ü Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх критериях:
· наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
· уровень функционального состояния основных систем организма;
· степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, - профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
Основные группы здоровья детей. В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
· 1-я группа здоровья - здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
· 2-я группа здоровья - дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
· 3-я группа здоровья - дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
· 4-я группа здоровья - дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
· 5-я группа здоровья - дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
ü Биологический возраст ребенка - это индивидуальный темп развития отдельно взятого ребенка, который может не соответствовать ее календарному возрасту Биологический возраст определяется по морфометрических, физиологическими, метаболический ними и иммунологическими признаками, которые максимально приближены к средним возрастных величин и имеют место у 50% здоровых детей определенной возрастной группы Биологический возраст ребенка базируется на доминировании средне го биологического возраста отдельных тканей, органов и систем организма с незначительными отклонениями, которые определяют гармоничность или дисгармоничность физического и нервно-психического развития ребенка результате ц ього выделяют такие понятия, как ретардация (брадигенез) и акселерация (тахигенез), что означает дисгармоничность с отставанием или опережением развития определенных систем Для определения биологического возраста ребенка используют простейшие маркеры, которые имеют наивысшую степень корреляции с биологическим созреванием - это развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста, сроки прорезывания моло ческих зубов и замена их на постоянные, длина тела и признаки полового созревания В специальных исследованиях биологический возраст определяется рентгенологическим методом по количеству островков и ядер окостен иння Несоответствие между биологическим и календарным возрастом ребенка может указывать на наличие патологии или неблагоприятных условий для благополучного развития и функционирования систем организма.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.