме практически не отличаются от рефлексивных ожиданий младшей возрастной группы и имеют вид: Люди думают, что я...; Люди думают обо мне...; Как я отношусь к людям, тал и они ко мне; Люди относятся ко мне... И так же как и в предыдущей возрастной группе, после всех этих высказы­ваний либо идет объяснение (потому что), представляющее собой рефлексивный анализ, либо само высказы­вание настолько развернуто, что за ним с необходи­мостью стоит рефлексивный анализ.

При сравнении рефлексивных ожиданий в двух воз­растных группах выяснилось, что если их форма не претерпевает особых изменений, то существенно меняется рефлексивный анализ, лежащий в основе рефлексивных ожиданий.

Если в младших классах, отвечая на вопрос, что о них думают другие, дети концентрировали внимание на кон­кретных делах (Мама думает, что я не люблю делать зарядку или: Папе нравится, что я умею пользоваться слесарными инструментами), то у шестиклассников на первое место выходит описание черт своего характера. Причем, видимо, ребенком дается характеристика самого себя, как он сам себя понимает. На вопрос, что о них думают другие люди, большинство детей этого возраста дают характеристику (честный, добрый, смелый, аккурат­ный, хитрый и т. д.), основывающуюся на анализе своего поведения и взаимоотношений с людьми. Харак­теристика в данной возрастной группе дифференцирован­ная, в ней выделяются отдельные черты характера, в отличие от встречающихся у младших детей: Думают, что я хорошая девочка или Думают, что я хороший то­варищ.

  Таким образом, анализ сочинений показывает: задумы­ваясь над тем, что о них думают другие люди, шести­классники начинают постигать особенности своего харак­тера. Этого практически не наблюдалось в младших I классах.

  В высказываниях учащихся VII класса появляется указание на зависимость мнения разных людей о них от их (шестиклассников) поведения с этими людьми. Встречаются школьники, которые ставят мнение окружающих о себе (ребятах) в зависимость от своих отношений с ними (Как я отношусь к людям, так и они ко мне; Друзья ко мне относятся по-разному: как я к ним, так и они ко мне).

В VIII классе, отвечая на вопрос, что о них думают другие люди, учащиеся, так же как и в VII, анализи­руют черты своего характера. Но при этом у семиклас­сников резко возрастает самокритичность; разбирая пове­дение, ребята одновременно дают себе оценку. У 41% уча­щихся встречаются критические замечания в свой адрес. (В младших классах критичность детей по отношению к себе не превышает в среднем 20%.) Восьмиклассники пишут, что им самим в себе не нравится, что не нравится другим людям. Из анализа сочинений следует, что ребята пережи­вают из-за плохих черт своего характера, понимая, какая это помеха для дружбы и хороших взаимоотношений с людьми. Школьники пишут, что им бы очень хотелось измениться к лучшему и они прилагают к этому усилия.

Таким образом, рефлексивные ожидания в VIII классе приводят к критическому осмыслению личностных особен­ностей. Подростки по-новому начинают смотреть на осо­бенности своего характера, выделяя в нем негативные чер­ты и стремясь их преодолеть. Рефлексивные ожидания в этот возрастной период можно рассматривать как серьез­ный стимул самовоспитания, который необходимо не толь­ко правильно использовать, но и обязательно учитывать в практике воспитания. Поскольку рефлексивные ожидания приводят к критическому отношению к самому себе, то в это время (как правило, в период подросткового кри­зиса) нельзя навязчиво твердить подростку о его недостат­ках, ибо «лобовые» разговоры, скорее, спровоцируют конфликт и отчуждение вместо положительного воспита­тельного эффекта. Подросток уже переживает отрицатель­ные черты своего характера, и прямое напоминание ему о них вызовет лишь аффективную реакцию, тогда как тактичная помощь может привести к положительному результату.

В сочинениях учащихся VIII класса в рефлексивном анализе ярко выражен аффективный компонент — пере­живание отрицательных черт своего характера. До VIII класса аффективный компонент в рефлексивном анализе (в сочинениях) встречался крайне редко, но это может быть следствием трудности выражения аффективных пере­живаний вербальным способом. Думается, что в личност­ной рефлексии аффективный и интеллектуальный компо­ненты должны быть тесно переплетены. Семиклассники также отмечают, что не все люди относятся к ним одинако­во: и потому, что дети неоднозначно проявляются в том или ином окружении, и потому, что сами люди разные.

