Администрация города Великие Луки Псковской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Администрация города Великие Луки Псковской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______

182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а

тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru

 

                                   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ  И ПОЗНАВЕТЕЛЬНОЙ СФЕР»

(коррекционно-развивающий курс)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития

 Составитель:

Павлова М. В.

педагог-психолог.

 

 

2017 – 2018 учебный год


                    СОДЕРЖАНИЕ.

 

1 Пояснительная записка, цели, задачи. 3
2 Принципы коррекционной работы. 3
3 Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися. 4
4 Механизмы реализации программы коррекционной работы. 7
5 Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ 8
6 Основные направления деятельности психологического сопровождения 8
7 Ожидаемые результаты 9
8 Основные понятия. 10
9 Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. 12
10 Тематическое планирование. 14
11 Материально-техническое обеспечение. 20

 

                         


Пояснительная записка

В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития входит программа коррекционной работы.

Цель коррекционной работы

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи коррекционной работы:

· создание условий для развития сохранных функций;

· формирование положительной мотивации к обучению;

· повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

· коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

· воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с задержкой психического развития.

Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития проводится:

· в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

· в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

· в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.


Создание развивающей среды

· просветительская и консультативная работа с родителями;

· развивающая психологическая работа с педагогами

Основные понятия.

Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых психологом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.

    Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и не необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
       Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.




Администрация города Великие Луки Псковской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______

182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а

тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru

 

                                   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ  И ПОЗНАВЕТЕЛЬНОЙ СФЕР»

(коррекционно-развивающий курс)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития

 Составитель:

Павлова М. В.

педагог-психолог.

 

 

2017 – 2018 учебный год


                    СОДЕРЖАНИЕ.

 

1 Пояснительная записка, цели, задачи. 3
2 Принципы коррекционной работы. 3
3 Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися. 4
4 Механизмы реализации программы коррекционной работы. 7
5 Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ 8
6 Основные направления деятельности психологического сопровождения 8
7 Ожидаемые результаты 9
8 Основные понятия. 10
9 Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. 12
10 Тематическое планирование. 14
11 Материально-техническое обеспечение. 20

 

                         


Пояснительная записка

В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития входит программа коррекционной работы.

Цель коррекционной работы

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи коррекционной работы:

· создание условий для развития сохранных функций;

· формирование положительной мотивации к обучению;

· повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

· коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

· воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с задержкой психического развития.

Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития проводится:

· в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

· в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

· в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 162.