Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Объект познания - вещи, явления, процессы, на которые направлена познавательная активность людей. Субъект познания - отд. индивид, соц. группа, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие опред. средствами и методами познания. Конечная цель познания - обеспечение моделей и программ, управляющих явлением объекта в соответствии с потребностями субъекта. Сократ - ставил задачу обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания человека. Демокрит - поднимал вопрос о посредствующем звене при взаимодействии субъекта и объекта. В средневековом номинализме формировалось представление о субъекте, противостоящем объекту. Кант при различении субъективных и объективных элементов знания исходил из субъекта и его структуры. В субъекте он выделил 2 уровня - эмпирический и трансцендентальный. Фейербах - в единстве субъекта и объекта первое выступает как пассивно подчиняющееся второму, т. е. познание хар-ся созерцательностью. Принцип объективности утверждает: объект познания существует до и независимо от субъекта познания, след. вещи и явления нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе. В получаемом результате познания человек не должен вносить ничего от себя, от своей субъективности. При суб. устремленности познания, объект. действительность ограничивается направлением в фил., отвергающее гносеологич. соответствие мышления и бытия, получило название агностицизм. Агностицизм опирается на опред. аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; 2) если даже объективный мир существует, то, поскольку все человеческие образы субъективны. мы не можем знать, каков мир на самом деле; 3) мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для чел. понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки.

Идеализм абсолютизирует субъект и рассматривает объект как производное от субъективной деятельности. С точки зрения диалектич. материализма форма всегда субъективна, а вцелом познание есть противоречивое единство субъекта и объекта. Субъект воздействует на познаваемый объект как предметным образом, так и идеально. Сложность процесса познания обусловлена тем, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. Противоречивость познания выражается и в том, что накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями.

 

13. Структура и основные закономерности познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального в познании.

 

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познаниеирациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

Анализ проблем структуры и важнейших характеристик процесса познания в философии Нового времени обусловил возникновение дилеммы эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм– направление в теории познания, которое признает чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. При этом рациональная способность познания рассматривается только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний.

Рационализм– направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивалиР. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Канти др.

Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания, осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений.Представление– это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.

В качестве основных форм рационального познания выделяют понятие, суждение, умозаключение.Понятие– форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Важно различать два вида понятий: абстракции и идеализации.Абстракция– это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определенных свойств и признаков, характерных для реального предмета.Идеализация– это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде».Суждение– форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел.Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение.

В структуре рационально-понятийного познания нередко выделяют и такие уровни, как рассудок и разум. И. Кант считал рассудок такой формой категориального синтеза наглядных представлений, которая подводит их под понятия в соответствии с жесткими требованиями и правилами формальной логики по заданным в языке мыслительным схемам и алгоритмам. Разум же характеризует человеческое познание как имманентно свободную и высшую инстанцию духа. Он открывает человеку перспективу философского или метафизического мышления, в рамках которого познание, поддаваясь соблазну мыслить за пределами чувственного опыта, формулирует идеи о душе, боге, бесконечности и других подлинно философских темах и субстанциях. Иная и безусловно позитивная оценка разума содержится в философии Гегеля. Именно разум способен мыслить противоречие как сущностную характеристику бытия и это делает его не только уникальной, но и безусловно высшей способностью человеческого мышления, в сравнении с которой догматический рассудок выглядит жалким и ограниченным в своих познавательных возможностях. Согласно Гегелю, диалектический разум преодолевает искусственные границы формальной рациональности рассудка и привносит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые получают у него название спекулятивного мышления. Его возможности поистине безграничны, поскольку позволяют выразить невыразимое и зафиксировать творчески-созидательную природу духа не в образно-метафорической форме символа, а в теоретической форме понятия.

Целесообразность выделения в структуре рационального познания двух уровней (рассудка и разума) в определенной мере подтверждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим данным существует функциональная асимметрия мозга, ответственная за существование двух разных типов мыслительной деятельности.

 

14. Проблема истины в философии и науке.

 

Истина определяется как соответствие наших знаний о мире самому миру. Истина есть величайшая ценность науки. Смысл науки – поиск истины.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Не случайно слово "истина" восходит к слову "есть": истинным считается то, что есть на самом деле. Понятая таким образом истина выступает не просто как знание, а как способ подлинного, неискаженного существования. В узком смысле истина понимается как правильность или достоверность некоторого положения.