Итак, учащиеся VII—ХI классов принципиально отли­чаются по степени выраженности рефлексивного анализа от младших ребят (III—VI классы). В младших классах, исследуя себя, свое поведение и общение с другими людьми, ребенок не идет в самопознании дальше оценки отдель­ных конкретных поступков. Начиная с VII класса, т. е. с 12—13 лет, основным в рефлексивном анализе становится исследование своего характера, причем в VIII классе, т. е. в 13—14 лет, наблюдается всплеск самокритичности и аффективного переживания по поводу собственных отрицательных черт.

Такой путь развития рефлексии отражается и на осо­бенностях самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте. Р. Симоне с соавторами установили, что у 12—13-летних подростков несколько снижается общее самоуважение. Под­ростки значительно чаще, нежели младшие дети, думают, что родители, учителя и сверстники плохого о них мнения. С наступлением раннего юношеского возраста картина меняется. После 15 лет снова растет самоуважение, ко­торое не только компенсирует «потери» подростковой фа­зы, но и превосходит уровень самоуважения 8—11-летних. И. С. Кон отмечает свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникаль­ности, рост самоуважения.

Изучение личностной рефлексии как механизма само­сознания позволяет глубже понять возрастные закономер­ности формирования личности человека, проследить про­цесс становления его зрелости. В целом проведенная ра­бота показала, что в переходный период от подростко­вого к раннему юношескому возрасту в развитии само­познания школьников происходят существенные измене­ния, характеризующие его качественно новый уровень. Становление этого нового уровня идет, как отмечалось, по направлениям, выделенным еще Л. С. Выготским, — интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь».

В развитии когнитивной стороны самосознания это про­является в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, «психологического», ди­намического аспекта самовосприятия. В эмоциональной сфере переход на новый уровень выражается в пере­растании частных самооценок, самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе и замене двухполюсной самооценки (хороший — плохой) неопределенным, амбивалентным оценочным суждением. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Развитие регуляторнои стороны идет в направлении, как бы обратном указанному выше, — оно проявляется во все большей дифференцированности, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях. Очевидно, все перечисленные изменения знаменуют собой большую взрослость, личностную, зрелость.

Проблема «образа Я»

В работе Кона также затрагивается проблема развития самосознания личности, только это понятие раскрывается не через личностную рефлексию, а вводится понятие образа «Я».

Образ «Я» (представление о самом себе – сложная устойчивая система, в которой принято выделять несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения. Как они изменяются с возрастом?

Степень когнитивной сложности «Я - образа» последовательно возрастает от младших возрастов к старшим; взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши – больше, чем подростки, подростки – больше, чем дети; растет и обобщенность сознаваемых качеств, причем это теснейшим образом связано с развитием интеллекта. Судя по имеющимся данным, дети младше 7-8 лет описывают людей внешним образом, перечисляя наряду с индивидуальными свойствами описываемого лица его семью, вещи и разные внешние обстоятельства; их описания просты, недифференцированны, оценки абсолютно однозначны (человек либо хороший, либо плохой). Между семью и двенадцатью годами происходит быстрое обогащение психологического словаря; оценки дифференцируются. Но даже сознавая, что люди иногда обнаруживают трудно совместимые друг с другом качества, ребенок еще не умеет объяснить их противоречие. Сдвиг в сторону интеграции происходит в 13 лет, когда подросток начинает рассматривать поведение человека в разных контекстах: как проявление индивидуальных качеств, как результат природных особенностей и так далее. Эта множественность контекстов разрушает прежний черно-белый образ и делает возможными многозначные оценки: хороший человек, оказавшийся в плохой ситуации; плохой по своим объективным результатам поступок, совершенный из добрых побуждений и так далее.

Возрастные сдвиги в восприятии человека выражаются, таким образом, в увеличении числа описательных категорий, проявлении гибкости и определенности в их использовании, в повышении уровня избирательности, последовательности, сложности и интегрированности той информации, использовании все более тонких оценок; в росте способности анализировать и объяснять поведение человека в целом; в усилении заботы об изложении материала, желании сделать его убедительным. Те же тенденции характерны для самоописания, которые у подростков становятся более личностными и психологическими, сильнее подчеркивающими свои отличия от остальных людей. После 15 лет тенденция психологизации описаний и самоописаний особенно усиливается; главное внимание сосредотачивается на выявлении скрытых детерминант поведения.

