Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом индивидуально или в небольшой группе (не более 6 детей). Планирование занятий осуществляется из расчёта 64 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20-25 минут.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Мимическая гимнастика/ Дидактическая игра
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы у школьников. Происходит формирование умения последовательно и логично выражать свои мысли. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на снятие психо-эмоционального напряжения. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Критерии эффективности занятий:
Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.
Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.
Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется следующие методики:
- «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии.
- «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».
Предполагаемый результат:
У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья на начальном этапе адаптации к школе.
Критерии оценки эффективности:
развитие коммуникативных навыков
Форма работы: индивидуальная или групповая.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 20 - 25 мин.
Проведение занятий: два раза в неделю.
Количество человек: До 6 человек
Тематическое планирование
№ Занятия | Задачи урока | Содержание занятий |
1-2 | - диагностика познавательной сферы обучающегося - диагностика личностной сферы обучающегося | - «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии. - «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» |
3-4 | -учить распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление и печаль | -Мимическая гимнастика - Упражнение «Знакомство с эмоциями» -Упражнение «Покажи эмоцию» - Упражнение «Дорисуй мимику» |
5- 8 | – развитие точно и правильно называть предметы; – развитие умения копировать образец; – развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | *Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Назови предметы». Задание 2. «Раскрась правильно». Задание 3. «Развитие мелкой моторики». *Упражнение: «Цветок настроения». |
9-10 | - учить распознавать те же эмоции по пантомимике и интонациям голоса. | -Мимическая гимнастика -Упражнение «Покажи эмоцию» -Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения. - Релаксация «Радуга» |
11-14 | – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; – развитие умения копировать образец; – развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений; – развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. | *Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Домик». Задание 2. «Разрезные картинки». Задание 3. «Корректурная проба». *Упражнение: «Цветок настроения». |
15-16 | -дать понятие о различии между эмоциями и поступками. | -Мимическая гимнастика - Игра «Лото настроений». - Беседа о разнице между переживаниями и поступками. - Релаксация «Шалтай-Болтай» |
17 - 20 | – развитие переключаемости произвольного внимания; – развитие продуктивности и устойчивости внимания; – развитие объема внимания; – развитие слуховых ощущений. | *Упражнение мозговой гимнастики. Основная часть: Задание 1. «Треугольники». Задание 2. «Найди и вычеркни». Задание 3. «Кто точнее нарисует?». *Упражнение: «Цветок настроения». |
21-22 | -дать понятие о различной степени интенсивности эмоций. | -Мимическая гимнастика - Игра «Угадай эмоцию». - Беседа о различной степени интенсивности эмоций. - Релаксация «Рот на замочке» |
23 - 26 | – развитие концентрации и устойчивости внимания; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). | *Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения». Основная часть: Задание 1. «Выполни по образцу». Задание 2. «Раскрась правильно». Задание 3. «правый» и «левый». Игра «Водители». *Упражнение: «Цветок настроения». |
27-28 | -учить выражать эмоции, настроение художественными приёмами. | -Мимическая гимнастика -Задание: нарисуй «Картинку с настроением». --Этюд «Дюймовочка у майских жуков» - Релаксация «Фея сна» |
29 - 32 | – развитие произвольного внимания; – развитие зрительных ощущений. | *Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений». Основная часть: Задание 1. «Выполни команду». Задание 2. «Какого цвета». Задание 3. «Цветные полоски». Задание 4. «Раскрась правильно». Задание 5. «Соблюдай правило». Упражнение: «Цветок настроения». |
33-34 | Познакомить со страхом: учить его распознавать и изображать; отреагировать имеющиеся страхи. | -Мимическая гимнастика -Упражнение «Сюжетные картинки» -Упражнение «Разные степени интенсивности страха» - Этюды, изображающие страх с переходом в удивление, радость - Релаксация «Облака» |
35-38 | - диагностика познавательной сферы обучающегося - диагностика личностной сферы обучающегося | - «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии. - «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» |
39-40 | -повторить 5 пройденных эмоций -познакомить с эмоцией «интерес», учить распознавать и изображать её. | -Мимическая гимнастика -Игра «Назови похожее» -Игра «Испорченный телефон». -Этюды на изображение интереса. - Релаксация «Холодно-жарко» |
41 - 44 | – развитие фонетико-фонематического восприятия; – развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце); – развитие понятийного мышления. | *Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Найди ошибку». Задание 2. «Определи фигуру». Задание 3. «Копирование точек». Задание 4. «Геометрические фигуры». Задание 5. «Конкретизация понятий». |
45-46 | -познакомить с эмоцией «стыд»; -закрепить пройденное. | -Мимическая гимнастика -Игра «Что было бы, если бы…» -Игра «Кинопроба». -Этюды на изображения стыда. -Релаксация «Шалтай-Болтай» |
47- 50 | – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого); – развитие внимания. | *Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Графический диктант». Психогимнастика «Ручеек». Задание 2. «Пять предметов». Задание 3. «Ежи». Задание 4. «Телеграфисты». *Упражнение: «Цветок настроения». |
51-52 | -познакомить с эмоцией «отвращение»; -закрепить пройденное. | -Мимическая гимнастика -Познакомить с новой эмоцией. -Проиграть усложнённые этюды. -Релаксация «Лимон» |
53 - 56 | – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие; – развитие восприятия; – развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; – развития понятийного мышления. | *Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Сосчитай правильно». Задание 2. «Продавец и покупатель». Упражнение «Будь внимателен!». Задание 3. «Смысловой ряд». Задание 4. «2 слова». *Упражнение: «Цветок настроения». |
57-58 | -познакомить с эмоцией «презрение»; -закрепить пройденное. | -Мимическая гимнастика -Рисунок «Моё настроение». -Познакомить с новой эмоцией. -Проиграть усложнённые этюды. - Релаксация «Рот на замочке» |
59 - 62 | – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие; – развитие слухового внимания; – развитие переключения внимания; – развитие логического мышления; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). | *Упражнение: « Четыре стихии». Основная часть: Задание 1. «Не пропусти слог». Задание 2. «Телеграфисты». Задание 3. «Не пропусти растение». Задание 4. «Продолжи узор». Задание 5. «Поиск закономерностей». *Упражнение: «Цветок настроения». |
63-64 | - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематическим изображениям - упражнять в определении настроения по описанию | - Мимическая гимнастика - Упражнение «Подбери настроение» - Загадки - Упражнение «Угадай эмоцию» -Релаксация «Облака» |
Список литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
6. Шевердина Н.А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 167.