Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология.
Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.
Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.
Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.
Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии:
§ ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
§ мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;
§ интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.
Виды политических идеологий
Либерализм (от лат. liberal is – свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:
§ индивидуализм – на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;
§ свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;
§ разум – самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;
§ равноправие – все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);
§ толерантность – все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;
§ согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;
§ конституционализм – власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.
В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.
Консерватизм (от лат. conservare – охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:
§ традиционность – уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;
§ несовершенство человека – всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;
§ иерархичность – естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
§ порядок – общество может существовать только в том случае,
§ если государство установит в нем закон и порядок;
§ патернализм – государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
§ собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.
В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности – защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.
Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:
§ равенство – всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;
§ приоритет общества - индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;
§ коллективизм – все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;
§ общественная собственность - частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;
§ массовость – социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма – установление бесклассового общества;
§ плановое хозяйство – экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.
Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода – не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.
Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть – это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства – сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 525.