Из этих данных следует, что цельность, внутренняя последовательность (образа «Я») растет вместе с когнитивной сложностью. Однако интегративная тенденция отстает от процессов дифференсации аспектов «Я». Это особенно характерно для переходного возраста, когда индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего «Я», что обусловлено как неопределенностью уровня своих притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Этим, видимо, отчасти объясняется противоречивость выводов, к которым приходят исследователи: одни считают, что адекватность оценок в переходном возрасте снижается, другие же констатируют ее рост.

Не совсем однозначны и данные об отчетливости «Я-образа». В принципе, здесь наблюдается возрастной рост: от детства к юности человек не только осознает свою индивидуальность, но и придает ей большее значение. Вместе с изменением содержания «Я-образа» существенно меняется значимость его компонентов. В подростковом возрасте масштаб самооценки укрупняется, «внутренние» качества осознаются позже внешних, зато в старшем возрасте им придается большее значение. Следует также различать осознание какого-либо качества и озабоченность им, повышенное к нему внимание. Озабоченность собой и тем впечатлением, которое он производит на других (одним из проявлений ее является застенчивость), - типичное свойство подросткового возраста, позже ослабевает.

Таблица№1

 Значение понимания себя и других людей у детей младшего подросткового возраста

Вопросы Категории ответов Количество ответивших
I. Полезно ли было бы знать о себе более точно, подробно? Почему? 1) Да 2) Да, я узнаю себя более подробно, глубоко 3) Да, знание о себе позволит искоренить отрицательные качества 4) Нет 8   6     7 2
II. Что важнее всего знать о себе?   1) Черты характера (указаны конкретно или в общем) 2) Отношение к тебе других людей 3) Недостатки, отрицательные стороны характера 4) Вопрос не воспринят 5) Ничего   14 3   3 2 1
III. Что бы тебе хотелось еще узнать о себе? 1) Узнать о характере, о себе более полно, подробно 2) Мнение окружающих обо мне 3) Ничего   10 8 5
IV. Что бы ты сказал о себе самом (10 утверждений). 1) Конкретные черты характера 2)Понимание себя через конструкции типа: «Я люблю…», «Мне нравится…» 3) Не дан ответ 15     5 3
V. Что думают о тебе другие люди? 1) Я знаю, что нравлюсь им 2) Не знаю точно, но думаю… 3) Не знаю 7 9 7
VI. Что ты знаешь о лучшем друге? 1) Перечислены только положительные черты характера 2) Перечисление как достоинств, так и недостатков 3) Все   11   7 5
VII. Что еще тебе хотелось узнать о нем? 1) Открыть новые черты характера; узнать о нем то, что до этого не знал 2) Ничего 3) Что он думает о других людях     12 10 1
VIII. Для чего тебе нужно дополнительное знание о нем? Что оно тебе дает? 1) Лучше узнаю друга 2) Знание о нем закрепляет дружбу; понимание при общении 3) Ничего 10   9 4

 

 

Таблица№2

Значение понимания себя и другого человека в старшем подростковом возрасте

Вопросы Категории ответов Количество ответивших
I. Полезно ли было бы знать о себе более точно, подробно? Почему? 1) Да 2) Я итак все знаю о себе 3) Да, знание о себе позволит искоренить отрицательные качества и избежать неприятностей 4) Полезно, т.к. узнаешь о себе много нового 4 9     4   2
II. Что важнее всего знать о себе?   1) Черты характера (указаны конкретно или в общем) 2) Отношение к тебе других людей 3) Недостатки, отрицательные стороны характера 4) Способность добиться чего-либо   10 3   2 4
III. Что бы тебе хотелось еще узнать о себе? 1) Я итак все знаю 2) Мнение окружающих обо мне 3) Недостатки 4) Способность достичь чего-либо 5 8 1 5
IV. Что бы ты сказал о себе самом (10 утверждений). 1) Конкретные черты характера 2) Черты характера с пояснением 3) Не вижу в себе ничего особенного 4) Я не могу сам оценить себя, т.к. это должны делать другие люди 12 1   2   4
V. Что думают о тебе другие люди? 1) Каждый воспринимает по-своему 2) Положительная оценка 3) Не знаю 4) Не знаю, но думаю…   4 5 6 4
VI. Что ты знаешь о лучшем друге? 1) Это самый близкий мне человек 2) Перечисление определенных черт характера 3) Я знаю о нем все, что мне нужно 4   8 7
VII. Что еще тебе хотелось узнать о нем? 1) Я итак все знаю 2) Какой он есть на самом деле 3) Скрытные черты характера 11 5 3
VIII. Для чего тебе нужно дополнительное знание о нем? Что оно тебе дает? 1) Узнать его более подробно 2) Знание о нем закрепляет дружбу; понимание при общении 3) Ничего 3   6 10

Ответы на один из ведущих вопросов поставленной проблемы достаточно однообразны и односложны.