Известна т.н. классическая теория истины, которая утверждает, что истина есть соответствие знания действительности.

Виды истины:

1. Относительная истина – знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Черты относительной истины: приближенность и неполнота.

2. Абсолютная истина – источник всего, то, из чего все произошло. Абсолютная истина статична, динамична.

3. Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию.

В науке истина обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой – это самостоятельная ценность, обеспечивающая возможность научного познания совпадать с объективной реальностью.

Истина по форме субъекта, т.е. она принадлежит только субъекту (коллектив, общество), но по содержанию истина объективна, что значит, что она определяется внешним миром и ничем иным.

 

В истории философии имело место и иное понимание объективности истины. Например, считалось, если множество людей на протяжении длительного времени что-то считает истинным, то это и будет истинным. Но такое понимание не совсем верно, ибо человечество может находиться в заблуждении. До Коперника считали, что мир Вселенной – Земля. До первой половины 20 в. атом считался неделимым.

15. Специфика научного познания. Структурная организация научного познания.

 

 

Научное познание – всегда целенаправленное познание.

Основная цель – получение принципиально новых знаний.

1. Ориентируется на обнаружение законов.

2. Высшая ценность – объективность (максимально устранить субъективные моменты).

3. Присущи: обоснованность, доказательность и достоверность полученных выводов.

4. Для обоснования истинности положений в научном познании применяются специфические приемы.

5. Имеет специфический язык науки (категориальный аппарат).

6. Объект научного познания не сводим к объекту обыденного опыта, но выходит за рамки этого опыта. Объект изучают вне зависимости от практического применения. Опережающее отражение действительности.

7. Специализированная подготовка научного исследования.

В структуре научного познания 3 уровня исследования:

1. эмпирический. 2.теоретический. 3.основания научного познания.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание. Изучение явлений. Что можно сделать:

1. Подготовка самого исследования. 2.Получение исходных данных. 3.Формирование фактов. 4.Первичная рациональная обработка фактов.

Основная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и получение фактов науки. Но это не базис теории.

Что такое факты науки? 2 подхода:

1. Факты абсолютно автономны и независимы по отношению к теории.

2. Формулировка фактов зависит от теории. При смене теории меняется базис.

Это дискуссионная проблема теоретической загруженности фактов.

Факт:

1. Объект события в реальной действительности или сознании.

2. Высказывания ученых.

В методологии доказана теоретическая нагрузка фактов. На базе эмпирического уровня формируется теоретический уровень: более высокая степень обобщения, идеализация.

Теория – органически целостная, непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, которая в обобщенной форме раскрывает существенные свойства и закономерные связи объективной действительности.

Теория строится по схеме дедуктивного вывода. Включает 3 элемента:

1. Формально математическая часть.

2. Так называемая идеализированная модель действительности (абстрактные объекты – материальная точка, абсолютного время и т. д.).

3. Элементы отвечающие за специфику теории – слой частных теоретических схем.

Способы развертывания теории:

1. Ученый осуществляет формальные операции со знаками теоретического языка, не обращая внимания на эти знаки.

2. Путем исследования методов мысленного эксперимента.

Основания научного познания имеют свою структуру:

1. Идеалы и нормы научного исследования. 2.Научная картина мира.

2. Философские основания.

 

16. Методы эмпирического и теоретического исследования. Основные формы научного познания.

 

----

 

К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное, организованное, систематическое восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Рез-ты наблюдений описываются с помощью языка.

Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его.

К общелогическим методам научного познания относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и обобщение.

Абстрагирование – некоторый отход(отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действительности. Рез-том абстрагирования являются абстакции. Конкретное выступает рез-том воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное.

Обобщение – прием мышления, в рез-те которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Гл. средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, концепция, теория.

Идея – мысль, достигшая высшей степени объективности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию.

Проблемы вырастают из потребностей практич. деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Проблемы возникают (Поппер) либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух разл. теорий, либо в рез-те столкновения теории с наблюдениями.

