Администрация города Великие Луки Псковской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______
182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а
тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ПОЗНАВЕТЕЛЬНОЙ СФЕР»
(коррекционно-развивающий курс)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития
Составитель:
Павлова М. В.
педагог-психолог.
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
1 | Пояснительная записка, цели, задачи. | 3 |
2 | Принципы коррекционной работы. | 3 |
3 | Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися. | 4 |
4 | Механизмы реализации программы коррекционной работы. | 7 |
5 | Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ | 8 |
6 | Основные направления деятельности психологического сопровождения | 8 |
7 | Ожидаемые результаты | 9 |
8 | Основные понятия. | 10 |
9 | Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. | 12 |
10 | Тематическое планирование. | 14 |
11 | Материально-техническое обеспечение. | 20 |
Пояснительная записка
В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития входит программа коррекционной работы.
Цель коррекционной работы
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи коррекционной работы:
· создание условий для развития сохранных функций;
· формирование положительной мотивации к обучению;
· повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
· коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
· воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с задержкой психического развития.
Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития проводится:
· в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
· в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
· в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Создание развивающей среды
· просветительская и консультативная работа с родителями;
· развивающая психологическая работа с педагогами
Основные понятия.
Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых психологом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.
Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и не необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Администрация города Великие Луки Псковской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______
182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а
тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ПОЗНАВЕТЕЛЬНОЙ СФЕР»
(коррекционно-развивающий курс)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития
Составитель:
Павлова М. В.
педагог-психолог.
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
1 | Пояснительная записка, цели, задачи. | 3 |
2 | Принципы коррекционной работы. | 3 |
3 | Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися. | 4 |
4 | Механизмы реализации программы коррекционной работы. | 7 |
5 | Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ | 8 |
6 | Основные направления деятельности психологического сопровождения | 8 |
7 | Ожидаемые результаты | 9 |
8 | Основные понятия. | 10 |
9 | Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. | 12 |
10 | Тематическое планирование. | 14 |
11 | Материально-техническое обеспечение. | 20 |
Пояснительная записка
В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития входит программа коррекционной работы.
Цель коррекционной работы
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи коррекционной работы:
· создание условий для развития сохранных функций;
· формирование положительной мотивации к обучению;
· повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
· коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
· воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с задержкой психического развития.
Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития проводится:
· в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
· в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
· в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.