Принципы и основания ответственности государств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3 базовых принципа международно-правовой ответственности государств:

- всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства (ст.1);

- как международно-противоправное деяние рассматривается действие либо бездействие, которое может согласно международному праву присваиваться государству, и которое представляет собой нарушение международного обязательства этого государства (ст.2);

- деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании норм международного права. На такую квалификацию не может влиять то, что это деяние рассматривается как правомерное согласно внутреннему праву государств (ст.3).

Основания МПО государства

Государство несет ответственность за действия своего органа, независимо от того, к какой ветви власти он относится, независимо от его места в госаппарате. Сам статус госоргана устанавливается согласно внутреннему законодательству государства.

Государство несет ответственность за действия законодательного органа. Например законодательный орган обязан принять меры по реализации положений МД, а государство не принимает меры по закреплению этого МД. Государство будет нести ответственность за это в том случае, когда действиями такого государства будет нанесен ущерб другому государству.

Вопрос об ответственности может встать, например, и тогда, когда Комитет по правам человека убедится в том, что государство ни приняло никаких законов для реализации Пакта о политических и гражданских правах.

Ответственность за действия судебных органов. В доктрине есть точка зрения, что государство не может нести за них ответственность, т.к. существует принцип независимости судебных органов и принимаемых ими решений. Но все же суд для другого государства - это орган государства, и это государство понимает суд как орган государства.

Ответственность за действия исполнительных органов власти: например, оскорбление министром другого государства.

Следует обратить внимание, что государство может предоставлять другому государству какой-то свой орган. И если этот орган нарушит свои обязательства, находясь под юрисдикцией другого государства, то ответственность за его действия будет нести последнее. Например, между Австралией и Науру в 1976 г. было заключено соглашение, согласно которому апелляцию на решение Верховного суда Науру можно было предоставлять в Высокий суд Австралии.

Кроме того, в случае, если какое-нибудь лицо или группа лиц фактически выполняли функцию органа государства при отсутствии или недееспособности органов государства, ответственность за действия таких лиц будет нести государство. Например, в Ливии произошло нападение на российское посольство. А государство фактически не контролирует Ливию. Потому Ливия заявила, что неспособна отвечать за действия, происходящие в Ливии. У Ливии нет своих вооруженных сил, есть определенные группировки, к которым Ливия должна обращаться в целях защиты Ливии от внешнего вмешательства. Таким образом, боевики фактически осуществляют функции вооруженных сил Ливии.

Государство не несет ответственности за действия физических или юридических лиц, если они нарушают международные обязательства государства. Но из этого общего правила есть исключения. Если установлено, что соответствующее физ. лицо или группа лиц действует под указанием государства либо находится под контролем государства, то последнее будет нести ответственность. Пример опять про посольство США в Иране. Решение МС ООН 1986 г. по делу США против Никарагуа. Было установлено, что США несут ответственность за финансирование контрас, разработку их стратегии и подготовку. Но, кроме того, США обвинялись в том, что контрас нарушали права человека в период вооруженного конфликта в Никарагуа. Суд не согласился с тем, что США несут ответственность за это. То, что США финансировали контрас и т.д., не значит, что осуществлялся эффективный контроль.

В стране может происходить внутренний конфликт. Оппозиция в ходе международного конфликта может нарушать международные обязательства государства. В этом случае государство не несет ответственности за действия повстанцев. Но если на базе повстанческого движения будет сформировано правительства либо будет создано новое государство, в таком случае будет понесена ответственность за противоправные действия повстанцев.

 

32. Формы международно-правовой ответственности государств

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что международно-правовая ответственность в силу специфики данной правовой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресторация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация — это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 238.