Необходимым моментом развития научного знания выступает выдвижение, обоснование и док-во гипотез. Гипотеза – знание, в основе которого лежит предположение, это еще не доказанное теорет. Построение (рассуждение). Это – некоторое утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Гипотеза не должна логически противоречить ранее установленному знанию (фактам, законам, принципам), достоверность которого уже доказана; должна объяснять все факты, относящиеся к данному кругу явлений.

Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию. В широком смысле теория – знание вообще, в узком – знание, имеющее строго определенную форму. Теория отражает закономерности, сущностные характеристики действительности. Исходные положения теории – аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем.

Для изучения объектов, кот-е не могут быть воспроизведены в опыте применяется исторический и логический методы. Использование исторического метода предполагает описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Принцип историзма означает: обусловленность настоящего и будущего прошлым. В ходе логического анализа исследование более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ранних его форм.

Одним из методов теорет. научного исследования выступает аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают выводы об их сходстве их и в других признаках. Аналогия тесно связана с методом моделирования – прием познания, кот-й позволяет посредством одной системы воспроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования. Различаются модели материальные и идеальные. Матер. модель – вещественное воспроизведение исследуемого объекта. Идеальные модели представляют собой совокупность мыслительных элементов – матем формул, уравнений. Не один из методов научного познания не противостоит другим, а все вместе они составляют единый комплекс.

 

17. Общество как развивающаяся система. Социальная структура общества и основные типы социальных структур.

 

 

Исходная единица общества – соц. действия, поступки индивидов, которые имеют некоторый смысл. Происходит концентрация соц. действий вокруг определенных интересов следовательно образуюся соц. общности. Современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технич. перестройки, культурно-технич. подготовленности кадров, гибких экономич. методов хозяйствования и соц. и экон. ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Соц. система имеет следующую структуру: 1 Экономическая сфера. 2. Политическая сфера. 3 Собственно, социальная сфера. 4 Духовная сфера.

Экономическая структура. Экономическая жизнь – важнейшая сфера общества, является прародительницей всех остальных сфер. Материальное прои-во – основа общ. жизни.

Материальное пр-во – общественный процесс производства социальных жизней людей, общественных связей, в которые они вступают в процессе жизнедеятельности.

В мат. пр-ве выделяют две подсистемы: 1 Технологический способ пр-ва – взаимодействие людей со ср-вами труда. 2 Экономический способ пр-ва – общественный способ взаимодействия производительных сил и произв. отношений, позволяющий обществу функционировать.

Экономическая сфера включает в себя: 1 Производительные силы. 2 Производственные отношения.

Произв. силы выражают активное отношение людей к природе. Включают в себя три элемента: 1 человек; 2 средства труда; 3 предмет труда.

Произ. Отношения – это общественные отношения людей и их общностей в процессах экономической деятельности.

Основное содерж-е. произв. отн-ий определяет собственность на ср-ва пр-ва.

Выделяют отношения: 1 Непосредственно в сфере производства. 2 В сфере распределения. 3 В сфере обмена. 4 В сфере потребления.

Соц. сфера – общественное производство человека с его интересами и их проявлениями в различных формах общения, совокупность всех соц. образований, нацеленных на обслуживание потребностей человека. Соц. отношения выступают как срез экон., полит, и духовных отношений общества через призму чел. потребностей и интересов.

Основные подструктуры соц. сферы: этическая, социально-классовая, демографическая, поселенческая, профессионально-образовательная.

Этническая подстр-ра связана с биологич. организацией чел-ка. Виды общностей людей: род, племя, народность, нация.

Род – объединение кровных родственников, кот. обладают общностью происхождения, общими языком, обычаями, верой.

Племя – объединение вышедших из одного корня, но в последствии отделившихся друг от друга родов. Образование племени – расчленение единой многофункциональной общности (род).

Народность – исторически сложившаяся общность людей, кот. имеет свой язык, территорию, культуру и зачатки эконом. связей.

У нации в отличие от народности – целостность экономической жизни, кот. зависит от государственности.

Становление нации связано с формированием кап. общества. Нацию опред. след. хар-ки: общность территории, общность языка, общность экон. жизни, общие черта психич. склада, национальное самосознание.

Социально-классовая структура. Согласно теории стратификации происходит распределение людей по рангам в зависимости от значимости деятельности, доходу, образованию.

