Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста (5-6 лет), воспитанников ДОУ, средствамиигр-драматизаций..

Опытно-экспериментальное исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий темы исследования, проведение психолого-педагогической диагностики.

2. Основной: анализ результатов психолого-педагогической диагностики, внедрение психолого-педагогической программы.

3. Заключительный: анализ результатов внедрения психолого-педагогической программы с применением метода математической статистики.

Методика, примененная для психодиагностики уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, была взята из книги Т.В. Лаврентьевой «Психолог в дошкольном учреждении» [с. 95-98].

В психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 20 детей.

В результате проведенной первичной психодиагностики были получены следующие результаты:

- 30% детей (6детей) - высокий уровень развития коммуникативных умений;

-20% детей (4 ребенка) - средний уровень развития коммуникативных умений;

-50% детей (10 детей) - низкий уровень развития коммуникативных умений.

По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений.

С целью подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования, была разработана, внедрена и апробирована программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Цель программы: развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

В ходе проведения программы дети стали активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже стали возникать конфликтные ситуации среди детей. Дети стали проявлять больший интерес к сюжетным играм, повысилась дисциплина, организованность детей, расширялись сведения об окружающем, обогащался и активизировался словарь детей, повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.

Для иллюстрации проведенной работы, приведем описание одного из занятий.

Воспитатель приглашает детей собраться вокруг себя на ковре. Когда дети собираются, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним руку (или отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их.

Дети начинают «перевоплощаться» в своих любимых игрушек, ходят по группе молча, стараются не шуметь. Девочки изображают в основном кукол, мальчики - роботов, машины, «суперменов». После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Дети угадывают почти всех «игрушек». Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

Таким образом, игровая деятельность явилась одним из психолого-педагогических средств развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

В результате проведенной повторной психодиагностики были получены следующие результаты.

65% детей (13 человек) - высокий уровень развития коммуникативных умений;

25% детей (5 детей) - средний уровень развития коммуникативных умений;

10% детей (2 ребенка) - низкий уровень развития коммуникативных умений.

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (90%) преобладает высокий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов игр-драматизаций, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

У остальных детей (10%) - низкий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры.

По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста успешно реализована.

Для сопоставления показателей уровня развития коммуникативных умений, полученных в ноябре 2006 г. с показателями, полученными в марте 2007 г., используем критерий Вилкоксона [30, с. 88].

Критерий Вилкоксона позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры оказалась эффективной.

Рекомендации для воспитателей по формированию коммуникативных умений в играх-драматизациях.

Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима соответственная организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентируемое время, ограничено включена в различные занятия (музыка, рисование), а так же запланирована регламентировано. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-малышам», «Театральный салон»). Полезно, когда результаты работ по музыке, изобразительному искусству, художественному труду в конечном итоге объединяются в целостный продукт. Это может быть концерт, вечер досуга, спектакль или какой-либо праздник. В таких мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного одной целью.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем преметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театральную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

- возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а так же «тихий уголок», где ребенок может побыть один.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие репертуар, рисунки детей и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Развитее любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материала, бросовый материала, различные ткани для изготовления костюмов и декораций.

Учет возрастных особенностей ребенка как граней его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе учитывать возрастную адресованность оборудования и материалов.

Учитывая поло-ролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование, отвечающее интересам, как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

- представление права и свободы выбора;

- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

- возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материала.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Театрализованная игра на занятиях. Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.

Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Поэтому исследователи считают недопустимым стирание граней между самодеятельной и обучающей игрой: для каждой из них определено свое место и значение в жизни и деятельности ребенка.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием

сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.

Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении в самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это могут быть рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им захотелось воплотить их в самостоятельной игре. Дети могут увлечься какими-либо опытами, производимыми на занятии, действиями механизмов и т. д.

В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.

Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.

Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.

На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не, сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.

Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.

Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре как к насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться, если:

- практические работники осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребенка; в воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности детей;

- детям отводят время и место для самодеятельных игр;

- создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;

- воспитатели являются образцами творческого поведения,
владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;

- создается взросло-детская общность (педагоги - дети - родители), которая живет общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.

Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.


Заключение

В данной работе мы решили все задачи нашего исследования, проанализировали анализа научную и методическую литературы, уточнили понятия. В контексте данной работы под коммуникативными способностями мы понимаем индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности.

Также определили условия организации театрализованных игр и особенности их проведения в ДОУ.

В детском саду ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.).

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детсад из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Характерное для игр-драматизаций образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Таким образом, одним из самых эффективных методов развития коммуникативных способностей считаются игры-драматизации.

Нами было проведено исследование уровня развития коммуникативных способностей испытуемых. Исследование проводилось на базе МДОУ №81 «Золотой ключик» г. Орел. В исследовании приняло участие 22 воспитанника в возрасте 5-6 лет.

Результаты диагностики свидетельствуют об общем низком уровне развития коммуникативных навыков испытуемых.

После проведения формирующего эксперимента, мы вновь провели диагностики и по результатам исследования, детей с уровнем низких творческих способностей стало меньше.

Таким образом, нам удалось достичь цели исследования, мы разработали и апробировали комплекс театрализованных игр, развивающих коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста и доказали гипотезу о том, что использование театрализованных игр в учебно-воспитательном процессе способствует развитию коммуникативных навыков старших дошкольников.

Список используемой литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академ. бакалавриата / Г.С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2014. - 811 с.

2. Абрамова Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре / Н.Абрамова, В.Кормилица // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 30-32.

3. Акулова О.В. Театрализованные игры / О.В. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 24-27

4. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. Монография из сборника: Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - С. 664-1018

5. Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.http://festival.1september.ru

6. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2013. - 615 с.

7. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников / Н.А. Реуцкая // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой - М.:ВАКО,2008.-192 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Изд-во: Центр педагогического образования, 2014. - 32с.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 430.