В чем состоит сущность мировоззрения? Охарактеризуйте типы мировоззрения. Какова его роль в жизни человека?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет № 21

В чем состоит сущность мировоззрения? Охарактеризуйте типы мировоззрения. Какова его роль в жизни человека?

Внутренний (духовный) мир человека характеризуется особой структурой, которая включает в себя познание, эмоции, чувства, направленность личности, а также мировоззрение.

Мировоззрениесистема взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем.

Мировоззрение человека имеет свою структуру:

Знания, принципы, идеи, убеждения (устойчивая установка на предмет какого-либо явления окружающего мира), идеалы и духовные ценности.

Субъекты (носители) мировоззрения:

- отдельный человек;

– группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);

– общество в целом.

Мировоззрение может формироваться как стихийно(житейское), так и осознанно (научное)

Типы мировоззрения

Обыденное (житейское) Религиозное Научное
является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. - формируется в процессе личной практики – складывается стихийно, на основе жизненного опыта – мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией – широко распространено связано с признанием сверхъестественного начала. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам). - дает человеку веру в возможность достижения поставленных целей – нацеливает на совершение нравственных поступков – непримиримо к другим жизненным позициям – недостаточное внимание к достижениям науки – человек должен принимать религиозные догмы на веру. теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. - опирается на достижения науки – включает научную картину мира – обобщает итоги человеческого познания – тесно связано с практической деятельностью людей

Выработка мировоззрения –  существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии.

Этапы формирования мировоззрения

1. Мироощущение – чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.

2. Мировосприятие – чувственный, соединенный образ мира.

3. Миропонимание – основывается на рациональном объяснении мира.

Мировоззрение решает три основных вопроса:

- отношение человека к миру в целом

– познание и преобразование мира

– общество в целом.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека:

- Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

– Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

– Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

Мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом представляет собой менталитет человека.

 Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

 

Определите влияние политической элиты на общество, ее роль в принятии властных решений.

Элита – (с фр. «лучшее») – группа лиц, выделяющаяся из остального общества качественно новыми чертами.

Виды элит:

- политическая                        - военная                      - культурная     -информационная

-экономическая                      -административная      - научная           - идеологическая

Политическая элитагруппа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и участвующая в управлении государством.

Классические теории элит

* теория «политического класса» (Г. Моска): развитие любого общества направляется руководящим политическим классом, вхождение в который предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей (военная доблесть, богатство, церковный сан, способность управлять);

* теория «круговорота элит» (В. Парето): социальные изменения являются следствием борьбы и «циркуляции» элит, что происходит, когда элиты становятся психологически непригодными для управления. Различаются два типа элит: «лисы» – находятся у власти, как правило, при демократических режимах («плутократиях») режимах, превосходно достигая согласия с помощью политических интриг; «львы» хороши для стабильных ситуаций, крайне консервативны; они смелы, решительны и отдают явное предпочтение насилию перед остальными методами управления.

* теория «железного закона олигархии» (Р. Михельс): олигархическая структура власти основана не только на тенденции вождей к укреплению своего личного авторитета и своему увековечиванию, но и на инертности масс, готовых полагаться на профессионалов, а также на структурных свойствах политической организации. Замена лидеров осуществляется двумя путями. Основной путь – это привлечение новых членов в существующую олигархию, а второй – смена элит целиком.

Современные теории элит: теория элиты Р. Миллса; теория элиты как замкнутой касты Р.-Ж. Шварценбергера и другие.

Существование элит обусловлен несколькими причинами:

- потребность в существовании людей, обладающих специальными знаниями и навыками

- существование разделения на управляющих и управляемых

- неравенство психических, социальных и иных условий

- высокая оценка управленческого труда и пассивность широких слоев населения

Характерные черты

- Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

- Высокий социальный статус;

- Значительный объем государственной и информационной власти;

- Непосредственное участие в осуществлении власти;

- Организаторские способности и талант.

Функции политической элиты:

- изучение и анализ интересов различных социальных групп;

- субординация этих интересов; отражение интересов в политических установках;

- выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);

- создание механизма воплощения политических замыслов: назначение кадрового аппарата органов управления;

- создание и коррекция институтов политической системы;

- выдвижение политических лидеров.

 

Роль. Политическая элита как наиболее активная, участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.

Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды. Неуверенность людей в завтрашнем дне позволяет правящей элите концентрировать в своих руках большой объем политической власти, управлять судьбами миллионов людей и при этом не нести никакой ответственности, «списывая» свою некомпетентность и злоупотребления на «объективные обстоятельства».

Билет № 22

Типы лидерства

Лидер-знаменосец - идейный вдохновитель, вождь народных масс. Такой лидер самостоятелен, критичен в оценках действительности, знает, как исправить ситуацию: М. Ганди, В. Ленин, А. Гитлер.
Лидер-пожарный - лучше всего проявляет себя в кризисных ситуациях. Он эффективно действует согласно «обстановке»; быстро решает самые насущные проблемы.
Лидер-служитель - Лидер стремится исправно служить своим приверженцам, не забывая при этом идти навстречу пожеланиям трудящихся (избирателей): Л. Брежнев, К. Черненко.
Лидер-торговец - окружает себя командой компетентных профессионалов, определяющих наиболее эффективные пути развития общества. Он умеет ярко преподнести и выгодно «продать» свои идеи и планы, привлекая сторонников. Например, Р. Рейган.
Лидер-популист - играет на сиюминутных интересах народа. Куда подует ветер – туда они и развернутся. Нет постоянных идей и программ. Это большинство политиков.
Лидер - идеолог - верен своим принципами идеям даже в ущерб популярности.
Лидер-таран - сокрушает старое, ведет борьбу с отжившими порядками, но ему трудно создать новое. Поборов одних, ищет новых врагов, чтобы жить в постоянной борьбе.

