Характеристика основных направлений коррекционной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

· психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

· развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

· развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

· определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

· мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;

· анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

· сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

· психолого-педагогический эксперимент,

· наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

· беседы с учащимися, учителями и родителями,

· изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

· оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

· составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

· формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

· организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

· разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

· организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

· развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

· социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

· занятия индивидуальные и групповые,

· игры, упражнения, этюды,

· психокоррекционные методики,

· беседы с учащимися,

· организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

· психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

· консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

· беседа, семинар, лекция, консультация,

· анкетирование педагогов, родителей,

· разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление

· разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

· оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

· психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

· психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

· разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,

· взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально- педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

· индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

· лекции для родителей,

· анкетирование педагогов, родителей,

· разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.