Критерии дифференциации: 1. Прирожденные характеристики – этнические принадлежности, половозрастные особенности. 2. Вид профессиональной трудовой деятельности. 3. Элементы обладания – собственность, привилегии, материальные и духовные ценности.

Люди стремятся к изменению соц. положения, отсюда следует мощная мобильность общества, т. е. люди начинают двигаться по ячейкам общества. Это движение контролируется соц. органами. Для доиндустриального об-ва характерна кастовая и сословная дифференциация людей; для индустриального характерна социально-классовая диффер-я, выделение людей по классам осуществляется на основе соц-экономического критерия. В настоящее время происходит разделение людей по соц. признаку – уровню дохода, профессии, уровню образования. Классы – высший, средний, низший.

Демографич. стр-ра. Основной структурный элемент – народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Самые важные демографич. показатели: общая численность, плотность населения, темпы роста, поло-возрастная структура, миграц. подвижность, психофизическое здоровье.

Поселенческая стр-ра – территория обитания, типы поселений, связи между ними и т.п.

Политическая стр-ра. Любое общество – ситсема множества элементов, нуждается в институтах, кот. организовывают взаимодействие между ними. Эту функцию выполняет полит. стр-ра.

Государство – важнейший элемент полит. организации общества.

Стр-ра: 1 политич. институты (гос-ва, партии и т.д.); 2 полит. нормы (законы, акты, конституция, уставы, …); 3 политич. сознание (обыденные, теоретические полит. взгляды).

В истории общества выдел. 2 этапа: дополитическое общ-во и политич. организ. общество.

Главная проблема полит. стр-ры – проблема власти: как ее захватить и удержать.

 

 

18. Формационная концепция исторического процесса (К. Маркс, Ф. Энгельс).

 

Создателем формационной теории развития истории были К. Маркс и Ф. Энгельс. Они раскрыли содержание понятия «общественно-экономическая формация» и обосновали положение о том, что вся история общества есть естественноисторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Исторический процесс как смена одной формации другой протекает по объективным законам, среди которых решающая роль принадлежит способу производства материальных благ. В марксизме обоснована система законов общественного развития: определяющая роль способа производства во всей жизни общества; определяющее воздействие производительных сил на производственные отношения в способе производства; определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию; закон естественноисторической смены формаций; закон первичности базиса по отношению к надстройке; закон классовой борьбы и социальной революции и др. Из-за того, что в историческом развитии определяющую роль, по мнению марксистов, имеют экономические законы и факторы, учение об обществе получило название «материалистическое понимание истории», а в последующем – «исторический материализм». Сознательной деятельности людей в историческом развитии марксизм также уделял большое внимание, особенно роли народных масс и личности.

Общественно-экономическая формация в марксизме – это конкретно-исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, который определяется характером господствующего (ведущего) способа производства материальных благ. Функционирование и развитие типа формации осуществляется по общим и частным объективным законам. Она имеет свою структуру, основными элементами которой являются базис, надстройка, семья. Элементом развитых общественно-экономических формаций является также наука. Базис – это совокупность производственных отношений, различных способов (экономических укладов) производства материальных благ. Надстройка возникает на основе базиса и включает идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты.

Маркс разбивает всю историю на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Сама же история трактуется как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества. У Маркса есть еще и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество); вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм); третичная формация (коммунизм), что указывает на разнообразие подходов к объяснению общественно-экономических формаций и периодов (эпох) исторического развития.

Формационное понимание общественно-исторического процесса было господствующим во второй половине XIX– первой половине ХХ веков. Большое внимание уделялось классовому анализу общества, обоснованию классовых антагонизмов как социальной основы смены одной формации другой через социальную революцию. Решающими признавались имущественные и властные антагонизмы классов. При переходе от капиталистической к коммунистической формации определяющую роль должны сыграть рабочий класс и трудовое крестьянство. Через социалистическую революцию они берут власть в государстве, ликвидируют частную собственность, строят социализм как основу и первую фазу коммунистической общественно-экономической формации.