Качества лидеров

1. Умение преподнести себя – имидж, манера поведения, речь и т.д.

2. Профессионализм, подготовленность к исполнению политической должности.

3. Информированность в области политики.

4. Умение и готовность проявить инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность.

5. Влияние на политический процесс должно быть не мнимым, а реальным.

6. Готовность нести ответственность за своих последователей.

7. Способность воспринимать и выражать интересы широких масс, убеждать и увлекать людей.

8. Способность к политическому творчеству, умение выдвигать и реализовывать новые идеи.

9. Обладание политической интуицией и чувством политического времени.

10. Обладание доверием людей: лидер должен быть человеком честным, порядочным, не взяточником.

Лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности.

Билет № 23

1.Что такое наука? Каковы его функции в обществе, какие существуют учреждения науки?

Наука

1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека; 2) сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию, оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.

Наука как социальный институт включает:

– ученых с их знаниями, способностями и опытом – представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;

– научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;

– специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);

– методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);

– особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).

Цель науки – получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.

Свойства науки, как профессионально-организованной познавательной деятельности: объективная предметность; общезначимость; обоснованность; определенность; точность; проверяемость; воспроизводимость предмета знания; объективная истинность; полезность.

Функции науки

1) культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение; научные представления – часть общего образования, культуры;

2) познавательно-объяснительная – наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований;

3) прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами;

4) практически-действенная;

5) социальной памяти и др.

Учреждения науки – специализированные организации, в которых ведется исследовательская работа.

- Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты),

- научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования,

- опытно-конструкторские,

- проектно-конструкторские,

- проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техническую деятельность.

Академии наук –  являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своими деятельностью и имуществом, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.

Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией.

Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.

Научные организации: ЮНЕСКО (международная организация, способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций по всему миру).

ИЮПАК (международная организация, способствующая прогрессу в области химии).

Виды политических идеологий

Либерализм (от лат. liberal is –  свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:

§ индивидуализм –  на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;

§ свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;

§ разум –  самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;

§ равноправие –  все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);

§ толерантность –  все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;

§ согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;

§ конституционализм –  власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.

В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

Консерватизм (от лат. conservare –  охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:

§ традиционность –  уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;

§ несовершенство человека –  всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;

§ иерархичность –  естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;

§ порядок –  общество может существовать только в том случае,

§ если государство установит в нем закон и порядок;

§ патернализм –  государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;

§ собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности –  защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

Социалистическая идеология (от лат. socialis –  общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:

§ равенство –  всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;

§ приоритет общества - индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;

§ коллективизм –  все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;

§ общественная собственность - частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;

§ массовость –  социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма –  установление бесклассового общества;

§ плановое хозяйство –  экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.

Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода –  не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

Анархизм (от греч. anarchia –  безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть –  это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства –  сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

 

Билет № 24

1. В чем состоит взаимосвязь науки и образования? Какова роль образования в современном обществе?

Наука – это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено. А образование – процесса накопления знаний. А поскольку человек, занимающийся наукой продолжает накапливать знания, то можно сказать, что наука – это продвинутая ступень образования, а образование – это один из процессов занятия наукой, это также и фундамент науки, и ее движущая сила, и ее составляющая часть.

Наука тесно связана с образованием. Качество образования зависит от того, на каком уровне развития находится наука.

К примеру, в Средние века наука находилась под влиянием церкви. Значит, и образование было несколько однобоким, ученикам преподавались только те истины, которые не противоречили божественному учению.

Также качество науки зависит от образования. Если образование высокого качества, то есть возможность совершать новые научные открытия. У людей будет хороший потенциал, фундаментальные знания, которые поспособствуют научному прогрессу.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Функции образования

* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).

* Накопление и хранение культуры общества.

* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.

* Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.

* Введение социокультурных инноваций.

* Социальный контроль.

Общие тенденции в развитии образования

1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются).

2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения).

3) Непрерывность образования (в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии).

4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям).

5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний).

6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем).

7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

В ЛНР устанавливаются следующие уровни образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

5) среднее профессиональное образование;

6) высшее образование – бакалавриат;

7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура;

8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живет, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Билет № 25

Билет № 21

В чем состоит сущность мировоззрения? Охарактеризуйте типы мировоззрения. Какова его роль в жизни человека?

Внутренний (духовный) мир человека характеризуется особой структурой, которая включает в себя познание, эмоции, чувства, направленность личности, а также мировоззрение.

Мировоззрениесистема взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем.

Мировоззрение человека имеет свою структуру:

Знания, принципы, идеи, убеждения (устойчивая установка на предмет какого-либо явления окружающего мира), идеалы и духовные ценности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 640.