Социальная природа сознания. Культура и коммуникация как условия становления развития форм сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возникновение сознания связано с формированием культуры с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Сознание выполняет функцию соц. памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информац. отражения накопленного опыта. Оно носит характер оценки ситуации, целенаправленного отражения действительности и управления деятельностью. Сознание - продукт природы и общественного развития. Мозг - лишь возможность человеческого сознания. Она превращается в действительность в коллективе. Цели и содержание деятельности сознания задаются не мозгом, а соц. образом жизни человека, прежде всего трудовой деятельностью. Среда (социальная, природная) и труд - главные условия, предпосылки формирования человека и его сознания.

Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, свойство не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи (человек, выросший в стае животных не становится человеком). На становление человека и человеческого сознания оказывают влияние соц. условия:

1. подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта преобразования мира 2. огромная роль в формировании личности - биологич. программа наследования. Если упущен момент в формировании способностей и навыков детерминированных наследственно, то никакой процесс социализации не сможет воспитать полноценную личность. Таким образом в формировании человека играют роль 2 программы: биологическая и социальная. Общественный характер сознания обусловлен тем, что: 1. оно - продукт общества, социального, материального производства, познавательной, художественно-эстетической и др. деятельности общества, человека, всех предшествующих поколений людей. 2. Оно формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. 3. оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материальных формах естественных и искусственных языков, определенного понятийного аппарата, приемов и законов мышления и мыслительных операций. 4. Источником, основой бытия сознания является общественно историческая деятельность людей, практика; оно единственно возможно в саморазвивающейся системе "общество-индивид" 5. Язык - система содержательных, значимых форм, посредством которой мысли отдельных людей превращается из их личного достижения в обществ.

 

 

10. Человек как объект философского анализа. Проблема человека в истории философии.

 

Расширение и углубление знаний о мире вызвало интерес к проблеме человека. Древнефилософский образ человека космоцентричен. Так, Конфуций (551-479 до н.э.) судьбу человека определил «небом», а деление людей на благородных и низших неизменно. Конфуций проводил нравственный принцип уважения и любви к старшим по возрасту и общественному положению, призывал к тому, что каждый человек должен учиться и нравственно воспитываться.

Платон видел в человеке «существо бескрылое двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Здесь выделены физический и духовный признаки человека. У Аристотеля - человек - есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. Он давал типологию различных «уровне» души: растительная - функция питания, роста, размножения; животная к ним добавляется еще ощущение; разумная - наделена дополнительно рассуждением и мышлением (присуща только человеку). Помимо идеи о совершенствовании индивида путем его включенности в общественное целое (в государство) проводилась мысль о добродетельной и счастливой жизни путем освобождения человека от власти внешнего мира, от социально-политической сферы (например, в этике Эпикура).

Средневековая философия – человек как образ и подобие Бога. В то же время сохраняется взгляд, что человек - разумное животное. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он владеет божественным даром - свободной волей и одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений. Человек выше космоса и должен быть господином природы, но из-за своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Человек в посюстороннем мире рассматривается не в своей реальности, а как момент движения к Богу.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.