Художественная обработка камня
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Художественная обработка камня — древнейший вид народного декоративного искусства.

Еще на заре развития культуры человеческого общества камень как очень твердый и прочный материал служил для изготовления первобытных орудий труда; из него путем самой несложной обработки делались ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, а также украшения в виде ожерелий из кусочков цветного отшлифованного камня, браслетов, подвесок всякого рода. Но и с освоением других материалов, в частности железа, камень не утратил своего значения. Его природная декоративность, разнообразие расцветок и узоров неизменно привлекали к нему художников и мастеров всех времен и народов. Из камня создавались как монументальные архитектурные памятники, так и произведения мелкой пластики, драгоценные вставки в ювелирные украшения.

Многим видам камня приписывались чудесные, магические свойства, особое влияние на жизнь и судьбы их владельцев, о них слагались легенды.

Камнерезные художественные изделия – это изделия из поделочного камня предназначенные для украшения жилого и общественного помещения. Делятся на декоративные и утилитарнодекоративные. Поделочные камни подразделяют на: твердые (5,5-7 по шкале Мооса, поверхность нельзя поцарапать ножом), средней твердости (3,5-4, легко царапаются ножом), мягкие (1,5-2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом). ТВЕРДЫЕ камни: родонит (омез), яшма, агат (халцедон), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, кварцит. Твердые камни обрабатывают различными способами:

 1) Флорентийская мозаика – создание мозаичных наборов, элементы которых вырезаны из тонких каменных пластинок (толщиной 3-6мм), точно подогнанных друг к другу (стены вестибюля концертного зала Олимпийской деревни). Используют: мрамор (ср.), лазурит, агат, яшма. 2) Русская мозаика – мозаичный набор, состоящий из тонких пластинок (3-6мм), искусно подобранных по тону, цвету, рисунку, облицовывающих какую-либо основу, как правило, изготовленную из более дешевого материала (камня, металла, дерева). Мозаичный набор производит впечатление единого камня (малахитовая комната в Эрмитаже, малахитовые колонны в Исаакиевском соборе, агатовые комнаты в царском селе). Используют: агат, яшму, родонит, лазурит, малахит.

3) Каменная живопись – используют пейзажные камни (мрамор, яшма, каменная кремень, агат, тигровый железняк и др.). Находят правильное расположение распила чтобы получить наиболее выразительный рисунок.

 4) «Минералогические горки» - декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены разнообразные виды драгоценных и поделочных камней. Набор образцов крепится на цементном основании.

5) «Рельефные» иконы - наложение слоев и фигур из разных материалов.

 6) Камнерезная пластика – изделия из камня, инкрустированные драгоценными камнями, золотом, серебром (горный хрусталь, нефрит, яшму, обсидиан, агат).

7) Наборная или насыпная мозаика – картины из каменной крошки или мелких каменных пластинок (лазурит, яшма, мрамор, бирюза, малахит и др.)

МЯГКИЕ камни: гипсовые, селенит, серпентин (змеевик), кальцит, тальк, янтарь, известняк, пещаник. Основные техники обработки мягкого камня: 1) Скульптурная резьба – сначала изготавливаю модель скульптуры из пластилина, затем подготавливают заготовку из камня необходимой величины, наносят карандашом наиболее характерные контуры, заготовку обтесывают топором или отпиливают по контуру. После чего намечают основные части фигуры и вырезают их стамесками. Мелкие детали прорабатывают штихелями. Изделие шлифуют и полируют. 2) Рельефная резьба – (на кирпиче, известняке) сначала нанести контуры узора или рисунка. Прорезать рисунок угловыми или круглыми стамесками по контуру. Опустить фон с помощью полукруглой стамески на заданную величину. Выровнять углубления фона плоскими стамесками. Тщательно обработать выступающие над фоном элементы, скруглить острые углы. Шлифовка. Затем наносят защитное покрытие, например расплавленным воском, растворенном в льняном масле. Пример: казанский вокзал. 3) Инкрустация – на готовом изделие из черного сланца, черного мелкозернистого известняка и других подобных мягких камней последовательно вырезают выемки, в которые затем вставляют детали, вырезанные из тонких пластинок, чаще всего изготовленных из мягких камней, камней средней твердости и других материалов: мрамора, серпентина, малахита, морских раковин, слоновой кости и др. Тонкие линии заполняют мастикой нужного цвета. Гравирование гнезд производят штихелями (грабштихелем, болтштихелем и флахштихелем). Скрепляют элементы с помощью мастики: клей (ПВА или эпоксидный) и наполнитель (сажа, графит, толченое стекло и молотый камень).

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

Во второй половине XIX века усложняются композиции изделий: становится богаче цветовая палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья. На рубеже XIX—XX вв. ведущей в художественной обработке камня становится фирма «Фаберже». Примерно в эти годы появляется техника объёмной мозаики — каменные натюрморты («накладки»), которыми украшались кабинеты пресс-папье.

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня. Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева[5].

Активное возрождение искусства резьбы по камню началось на Урале во второй половине 80-х годов XX в. В Екатеринбургесложилось целое поколение талантливых мастеров, профессионально работавших с твердым цветным камнем – Анатолий Жуков[6], Дмитрий Емельяненко[7], Александр Леверов[8]. В конце 90-х годов возникли крупные мастерские, имеющие собственную производственную базу – «Уральская камнерезная мастерская им. Ильи Боровикова»[9], «Екатеринбургская камнерезная мастерская Алексея Антонова»[10]. После распада СССР, одной из первых частных камнерезных фирм в Екатеринбурге, стала фирма Дмитрия Емельяненко — «Яхонт и Ко».

К середине 2000-х годов на Урале полностью сформировалась камнерезная школа, имеющая свои особенности и приоритеты. Наряду с уральской школой особого развития достигла и Петербургская школа камнерезного искусства.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 402.