Искусство резьбы по кости развивалось на протяжении тысячелетий. Превосходный по своим эстетическим и технологическим качествам материал привлекал внимание мастеров с глубокой древности. Традиционно из кости изготавливались украшения, предметы быта, культовые принадлежности и многое другое. Резьба по кости является самым древним видом прикладного искусства. Первые предметы быта на месте стоянок первобытных людей были найдены на рубеже V - IV веков до н.э. Костяные изделия, от наконечников для стрел и охотничьих ножей до изысканных статуэток и украшений, до сих пор находят археологи от крайних северных районов до жарких стран.
Искусство художественной резьбы по кости в России имеет глубокие традиции. Искусство резьбы по кости особенно высоко было развито в древнем Новгороде. Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно. Вместе с новгородскими переселенцами мастерство художественной обработки кости пришло на Север, где обилие под рукой соответствующего материала способствовало процветанию этого искусства. Русский Север - один из древнейших центров косторезного искусства в стране. Мастерство русских косторезов подтверждают сохранившиеся резные из кости панагии, иконки, кресты, отдельные бытовые предметы XIV-XVI вв. С XVI века через русский Север проходили торговые пути на Запад и Восток. Через Холмогоры и Архангельск англичане, голландцы, немцы и французы везли товары в Москву, по Волге переправлялись к берегам Персии. В XVIII-XIX вв. Холмогоры были одним из главных экономических центров Севера России, который вел торговлю как на внутреннем, так и на внешних рынках. Художественной резьбой по кости занимались холмогорские, сольвычегодские и великоустюжские мастера. Костяными изделиями русской работы восхищались многие иностранцы, приезжавшие в Московское государство в XVI-XVII вв. Отдельные сохранившиеся произведения сопоставимы по сложности композиции и тонкости работы с художественной резной костью московских и севера-русских мастеров XVI века. В XVII веке искусство резьбы по кости на Севере заметно совершенствуется, свидетельством тому являются постоянные вызовы мастеров в мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Московская Оружейная палата являлась своеобразной школой, в которой приезжие мастера совершенствовали свои навыки, и откуда они привозили мастерство, возвращаясь на родину. В XVII веке из кости делали гребни, ларцы, различные шкатулки, шахматы, посохи и другие предметы, необходимые в церковном и светском быту. Для изделий из кости конца XVII - начала XVIII века наиболее характерны ларцытеремки с откидными крышками, которые обычно украшались сквозной резьбой растительного характера, в которую вплетались архитектурные мотивы, вазы и даже человеческие фигурки. Прославленными столицами русского косторезного искусства знатоки и ценители считают Холмогоры и Уэлен, Тобольск и Якутск, где уже несколько веков создаются шедевры, не уступающие творениям мастеров древней Индии и Византии, античной Греции и средневековой Европы. Сегодня они не только воспоминания о былой славе, но и живое, яркое творчество мастеров, достойно наследующих блестящие традиции прошлого. Холмогоры - древнейший из центров утонченного искусства резьбы по кости. Лучшие традиции древнерусского косторезного творчества были переняты и развиты холмогорскими мастерами. Своим косторезным искусством, особенно - токарным мастерством, прославились петербургские мастера XVIП-XIX вв.; многие из петербургских мастеров были уроженцами Холмогор и других косторезных центров русского Севера, переселившихся навечно или временно работавших в столице. После своей поездки на Север и в Европу Петр I необычайно увлекся резьбой по кости. Он реорганизовал этот вид прикладного искусства, улучшив условия для его развития. Сам он вырезал несколько вещей, в том числе табакерку. Издавна кость в качестве поделочного материала использовали сибирские народы, которые делали из кости, главным образом, охотничьи и рыболовные принадлежности, художественной резьбой они стали заниматься гораздо позже. Яркая местная школа косторезного искусства образовалась в XIX веке в Сибири, куда традиции художественной резьбы по кости пришли вместе с мастерамикосторезами, переселившимися с русского Севера. В конце XIX века появились первые мастерские по художественной обработке кости в Тобольске, где резчики изготовляли мундштуки, курительные трубки, ящички, шкатулки и др. Впервые люди пришли на Чукотку 20 – 25 тысяч лет назад и искусство резьбы и гравировки по кости возникло задолго до нашей