Но в объяснении собственно коммунистической формации было много утопического и гипотетического. Преобразование экономических отношений на социалистических принципах не сформировало нового человека, способного построить коммунизм. Социалистические революции сопровождались террором, существенно ослаблялась экономика, дестабилизировалась жизнь общества, уничтожались многие материальные и духовные ценности. В международных отношениях возникла поляризация на мир «капитализма» и мир «социализма», что не способствовало консолидации мирового сообщества. В настоящее время формационное понимание развития исторического процесса существенно потеряло свою актуальность и привлекательность.

К основным принципам формационного развития исторического процесса можно отнести: приоритетность анализа экономической жизни, характера способа производства материальных благ; изучение действия социологических законов; материалистическое понимание общества и его проявление в статусе личности, социальных групп и общностей; анализ процесса смены общественно-экономических формаций; классовый анализ; прогресс и регресс.

 

 

Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные критерии цивилизационного процесса. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное).

 

 

Культура – это исторически определенный уровень развития об-ва и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – определенное качественное состояние об-ва на каждом этапе его развития, его производительное существование. Культура – это все то, что создано человеком, а также сам процесс создания. Она возникла тогда, когда люди от использования готовых продуктов природы переходят к производству материальных благ, подчиняя себе природу. Содержание К. – это развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и соц. групп, а также обусловленный способом организации материального пр-ва процесс развития сущностных сил человека, его творческой деятельности, социально значимой по своей направленности на освоение и изменение мира, в котором живет и действует человек.

Разделяют культуру материальную и духовную. Материальная К. – совокупность материальных благ, средств и форм их пр-ва, а также способов овладения ими. Духовная К. – совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (фил-я, право, религия) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Ряд исследователей (Нортрон, Сорокин) предприняли попытку установить закономерности, лежащие в основе возникновения тех или иных типов культуры.

Выделяют 2 типа культуры: восточную и западную. Восточная К. – характерно интуитивное, непосредственное восприятие мира; такой тип создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и импрессионистским искусством, популярны концепции "переселения душ", В подходе к объяснению соц. явлений лежит семейственность (семья возвышается над индивидом). Западная К. – характерен интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций; создает технические цивилизации с их концепциями равенства людей, одинаковых норм, развитой этикой и демократией.

Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, то понятие "цивилизация" характеризует соц. бытие самой культуры, ее овеществление. Понятие цивилизации в различные периоды времени трактовали следующим образом: 1. этап общ. развития, следующий за "дикостью" и "варварством" и характеризующийся развитыми формами соц. организации: появления классов, государственности, письменности (европейская гуманистика эпохи просвещения, марксизм) 2. этап социальности, ориентированный на рост общественного богатства(марксизм) 3. материально-технологическое воплощение культуры, в целом, материализация всех компонентов культуры определ. исторического этапа (Шпенглер, Вебер, Тойнби, Бердяев) 4. тип соц. целостности, которому присуща взаимосвязь материальных и духовных факторов общ. жизни, направленная на воспроизводство опред. образа жизни, а следовательно, и типа человека.

Типы цивилизаций в истории общества. Существует 2 противоположных подхода к анализу историч. процесса: 1. формационный – характерно выделение общего, деление историч. процесса на общественно-экономические формации (марксизм) 2. цивилизационный. В основе лежит идея уникальности соц. явлений своеобразия путей развития. В основе этого подхода лежит концепция Данилевского – существующая всемирная история в пространстве делится на обособленные культурно-исторические типы: 1. египетский 2. китайский 3. еврейский 4. европейский. Эти типы различаются по религиозному, политическому, соц.-полит., культурному критерию. Этапы развития каждого типа: юность-зрелость-старость. Данилевский вводит славянский тип. Концепции Шпенглера, Тойнби впитали в себя эти идеи и наиболее полно развили концепцию цивил. подхода. Шпенглер (осн. труд "Закат Европы") критикует формационный подход и различает 8 историч. типов цив-ий: египетская, индийская, вавилонская, аполоновская, майя, византийско-арабская, фаустовская, западно-европейская. Каждый культурный организм существует 1200-1500 лет. Цивилизация – это упадок культуры, т. е. полная рационализация, деградация литературы, искусства, концентрация людей в крупных городах. Западно-европейский мир достиг этого этапа в к. 19в. Ш. выделил русско-сибирскую культуру. Прафеномен русско-сибирской культуры – бесконечная равнина; египетской – путь, апполон. – материальное тело, арабской – пещера, фаустовской – бесконечное пространство. Профеномен определяют форма политики, эротики, семьи. Тойнби явл-ся автором "Исследования истории"(12 т). Он доказывает невозможность на историч. фактах обобщить историч. путь Европы. Пытался выяснить смысл мирового историч. процесса на основе интегрирующей функции мировых религий, отстаивает своеобразие историч. процесса народов, культурологический плюрализм. Различал об-ва статические(примитивные) и динамические. Все цивилизации придут к статическому типу. На сегодняшний момент существуют след. цивилизации: 1. Западная христианская; 2. Православная христианская с русской ветвью; 3. Исламская; 4. Индуистская; 5. Дальневосточная с японской ветвью. Закон Тойнби "Вызов и ответ" – возникновение любой цивилизации – это способность дать адекватный ответ на вызов историч. ситуации. Если невозможно дать ответ – возникают аномалии, которые приведут к упадку. Вырабатывающей ответ функцией явл-ся творческое меньшинство.

