Отличительные особенности понятий: народные промыслы, ремесла и дпи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декоративно-прикладное искусство отличается от искусства изящного, созданного исключительно для эстетических целей, тем, что его произведения могут быть употребляемы в быту. Иными словами, они имеют не только эстетическое, но и прямое практическое предназначение.
Легко догадаться, какие именно предметы пролучаются в результате декоративно-прикладного искусства. Это мебель, двери, предметы интерьерного декора, кухонные мелочи, одежда и многое другое. От продукции массового производства они отличаются изысканным, порой самобытным стилем выполнения. Увидеть предметы декоративно-прикладного искусства можно на выставках и ярмарках, часто в единичном экземпляре. Декоративно-прикладное искусство основано на ручном труде, поэтому воплощается в народных промыслах. Несмотря на технологический прогресс, они остаются до сих пор актуальными.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера[1]. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая чаще называется артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом». Промыслы по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой. Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название.

До революции в России любую временную работу крестьян вне места жительства называли отхожим промыслом.

Также промыслом, или, чаще, промыслами, называют промышленные предприятия (или сеть предприятий) добывающего типа[1].

Термин «промысел» тесно связан с термином «ремесло», но в отличие от ремесла, промысел бывает связан с добыванием чего-либо.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, её могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда артель перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Ива́нова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

сапожный промысел превратился с годами в обувную промышленность,

ткацкий и прядильный промыслы стали предшественниками текстильной промышленности,

кузнечный промысел стал прародителем целого ряда промышленностей, связанных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях. Промыслы, связанные с добычей обыкновенно имеют собственное название. Сюда относятся:

охота (промысел зверя или пушнины),

рыболовство (промысел рыбы),

старательство (промысел золота),

шишкобой (промысел кедровых орехов),

китобойный промысел,

бельковый промысел,

добыча мумиё,

добыча ценных диких таёжных растений на Дальнем Востоке (женьшень, маралий корень), а также сбор и заготовка диких лекарственных растений,

сбор лесных ягод и грибов.

Среди них немало сезонных или тех, которыми занимаются побочно от другого основного вида деятельности или тех, которые распространены в ограниченной местности.

Примером того, как добыча постепенно переросла в более сложный промысел, может служить бортничество, которое переросло в пчеловодство. Непроизводственные промыслы также могут эволюционировать и в промышленность. Примером этому может служить золотодобывающая промышленность, которая была порождена старательством, и теперь почти полностью вытеснила его. Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический аспект, и его продукция, не теряя своей утилитарности, приобретает всё большую художественную ценность, то такое ремесло может называться прикладным искусством. Сюда можно отнести:

плетение кружев

производство игрушек (лаковых и керамических)

ковроткачество

золотошвейное ремесло,

а также производство любых других изделий (одежды, обуви, посуды, мебели), где доминирующим фактором, по крайней мере, в ценообразовании, является внешний вид и отделка изделий, а не их возможность служить по своему прямому назначению. Иногда наряду с термином прикладное искусство применяется термин народный промысел. Некоторые ремёсла «балансируют» на грани между промышленностью и ремеслом. Это происходит в силу значимости человеческого фактора. Сюда следует отнести ювелирную промышленность, в которой ювелир мало чем отличается от златокузнеца. Также сюда можно отнести обработку драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. И сюда же относится производство музыкальных, в первую очередь струнных смычковых и щипковых инструментов. Подавляющее количество промыслов старо, как сама история цивилизации. Но, тем не менее, пример возникновения нового промысла в недавнем прошлом в СССР привести можно. Это так называемая шабашка или шабашничество. Промыслы (как ремёсла, так и виды добычи) могут подразделяться по времени возможности ими заниматься на постоянные и сезонные. Если для занятия каким-либо промыслом требовалось на это время перебраться в другую местность, то такие промыслы назывались отхожими промыслами.

Ремесло не всегда носит творческий характер.Ремесло это просто умение выполнять работу на определенном уровне.А искусство всегда связано с ремеслом,так как прежде чем добиться успеха,необходимо наработать навык,выполняя много скучных работ. Искусство и ремесло— казалось бы схожие понятия, но они имеют существенные различия. Для того, чтобы обучиться ремеслу, не обязательно обладать выдающимися талантами. Искусство же появляется сугубо благодаря людям в своей области исключительно одарённым. Ремесло помогает получить средства на существование, искусство же не отпускает художника, оно и равняется существованию для творца. Искусство - это творчество, создание чего-то нового. А ремесло - это тиражирование уже созданного, в данном случае предметов искусства