Большая группа детей (9 человек) ответили на этот вопрос скорее отрицательно, чем положительно. Хотя открыто утверждать, что это не полезно и не нужно не стал никто. Просто эта группа испытуемых уверена, что они достаточно себя знают и что никакого дополнительного знания им не требуется. Скорее всего, это говорит о завышенной самооценке подростков, хотя многие исследователи подросткового периода утверждают, что у подростка резко снижается уровень самооценки.

Так же не дает сделать каких-либо определенных выводов и другая группа школьников, ответивших односложной фразой – да. Либо уровень развития данной группы не позволяет дать комментируемый ответ, либо эти дети бездумно и небрежно отнеслись к данному виду работы.

Два испытуемых продолжили мысль второй группы, добавив то, что это знание нужно и полезно, так как ты узнаешь о себе много нового. Но они не объяснили, что же дает им знание себя, помогает ли это в жизни при общении с друзьями, взрослыми и так далее.

И лишь четыре человека смогли приблизиться к истине. Они утверждают, что знание себя является важным, так как позволяет увидеть в себе отрицательные качества и, следовательно, попытаться избавиться от них. Один мальчик мотивирует важность знания себя тем, что попытка искоренить отрицательные стороны приведет к тому, что не только другие будут относится к тебе лучше, но и ты сам возрастешь в собственных глазах.

Очень интересно рассуждение девочки из этой же группы, которая так объясняет важность понимания себя : «Я поссорилась с лучшей подругой Катей, и она не хотела больше со мной разговаривать. Сначала я очень сильно обиделась на нее, но потом, подумав, поняла, что виновата сама, так как я постоянно думала только о себе, а не о других».

То есть из этой работы можно сделать вывод, что знание себя и самое главное – осознание этой важности вытекает из определенных жизненных ситуаций.

Обычно дети не задумываются над этой проблемой, так как она для них не актуальна. То есть они не реализовывают ее в жизни. И лишь в определенной ситуации дети начинают анализировать причины ссоры, анализируя таким образом себя и своего оппонента, и приходят к осознанию важности понимания себя и другого человека.

На второй вопрос: что важнее всего знать о себе? большая часть опрашиваемых ответила: черты характера (ответы приводились как в обобщенном виде, так и конкретные черты в отдельности), привычки и так далее. Во многих работах уже появляется мотивация данного знания тем, что: «Это поможет мне в будущем», «Зная свои привычки, мне будет проще выбрать профессию», «Я буду выбирать себе друзей с такими же интересами, как у меня».

Таким образом еще раз можно убедиться, что осознание важности понимания себя приходит с ростом человека. Человек начинает ощущать себя не замкнутой частью чего-либо, а полноценным членом общества, в котором он взаимодействует с другими. Так же в подростковом возрасте возникают мысли о будущем: личной жизни, карьере, духовных поисках и устремлениях.

 Как уже было сказано в теоретической части, для подросткового возраста характерна глубокая рефлексия. Подростки углубляются в себя, пытаются разобраться в самом себе. Как наглядное тому подтверждение – ответ второй группы испытуемых: главное, что нужно знать – это способен ли я достичь, добиться в этой жизни? Таким образом встает проблема реализованности личности, тревога за неспособность сделать что-либо и так далее. Ребенок пытается проанализировать, понять себя, чтобы быть более уверенным в себе.

Видимо, в данных ответах на уровне подсознания подросток понимает значение знания себя.

Небольшая группа испытуемых (3 человека) ответили, что главное – мнение другого человека. Этот ответ может еще раз подтвердить повышенную рефлексию, когда подросток пытается разобраться в себе, руководствуясь своими чувствами.

И всего лишь два человека ответили, что главное – это знание собственных недостатков. Мотивация знания недостатков схожа с вышеупомянутым ответом на первый вопрос.