Образование мировой религии – высший этап историч. развития. "Вестернизация" – проникновение западной науки, технологии во все мировые сообщества. Вебер пытался сконструировать теорет. обобщения, которые отражали смысл историч. процесса – "идеальные типы". Существует 3 типа лигитивной власти: 1. рациональный – основан на вере в законность сущетсвующего порядка 2. традиционный – вера в святость традиций 3. харизматический – вера в сверхестественную святость, героизм, достоинства власти.

Цивилизация в наст. время некоторыми философами определяется как специфика той или иной группы стран. Ученые выделяют след. типы цивилизации: 1. древняя Индия и Китай; 2. государства мусульманского востока; 3. Вавилон; 4. древний Египет; 5. Европейская.

Критерии цивилизационного развития : 1 Технологические – возникновение машин. 2 Совершенствование регуляции соц. отношений (возникновение городов – стартовая веха, возникновение письменности, правовая регуляция общественной жизни, возникновение соц. стратификации (распределение людей по рангам), возникновение государства).

Типы цивилизаций. Цивилизации характеризуются уровнем развития техники и чел-ка, как технологического субъекта. Зависит от распространенности орудий производства, в первую очередь машин.

Западные философы выделяют 3 типа цивилизации: 1. доиндустриальная(аграрная); 2. индустриальная; 3. постиндустриальная.

Древнее общество даже не стало доиндустр. цив, не принимая даже сделанные изобретения. Как и всегда, общ не дозрело до них, хватало дешевой рабочей силы.

Доиндустриальная ("традиционная") цив-я развивалась на базе агарно-ремесленного производства (до 17-18 вв) с преобладанием ручных орудий труда, в качестве основного энергетич. источника – сила человека и животного. Господствовали опыт, навыки и произ. знания. Устойчивость родственных знаний, сосредоточенность населения в сельской местности порождали стабильность чел. отношений. Человек осознавал свою зависимость от сил природы и соц. порядка, следовал стереотипам группового поведения. Церковь и армия – главные социальные институты. Водяные и ветряные мельницы, лесопильное, сукновальное, бумажное производство. Умножение числа врачей, адвокатов, нотариусов, преподавателей. Расцвет городского ремесла. Атмосфера научных и технических открытий.

Термин "индустриальное об-во" ввел Сен-Симон. В основе индустриальной ("техногенной") цивилизации лежит машинный технико-технологический тип, связанный с промышленной рев., бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличеиием доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. Экономический рост. Новшества зависят от потребностей рынка. Возникновение электричества. Стимулировалось развитием угольной промышленности, технологический базис стала составлять техника, заменившая физич. усилия чел. Характеризуется изменением образа жизни во всей системе с/х, воспитания, навыков и др.

Постиндустриальная цивилизация – общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания. Постиндустриальное общ – информационное. Автоматизация производства полностью, микроэлектроника и информатика, интеллектуальные технологии, наукоемкость. Научно-техническая революция, опять изменение образования, образа жизни и досуга. Мобильность на фоне изменчивости условий труда и характеру труда.

Символы цивилизаций: доиндустриальной – мотыга, индустриальной – конвейер, постиндустриальной – компьютер.