Ремесло – это навык, умение человека производить какой-либо товар, изделие. Ремесла и ремесленники были известны с давних времен. Существовали даже целые ремесленные династии, где опыт и клиентура передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Существует подразделение на традиционно женские и мужские ремесла. Мужчины обычно занимались более тяжелыми работами, требующими физической силы. Это могла быть работа по металлу или дереву, сапожное мастерство. Прерогатива женщин – рукоделие (вышивка, плетение кружев и прочее). Первоначально ремесло рассматривалось как способ обеспечить себя и свою семью. Сейчас это совсем не обязательно, иногда ремеслом люди занимаются для души и отдыха без какой-то материальной для себя выгоды. Своего рода хобби и отдушина. Ремесленничество – это неавтоматизированное производство, где используются лишь самые простые инструменты. Здесь огромное значение имеет мастерство человека, его опыт. В любом ремесле есть доля творчества.

Промысел – это комплекс занятий с целью получения прибыли. В старину люди очень часто уходили «промышлять» довольно далеко от дома. Обычно на промысел отправлялись мужчины в зимний период, когда все сельскохозяйственные работы были сделаны. То есть промысел носит сезонный, а не постоянный характер. Промыслом также называли и само место, где проводились работы. Вид работ мог быть различным: рубка леса, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых. Ремесленники из деревни уходили в большой город, чтобы реализовать там свои изделия – это тоже считалось промыслом.

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.[править | править код]

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранялось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

· кузнечное дело

· гончарное производство

· плотницкое дело

· столярное ремесло

· портняжное дело

· ткацкое

· прядильное

· скорняжное

· шорное[1]

· пекарное

· сапожное

· печное

· кожевенное

· ювелирное

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

ремесло - это профессиональная постоянная работа, промысел - работа временная (от слова "промышлять")

Существует множество определений ремесла, но все они так или иначе передают следующее содержимое: Ремесло – это мелкое ручное производство, рукоделие. Производство бытовых предметов, одежды, орудий труда, украшений и вообще того всего, что окружает человека.

Присутствие слова «Мелкое» в этом понятии меня смущает – возникает ощущение, что такому масштабному явлению прицеплено слишком пренебрежительное прилагательное. Вы не согласны?

Ключевые слова в понятии ремесла – ручное производство! Руки – основной инструмент любого ремесленника и эти руки позволяют ему творить все, что необходимо ему и его семье для жизни (применение и продажа произведеных изделий).


Промысел

В основе понятия «промысел» лежит процесс добычи чего-либо. Промысел солеварения – добычи соли, охота, рыбалка и так далее. «Промышлять» - означает делать что-то, что приносит определенную выгоду. Зачастую любое масштабное явление рано или поздно называют народным, поэтому я далее буду употреблять правильное словосочетание – народные промыслы.

Ремесло – это навык, умение человека производить какой-либо товар, изделие. Ремесла и ремесленники были известны с давних времен. Существовали даже целые ремесленные династии, где опыт и клиентура передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Существует подразделение на традиционно женские и мужские ремесла. Мужчины обычно занимались более тяжелыми работами, требующими физической силы. Это могла быть работа по металлу или дереву, сапожное мастерство. Прерогатива женщин – рукоделие (вышивка, плетение кружев и прочее). Первоначально ремесло рассматривалось как способ обеспечить себя и свою семью. Сейчас это совсем не обязательно, иногда ремеслом люди занимаются для души и отдыха без какой-то материальной для себя выгоды. Своего рода хобби и отдушина. Ремесленничество – это неавтоматизированное производство, где используются лишь самые простые инструменты. Здесь огромное значение имеет мастерство человека, его опыт. В любом ремесле есть доля творчества.

Промысел – это комплекс занятий с целью получения прибыли. В старину люди очень часто уходили «промышлять» довольно далеко от дома. Обычно на промысел отправлялись мужчины в зимний период, когда все сельскохозяйственные работы были сделаны. То есть промысел носит сезонный, а не постоянный характер. Промыслом также называли и само место, где проводились работы. Вид работ мог быть различным: рубка леса, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых. Ремесленники из деревни уходили в большой город, чтобы реализовать там свои изделия – это тоже считалось промыслом.

Все произведения ДПИ можно разделить на две группы. Первую представляют предметы обихода(одежда,различная утварь, посуда, мебель,ткани),где красота предмета неразрывно связана с его пользой.

Вторая группа представлена предметами декоративного назначения, здесь возможна более свободнная трактовка средств выразительности, это панно, декоративные вазы, сувениры и т.п

Декоративные статуи, гобелены, мозаика, панно занимают особое место.Они могут быть как средством декора архитектурной среды, так и самостоятельными произведениями.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 3188.