Проблема ущербности и нереализованности особенно остро ставится в данном возрасте. И даже если не все дети отметили знание своих недостатков, то во всех работах присутствует общее чувство тревоги и неуверенности в себе. Отсюда – противоречивость ответов. Например, один мальчик при ответе на первый вопрос утверждал, что ему ничего не нужно знать о себе, а во втором – он сомневается в себе и задается вопросом: могу ли я чего-нибудь достичь?

Третий вопрос является смежным со вторым; он как бы дополняет второй, поэтому и многие ответы пересекаются. Таким образом, большая часть подростков ответили: еще нужно знать, как относятся к тебе другие люди (в предыдущем вопросе они ответили, что главное – знание себя). То есть представление о себе у большинства складывается из двух факторов: «Я –глазами себя» и «Я – глазами другого».

Некоторые из испытуемых объясняют важность мнения другого человека тем, что они смогут развить в себе положительные качества и откорректировать те черты характера, которые окружающие находят неуместными. Одну девушку волнует проблема: «Как примет меня общество?». То есть она себя видит уже не членом замкнутой группы, а частью общества, где происходит взаимодействие с окружающими. Здесь явно осознается важность знания себя, так как это поможет чувствовать себя более уверенно среди других.

Так же, как и при ответе на первый вопрос пять человек выразило уверенность, что основной набор качеств они знают и им этого вполне достаточно. Прочитав ответ на предложенный вопрос и спросив, откуда столько уверенности в себе, все подростки отвечали. Что они знают себя лучше кого бы то ни было и им видней. Скорее всего, это попытка подростка утвердиться и отстоять собственную точку зрения.

¼ часть всех испытуемых так же волнует проблема: смоги ли достичь чего-либо в этой жизни? Могу ли а поставить перед собой цель и разрешить проблему? Как уже было сказано выше, - это особенность подросткового возраста – ощущение неуверенности в себе. Подросток ставит перед собой множество проблем, задается теми вопросами, которые через несколько лет покажутся менее значительными.

И лишь один ученик ответил, что еще надо бы знать свои недостатки: «Если ты их не знаешь, то глупо выглядишь в глазах других людей…».

То есть знание себя помогает еще и избежать насмешек и придает осознание собственной значимости и уверенности.

Четвертый вопрос : какой ты есть на самом деле?

Самая большая группа испытуемых приводит конкретные черты характера, которые выстраиваются в следующей последовательности: описание внешности (красивый, симпатичный, привлекательный и т.д.), далее следует развитие чувства юмора (веселый, смешной и т.д.) или умственные способности и лишь в последних высказываниях такие качества как честность, преданность, справедливость. В основном у молодых людей нравственные качества стоят на первом месте. Наличие отрицательных качеств практически отсутствует. Упоминаются такие как леность, вредность, легкомысленность.

Исходя из всего выше сказанного можно опять сделать вывод в противоречии взглядов подростков, так как чувствуя неуверенность с одной стороны, с другой – полное завышение самооценки.

Только в одной работе дается перечисление черт характера с комментарием: «Я стараюсь помочь своим друзьям, так как не могу видеть страдания; я бываю нервной, когда прихожу из школы или когда плохое настроение и т.д.» То есть эта девочка пытается объяснить причину своих поступков; найти истоки формирования тех или иных сторон характера.

Два следующих ответа: «Не вижу в себе ничего особенного» и «Я такой же обыкновенный человек, как и все» говорят о заниженной самооценки или об отсутствии попытки углубить знание о себе. Отсутствие индивидуализма в этих работах так же может указывать на невостребованность личности, которая даже не пыталась открыть в себе ничего яркого, индивидуального. Скорее всего, отвечавшие никогда не задумывались и не пытались понять себя. Следовательно, ни о каком понимании важности знания себя не может быть и речи.

1/5 класса ответили: «Я не могу оценивать сам себя, так как это должны сделать другие люди». У испытуемых сложился определенный стереотип, что понять и дать себе оценку – это плохо и даже не прилично.

В этом случае детям следует объяснить, что в этом ничего неприличного нет, что должен уметь оценивать себя, соотносить свое мнение с мнением других, чтобы быть вполне развитой личностью.

Если подвести итог по данному вопросу, то можно сделать вывод, что в подростковом возрасте суждение о себе весьма противоречивы и неадекватны, и лишь немногие подростки видят важность в понимании себя.

Пятый вопрос дополняет предыдущий и дает возможностьиспытуемому оценить себя через понимание его другим человеком.