эры. Все магико – религиозные представления жителей Крайнего Севера были связаны с морскими животными, так как от них зависела жизнь людей. В косторезном искусстве отразились эти духовные мотивы. Наконечники гарпунов, священные амулеты и просто игрушки и украшения были найдены археологами в захоронения первого тысячелетия до н. э. Эквенский могильник с предметами древнего косторезного искусства был найден близ села Уэлен – главного центра современного косторезного искусства с его знаменитой мастерской, которая была основана в 1931 году. Значит, резьба по кости одно из самых древних искусств на Земле, возраст которого никак не меньше двух тысяч лет. Миниатюрная скульптура, торжественные кубки, драгоценные ларцы и ювелирные украшения российских косторезов всегда пленяли зрителей хитроумным мастерством, которое никогда, однако, не было для художников самоцелью. Человек, берущий в руки такое произведение, сразу ощущает его теплоту, одухотворенность, не холодную виртуозность, а обласканность вещи искусными руками мастера. Это сказывается в мягкой пластике и изысканности силуэта, в угаданности размера и красоте пропорций, в грациозном ритме травного или геометрического узора. Для российского резчика кость - всегда живой, трепетный материал. Сосредоточенность, творческая озаренность пронизывают старинные ритуальные предметы из кости: кресты, образки и складни, дарохранительницы и дароносицы XVII века. Щедрая природа России одарила мастеров уникальным материалом. Это и пригодная для всех видов резьбы ископаемая мамонтовая кость, и не уступающий ей в красоте сказочный «рыбий зуб» - клык моржа, в обмен на который привозили в Россию и экзотическую слоновую кость. Но нашим умельцам достало мастерства, чтобы облагородить и обычную животную кость, мастерски соединить ее с драгоценной. Общие творческие принципы российских косторезов по-разному воплощались в каждом из знаменитых центров этого искусства. Здесь сказывались и особенности местоположения, и исторические события, социальные перемены, национальные особенности мастеров и уклада их жизни. У каждого из промыслов своя судьба, свои времена взлетов и падений. Неизменно лишь одно - век за веком в этих местах рождаются и вырастают художники, способные своим талантом и творческой волей победить безвременье.
Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.
В России распространен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).
В резьбе по кости используются: бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная кость).
Костяное кружево — отдельный вид резьбы по кости, при котором косторез делает сквозные отверстия, которые складывают в причудливый и изящный узор. Кости животных — идеальный материал для прикладного народного творчества. Если правильно обработать слоновую кость или кости моржа, то из них опытный мастер способен вырезать поистине красивую вещь, которая сможет радовать своего владельца долгие годы.Как можно догадаться, искусство это весьма и весьма кропотливое. В древности из кости умельцы создавали броши, браслеты, гребни, украшения для оружия. Также из кости вырезали кружево для оклейки коробов, ящиков, комодов, делали шкатулки, крестики, ножи, и даже портреты. Наиболее распространенными в косторезном деле в разное время были два вида орнамента: геометрический, построенный на сочетании циркульных кривых и прямых линий, растительный, представляющий собой изображение растений. Поделки из кости находят в археологических раскопках довольно часто, но ученые отмечают, что особенно интересные изделия относятся к 17-18 векам. Именно тогда резьба по кости достигла особого расцвета. В наше время, наряду с изделиями из оленьего меха, резьба по кости сохранилась в качестве художественного промысла народов Севера. Сегодня, когда многие вещи делаются из пластика, так приятно взять в руки украшения, покрытые тончайшим костяным кружевом, что хранит тепло рук мастера. Прекрасные примеры кружевной резки по кости прошлых веков сегодня можно наблюдать в музеях всего мира.
Холмого́рская резна́я кость — первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.
Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.
В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.
Чуко́тская резна́я кость — вид народного искусства, издавна распространённый у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова и островов Диомида; пластически выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы из моржового клыка; гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках и бытовых предметах.
Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. Древнеберингоморская культура характеризуется анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В следующий, пунукский период, длившийся примерно до начала второго тысячелетия, скульптура приобретает геометризованный характер, криволинейный орнамент сменяется строгим прямолинейным.
В XIX веке появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в Пегтымельских петроглифах и ритуальных рисунках на дереве.
В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.
Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.
В 1930-е годы промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене, Наукане и Дежнёве. В 1931 году в Уэлене создается стационарная косторезная мастерская. Первым её руководителем стал Вуквутагин (1898—1968), один из ведущих мастеров промысла. В 1932 году Чукотским Интегралсоюзом создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежнёве и Уэлене.
Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960—1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.
Резьба по кости известна в Тобольске с начала XVII века. Родоначальниками данного вида искусства стали сосланные шведские офицеры, взятые в плен во время Северной войны. Пребывая в Тобольске они зарабатывали себе на жизнь различными ремеслами. Одним из таких ремесел было изготовление точеных табакерок из кости. Большой спрос на табакерки в высших кругах Сибирской Столицы простимулировал дальнейшее развитие этого ремесла. Продолжателями заложенных шведами ремесленных традиций уже в XIX веке стали ссыльные поляки. На этом этапе ассортимент резных изделий пополнился женскими украшениями, образами Святых[1].
До конца XIX века косторезы работали небольшими группами. Первая сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой открылась только в 1874году. Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - "Образцовая Сибирская мастерская Ю. И. Мельгуновой" (учреждена в 1893 году). Работы её талантливых мастеров отмечены серебряной медалью на выставке в Нижнем Новгороде и золотой медалью на франко-русской выставке в Петербурге в 1898 году. Изделия Тобольских косторезов в промышленном масштабе начали поступать в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта. В начале XX в. костерезный промысел в Тобольске приходит в упадок и возрождается после установления Советской власти.
После Октябрьской революции со сменой общественного строя изменился и формат деятельности косторезов. В конце 1920-х — начале 1930-х годов организуется артель «Коопэкспорт», объединившая мастеров резьбы по кости. Коренные изменения, происшедшие в жизни народов Сибири, отразились и в скульптуре тобольских резчиков. В ассортименте тобольского промысла получают развитие многофигурные композиции. Каждая из скульптур — деталей композиции вырезалась отдельно и прикреплялась к плоской прямоугольной подставке.
В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки.
С образованием в 1960 году Тобольской фабрики художественных косторезных изделий происходит этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма сырьём для которой являлись дефицитные бивни мамонта и зуб кашалота. Для увеличения выпуска товарной продукции было принято решение о запуске в производство кости-цевки. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности[2].
В 1986 году изделия фабрики впервые отнесены экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов. На сегодняшний день на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота и клыка моржа.
18.Орнамент в декоративно-прикладном искусстве.
Орнаментальное искусство вид декоративного искусства, связанный с украшением различных предметов бытового назначения, прикладного искусства, пластики, архитектуры. Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в языческие времена, когда различные знаки, символы, растительные узоры были не только украшением, но имели магическое, обрядовое значение. С течением времени древние орнаментальные мотивы утратили культовый смысл, но сохранялась и развивалась их декоративная функция. Каждая эпоха и каждая национальная культура вырабатывали свою систему орнаментов, особенно заметно это в народном творчестве, устойчивые традиции которого дошли до нас через много веков.
Классификация орнаментов На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг орнаментики. Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура. Кроме того, отбор декора производится самим художником и подчинен определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является ее неотъемлемой чертой. Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов.
Следует пояснить, что мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое. Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Благодаря умелому использованию мотивов, разнообразию приемов варьирования формы, силуэта, композиционных комбинаций, художникам всегда удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментального творчества. Поэтому можно предположить, что ряд простых орнаментальных мотивов независимо друг от друга могли возникнуть в разных странах одновременно. Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме - геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи - это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства. В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения. Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание.
С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды.
Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.
Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма - это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.
Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства. Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).
Астральный орнамент (от слова "астра" - звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.
Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 622.