Три технологии, кот. в принципе изменили 20 век: телефон, телевизор, реактивная авиация.

Три технологии, кот. будут определять наше развитие до сер. 21 в.: нанотехнологии, биотехнологии, информац. технологии.

Три подхода к определению цивилизации:

1 Понятие цивилизации означает достижения человечества, кот. обеспечивают его прогресс, восхождение от животного состояния, затем от стадии дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни.

2 Цивилизация обозначает некую устойчивую социокультурную общность людей или стран, сохраняющую свое своеобразие, уникальность на больших отрезках исторического времени несмотря на изменения, которым она подвергается.

3 По типам цивилизационного развития. В истории человечества выделяют два типа: цивилизация традиционного типа и цивилизация техногенного типа. Различия между ними в технологиях производства, управления и т.п.

Отличия типов:

Традиционный (Индия, Китай, Майя) – замедленные темпы соц. изменений; инновации в сфере пр-ва, регуляции соц. отношений, управления допускаются только в рамках традиций. В культуре приоритет традиций, канонизированный стиль мышления.

В техногенной цивилизации темпы развития постоянно ускоряются, переход от экстенсивного к интенсивному развитию. В культуре над традициями преобладают инновации. Главный фактор, определяющий техногенную цивилизацию – уровень развития техники и технологии.

 

19. Глобальные проблемы современности: сущность, типология, главные особенности.

 

С сер. ХХ века возникли явления и события, которые “заряжены” противоречиями и конфликтами, которые бросают вызов всему человечеству. К числу глобальных проблем относятся те, которые затрагивают основы существования человеч-ва и нерешенность которых создает угрозу для его будущего. Глобальные проблемы (ГП) – результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости, а также специфическое порождение современной эпохи, следствие неравномерного социально-экономического, полит., научно-технич., демографич., экологич. и культурного развития в условиях новой историч-ой ситуации.

Типология ГП:

1) ГП связанные с основными соц-экономическими и полит-ми задачами человеч-ва (предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружения и качественной модернизации оружия, нераспространение оружия, создание благопр-ых условий для мир-го соц-го прогресса, преодоление отстования в развитии ряда стран, комплексное достижение рынка, демократической государственности);

2) Взаимоотношение человека, НТР и общества (эффект-ое использование достижений НТР, проведение вктивной демографич-ой политики, ликвидация опасных болезней, сохранение генофона человека, совершенствование системы образования, обмен в достижениях науки и т.д.);

3) ГП связанные с социально-экологическими процессами (охрана окружающей среды, решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблемы, мирное освоение космоса и богатств мирового океана).

ГП не являются чем-то застывшим, они могут обостряться и ослабевать, могут возникать новые, такие как неконтролируемое развитие техноструктуры, резкое ослабление иммунной системы человека. По происхождению и сущности ГП явля-ся одновременно естественно-природными и социальными.

Решение ГП:

1) ненасильственный мир – высшая соц-ая ценность, необходимое предварительное решение всех остальных проблем современности;

2) развертывание НТР на гуманных принципах, в виде материальной основы возможного выхода из ситуации выживания;

3) утверждение доминирующего типа мирового хозяйства смешанной экономики, которая позволит найти баланс между экономической эффективности и соц-ой справедливостью;

4) межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры;

5) объединительные процессы духовной жизни как в светстком, так и в религиозном варианте;

6) преодоление полит-ой конфронтации, идеологич-го и религ-го фанатизма;

7) развитие сотрудничества, терпимости, плюрализма;

8) научное предвидение и соц-ое прогнозирование методами экстрополяции, моделирования, экспертных оценок и др. Прогнозы: поисковые, нормативные, аналитические, прогнозы-предостережения.

 

20. Футурология и мировая динамика. Методы социального прогнозирования.

 

 

Современный этап развития общества характеризуется стремительными темпами прогресса, который с особой остротой ставит вопрос о будущем цивилизации. острота обусловлена той ситуацией, которая сложилась на планете в области экологии, роста населения, социальных противоречий, гонки вооружений и т.д. Что ожидает человечество в будущем? Это уже не теоретический, а жизненноважный вопрос.