Первая группа дала наиболее объективные и исчерпывающие ответы типа: «Каждый человек воспринимает меня по-своему», «Мнение человека обо мне зависит от моего с ним отношения и характера другого человека», «Мнение других обо мне исходит из собственного поведения» и так далее. Испытуемые этой группы способны анализировать себя через отношение к ним других людей, способности объективно оценивать поведение другого по отношению к себе.

Шесть человек из класса затруднились ответить на данный вопрос, так как, скорее всего, никогда не задумывались над тем, какими их видят окружающие.

Третья группа испытуемых дала положительную оценку себя другими людьми. Возможно, что это оценка не всех окружающих, а только друзей, которые выделяют больше положительных качеств, нежели отрицательных.

И последняя группа подростков ответила неуверенно: «…не знаю точно, но, может быть…», Причем одна девочка дала следующий ответ: «Я не хочу об этом знать с одной стороны, а с другой – все-таки интересно, просто не хочется услышать что-то плохое, чтобы не расстраиваться». Это говорит о том, что потребность мнения другого человека у подростка присутствует, но ему страшно столкнуться с отрицательным результатом. Подростки не уверены в себе, и отрицательная оценка только усугубит их замкнутость и разовьет комплекс неполноценностей. Может быть поэтому они не хотят знать и осознавать важность мнения другого человека о себе.

И один мальчик из последней группы ответил: «Не знаю, но думаю то же, что я сам думаю о себе». Этот ответ может говорить о том, что данный подросток проанализировал себя и сопоставил свою точку зрения с мнением других людей, то есть здесь в скрытой форме проявляется понимание важности знания себя, которое позволит подростку утвердиться в кругу сверстников и в собственных глазах тоже.

Вывод

Осознание важности понимания другого человека и себя самого приходит к ребенку не с момента рождения, развивается со временем, причем, эта проблема становится для ребенка актуальной тогда, когда он сталкивается с ней в конкретной жизненной ситуации.

Уже в подростковом школьном возрасте объективно чувствуется наличие данной потребности, просто у многих детей осознание важности находится на бессознательном уровне. Те же дети, которые прямо осознают проблему, объясняют ее на конкретных примерах.

Подростки более абстрактно рассуждают о важности знания самого себя.

Так же на осознание важности понимания другого человека и самого себя влияют и такие факторы, как интеллектуальное, культурное развитие, как и социальная среда, в которой находится ребенок.

И, как итог, из практической работы следует:

- дети младшего и старшего подросткового возраста объективно осознают важность поставленной проблемы, но не каждый может объяснить, что ему дает это знание. Те же дети, которые полностью раскрывают данную проблему, осознают потребность понимания себя и другого в следующем: умением общаться и находить общий язык с разными людьми, лучше понимать себя и другого, что укрепляет и улучшает взаимоотношения, а так же помогает избежать конфликтные ситуации.


 


Библиография

1. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под редакцией И.В. Дубровиной; М.: Педагогика, 1987.

2. Т.В. Снегирева, К.Н. Платон. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте; Кишинев: Штиинца, 1988.

3.  И.С. Кон. Открытие «Я»; М.: Политиздат, 1978.

4. А.В. Петровский. Что мы знаем о себе и чего не знаем? М.: Педагогика, 1988.

5. Р.С. Немов. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Книга 1; М.: Просвещение, 1995.

Курсовая работа

Тема: Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя

Студентка: Тиунова О. М.

Специальность 0302

Курс 3 группа 301 - р

Отделение русского языка и

Литературы

Руководитель: Годовикова Д. Б.

 

 

Москва, 1999 год.



Обзор

Проблема: Нужно ли понимать себя и другого человека? Или же это знание бесполезно. Что же дает знание себя и другого человека?

Объект исследования: дети младшего подросткового возраста (23 человека), подросткового возраста (19)

Предмет исследования: анализ суждений детей младшего школьного и подросткового возраста о значении понимания другого человека и себя самого

Задачи: насколько школьники двух возрастных групп осознают важность понимания другого человека и себя, а так же проследить изменения и различия в двух группах

Методы: для выявления потребности понимания себя и другого были заданы контрольные вопросы, которые касались значения понимания себя и межличностной стороны. Вопросы даны без вариантов ответов, ребенок должен высказать свое мнение по данной проблеме

Вывод: в результате поставленного эксперимента у детей выявлена важность понимания себя и другого человека (у некоторых в скрытой форме), причем это понимание происходит тогда, когда проблема становится для ребенка актуальной. Разница в понимании младшего школьного и подросткового возраста несущественна, так как помимо жизненной потребности на развитие важности понимания себя и другого влияют социальный, культурный и интеллектуальные факторы.


