Организация и структура коррекционно-развивающих занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом индивидуально или в небольшой группе (не более 6 детей). Планирование занятий осуществляется из расчёта 64 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20-25 минут.

 

    Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Мимическая гимнастика/ Дидактическая игра

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы у школьников. Происходит формирование умения последовательно и логично выражать свои мысли. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на снятие психо-эмоционального напряжения. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

     Критерии эффективности занятий:

Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.

Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.

Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется следующие методики:

- «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии.

- «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».

Предполагаемый результат:

У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
  • совершенствуется фонематический слух;
  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие мышления.

Прогнозируемый результат:

Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья на начальном этапе адаптации к школе.

Критерии оценки эффективности:

  • снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;
  • эмоциональное благополучие ребенка в классе;

развитие коммуникативных навыков

Форма работы: индивидуальная или групповая.

Основные методы: игры, упражнения.

Продолжительность занятия: 20 - 25 мин.

Проведение занятий: два раза в неделю.

Количество человек: До 6 человек

 

 

Тематическое планирование

№ Занятия Задачи урока Содержание занятий
1-2 - диагностика познавательной сферы обучающегося - диагностика личностной сферы обучающегося - «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии. - «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек»
3-4 -учить распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление и печаль -Мимическая гимнастика - Упражнение «Знакомство с эмоциями» -Упражнение «Покажи эмоцию» - Упражнение «Дорисуй мимику»
5- 8 – развитие точно и правильно называть предметы; – развитие умения копировать образец; – развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). *Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Назови предметы». Задание 2. «Раскрась правильно». Задание 3. «Развитие мелкой моторики». *Упражнение: «Цветок настроения».
9-10 - учить распознавать те же эмоции по пантомимике и интонациям голоса. -Мимическая гимнастика -Упражнение «Покажи эмоцию» -Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения. - Релаксация «Радуга»
11-14 – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; – развитие умения копировать образец; – развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений; – развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. *Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Домик». Задание 2. «Разрезные картинки». Задание 3. «Корректурная проба». *Упражнение: «Цветок настроения».
15-16 -дать понятие о различии между эмоциями и поступками. -Мимическая гимнастика - Игра «Лото настроений». - Беседа о разнице между переживаниями и поступками. - Релаксация «Шалтай-Болтай»
17 - 20 – развитие переключаемости произвольного внимания; – развитие продуктивности и устойчивости внимания; – развитие объема внимания; – развитие слуховых ощущений. *Упражнение мозговой гимнастики. Основная часть: Задание 1. «Треугольники». Задание 2. «Найди и вычеркни». Задание 3. «Кто точнее нарисует?». *Упражнение: «Цветок настроения».
21-22 -дать понятие о различной степени интенсивности эмоций. -Мимическая гимнастика - Игра «Угадай эмоцию». - Беседа о различной степени интенсивности эмоций. - Релаксация «Рот на замочке»
23 - 26 – развитие концентрации и устойчивости внимания; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). *Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения». Основная часть: Задание 1. «Выполни по образцу». Задание 2. «Раскрась правильно». Задание 3. «правый» и «левый». Игра «Водители». *Упражнение: «Цветок настроения».
27-28 -учить выражать эмоции, настроение художественными приёмами. -Мимическая гимнастика -Задание: нарисуй «Картинку с настроением». --Этюд «Дюймовочка у майских жуков» - Релаксация «Фея сна»
29 - 32 – развитие произвольного внимания; – развитие зрительных ощущений. *Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений». Основная часть: Задание 1. «Выполни команду». Задание 2. «Какого цвета». Задание 3. «Цветные полоски». Задание 4. «Раскрась правильно».  Задание 5. «Соблюдай правило». Упражнение: «Цветок настроения».
33-34 Познакомить со страхом: учить его распознавать и изображать; отреагировать имеющиеся страхи. -Мимическая гимнастика -Упражнение «Сюжетные картинки» -Упражнение «Разные степени интенсивности страха» - Этюды, изображающие страх с переходом в удивление, радость - Релаксация «Облака»
35-38 - диагностика познавательной сферы обучающегося - диагностика личностной сферы обучающегося - «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии. - «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек»
39-40 -повторить 5 пройденных эмоций -познакомить с эмоцией «интерес», учить распознавать и изображать её. -Мимическая гимнастика -Игра «Назови похожее» -Игра «Испорченный телефон». -Этюды на изображение интереса. - Релаксация «Холодно-жарко»
41 - 44 – развитие фонетико-фонематического восприятия; – развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце); – развитие понятийного мышления. *Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Найди ошибку». Задание 2. «Определи фигуру». Задание 3. «Копирование точек». Задание 4. «Геометрические фигуры». Задание 5. «Конкретизация понятий».
45-46 -познакомить с эмоцией «стыд»; -закрепить пройденное. -Мимическая гимнастика -Игра «Что было бы, если бы…» -Игра «Кинопроба». -Этюды на изображения стыда. -Релаксация «Шалтай-Болтай»
47- 50 – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого); – развитие внимания. *Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Графический диктант». Психогимнастика «Ручеек». Задание 2. «Пять предметов». Задание 3. «Ежи». Задание 4. «Телеграфисты». *Упражнение: «Цветок настроения».
51-52 -познакомить с эмоцией «отвращение»; -закрепить пройденное. -Мимическая гимнастика -Познакомить с новой эмоцией. -Проиграть усложнённые этюды. -Релаксация «Лимон»
53 - 56 – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие; – развитие восприятия; – развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; – развития понятийного мышления. *Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Сосчитай правильно». Задание 2. «Продавец и покупатель». Упражнение «Будь внимателен!». Задание 3. «Смысловой ряд». Задание 4. «2 слова». *Упражнение: «Цветок настроения».
57-58 -познакомить с эмоцией «презрение»; -закрепить пройденное. -Мимическая гимнастика -Рисунок «Моё настроение». -Познакомить с новой эмоцией. -Проиграть усложнённые этюды. - Релаксация «Рот на замочке»
59 - 62 – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие; – развитие слухового внимания; – развитие переключения внимания; – развитие логического мышления; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). *Упражнение: « Четыре стихии». Основная часть: Задание 1. «Не пропусти слог». Задание 2. «Телеграфисты». Задание 3. «Не пропусти растение». Задание 4. «Продолжи узор». Задание 5. «Поиск закономерностей». *Упражнение: «Цветок настроения».
63-64 - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематическим изображениям - упражнять в определении настроения по описанию - Мимическая гимнастика - Упражнение «Подбери настроение» - Загадки - Упражнение «Угадай эмоцию» -Релаксация «Облака»

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.

 2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).

 3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.

 4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.

 5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

6. Шевердина Н.А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.

 7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 141.