На протяжении всей истории лучшие умы человечества стремились понять сущность прогресса и обосновать идеалы будущего Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И.Г. Гердер, Гегель, К. Маркс и многие другие говорили о будущем как торжестве разума. В ХХ веке получили широкое распространение концепции цикличности человеческой истории (А. Тойнби). В 1943 году немецкий социолог О. Флехтгейм ввел в оборот термин «футурология», которым и стали обозначать раздел социальной философии, которая занимается проблемами будущего человечества и трактуется как учение о законах прогнозирования. (Следует различать понятия «предвидение» и «прогнозирование»: предвидение - более широкое понятие, оно опирается на все источники информации, включая гипотезы; прогнозирование - особый вид предвидения, отличающийся высшей степенью научности, объективности).

С целью получения прогнозов применяются различные методы - их сегодня около 200. Основными из них являются:

а) метод экстраполяции - когда вывод, сделанный из наблюдения над одной частью, распространяется и на другие части;

б) метод компьютерного моделирования - построение моделей будущего на основе заложенной в компьютер информации;

в) метод экспертных оценок - обработка и оценка фактического материала; считается наиболее надежным и достоверным методом;

г) разработка сценариев будущего - например, выявление последствий использования ядерного оружия;

д) метод исторической аналогии - учет опыта истории для понимания будущего.

Следует различать типы прогнозов:

а) поисковые - отталкиваясь от реальности, показать, каким примерно будет будущее;

б) нормативные - ставящие цели и ориентирующие на их достижение;

в) аналитические - предсказание тех или иных последствий при решении конкретных задач;

г) предостерегающие - о землетрясениях, возможных кризисах в экономике, последствий тех или иных открытий.

Сегодня в мире имеется немало центров, занимающихся прогнозированием. Но, прежде всего, следует выделить группу ученых различных специальностей, основавших в 1968 году в Риме центр, получивший название «Римский клуб». Глобальные компьютерные модели «Римского клуба» - серия прогнозных моделей развития человечества на 50-100 лет, вплоть до 2100 года. Следует отметить, что оценки будущего учебниками этого клуба во-первых, неоднозначны, во-вторых, претерпевают эволюцию. Первый доклад «Римского клуба» называли «Пределы роста» (Медоуз). Проводя с помощью метода системной динамики расчеты для мира в целом, Медоуз пришел к выводу: «Каждый день экспоненциального роста все более приближает мировую систему к пределам этого роста... На основе нашего нынешнего знания физических границ планеты можно предположить, что фаза роста должна кончиться в течении ближайших ста лет». Единственный вывод - утверждает автор - это «нулевой рост»: человечество может выжить в условиях «глобального равновесия». Эта концепция технологического пессимизма была подвергнута резкой критике за то, что в ней не учтены возможности научно-технического прогресса. В развивающихся странах была полностью отвергнута концепция «глобального равновесия», обрекающая их на социально-экономическую отсталость.

В последующих докладах: «Человечество на перепутье», «Преобразование международного порядка», «Цели для человечества» происходит эволюция в понимании перспектив, делается ставка на социальные (а не только на природные) условия, говорится о новых горизонтах и т.д.

Сегодня многие футурологи просматривают будущее человечества через призму концепции информационного общества, поскольку в новых условиях имеется возможность для каждого получить необходимую для технического прогресса информацию, что позволит выравнивать социально-экономический потенциал народов. Но очевидна иллюзорность подхода - для этого развивающимся странам нужно еще очень многое, обеспечивающее условия для реализации идеи.

Следует отметить и работы Дж. Форрестера «Мировая динамика», в которой утверждается, что при сохранении нынешних темпов развития с середины ХХI века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов.

В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на XXI век» обозначена программа действий для обеспечения устойчивого развития общества, которая предполагает комплексный учет не только природных, но и социально-экономических и научно-технических факторов. Как справедливо подчеркивает академик Н.Н. Моисеев, для того, чтобы найти выход, - сохранить цивилизацию и обеспечить ее развитие «потребуется предельное напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений и открытий. Поэтому необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможность для раскрытия своего творческого потенциала любому человеку».

Новая цивилизация должна начинаться с новых научных знаний. Человечество должно научиться жить в согласии с природой, считать себя не господином, а частью природы. На смену антропоцентризму приходит новая парадигма - биоцентризм как важнейший элемент современной культуры и социального прогресса

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.