 


Содержание

Введение..................................................................................................................... 3

Развитие самосознания и межличностных отношений в младшем подростковом и подростковом возрасте.......................................................................................... 5

Теория личностной рефлексии.......................................................................... 5

Проблема «образа Я»........................................................................................ 13

Развитие межличностного восприятия.......................................................... 15

Анализ суждений детей младшего школьного и подросткового возрастов (экспериментальная часть)............................................................................... 19

Таблица№1........................................................................................................... 20

Значение понимания себя и развитие самосознания в младшем подростковом возрасте................................................................................................................................. 21

Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в младшем подростковом возрасте...................................................................................... 27

Значение понимания себя и развитие самосознания в подростковом возрасте  30

Таблица№2........................................................................................................... 30

Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в подростковом возрасте...................................................................................... 37

Выводы по экспериментальной части............................................................ 40

Вывод........................................................................................................................ 41

Библиография........................................................................................................ 43


 


Введение

Люди с давних пор задавались вопросом: что я знаю о себе и чего не знаю? Яркий пример тому – стихотворение поэта 15 века Франсуа Вийона:

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Этот вопрос актуален и сейчас. Человека интересуют его возможности, способности, границы познания, Он хочет знать о себе больше. Также постоянен интерес индивида к другому человеку.

Понимание и оценивание себя и другого человека приходит к человеку не сразу, а развивается, начиная с периода рождения и заканчивая взрослением. Понимание себя и другого ребенком заметно отличается от понимания этой же проблемы взрослыми людьми. Но на каждом этапе развития у ребенка более глубоко развивается самосознание и восприятие. Параллельно с этой проблемой встает такая, как осознание значения понимания себя и другого человека или, наоборот, недопонимание или отрицание данной проблемы.

Во многих педагогических изданиях, таких как учебные и методические пособия, говорится о том, что знать себя и другого человека очень важно. Но почему-то нигде не раскрывается смысл данного высказывания и не акцентируется внимание на том, то дает тебе это знание.

Многие люди, даже не говоря о детях, никогда не задумывались над данной проблемой. Но, даже если человек никогда над этим не задумывался, то, скорее всего, в различных жизненных ситуациях он использовал знание о себе и другом человеке.

Часто дети отрицают или не могут объяснить важность понимания себя и другого человека, хотя в конкретных ситуациях пользуются с определенными целями этим знанием. Это явление можно объяснить с помощью теории личности Зигмунда Фрейда.

В своей теории Фрейд выделяет у личности три особых области, одна из которых названа «Оно». Эта область связана с бессознательной стороной личности человека. Поэтому человек может и не осознавать важность данной проблемы, но на бессознательном уровне пользоваться это знание, например, при решении конфликтной ситуации.

Но так как взрослый человек считается уже сформировавшейся личностью, то, в большей мере, Осознание у него идет на уровне «Супер-Я», То есть связанное с определенными установленными нормами, образцами.

А ребенок во многом действует интуитивно, так как у него нет жизненного опыта, он часто руководствует бессознательным. И если дети, при ответе на вопрос: полезно ли было бы знать о себе и другом человеке более полно, подробно, отвечают нет, то это еще не значит, что они отрицают важность данной проблемы. Чаще всего на конкретных примерах те же дети доказывают, что это знание им многое дает.

А непонимание и недопонимание может быть связано, как уже было сказано выше, с отсутствием жизненного опыта и столкновением с этой проблемой в жизни. Отсюда можно сделать вывод, осознание значения понимания себя и другого человека связаны с развитием ребенка: чем взрослее он становится, тем актуальнее для него данная проблема.

Только осознавая суть и важность значения понимания себя и другого, ребенок понимает, что сможет избежать конфликтных ситуаций, ему проще будет общаться с окружающими людьми, он укрепит такие межличностные отношения как дружба и любовь.

В своей работе мне бы хотелось не только выявить отношения детей разных возрастных групп к проблеме осознания понимания себя и другого человека, но и подвести к осознанию важности данной проблемы так, чтобы любой человек спросил: что же дает мне это знание? Как оно поможет мне в жизни? И сам дал себе ответ на поставленный вопрос.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.