Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические вопросы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (5-6 лет), воспитанников ДОУ, средствами сюжетно-ролевой игры.

Экспериментальное исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий темы исследования, проведение психолого-педагогической диагностико-коммуникативных навыков.

2.Основной: анализ результатов психолого-педагогической диагностики, внедрение психолого-педагогической программы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

3. Заключительный: анализ результатов внедрения психолого-педагогической программы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с применением метода математической статистики.

Задачи опытно-экспериментального исследования:

- Определить этапы, подобрать методы и методику исследования развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

- Охарактеризовать выборку испытуемых и выявить первоначальный уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

- Проанализировать результаты исследования детей, разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс программу развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

- Повторно выявить уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

- Произвести математическую обработку полученных данных с целью подтверждения или опровержения гипотезы исследования.

В исследовании развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста важным моментом является подбор методов и методик изучения с учётом особенностей психического развития детей данного возраста.

В исследовании использовались следующие методы:

Эмпирические:

- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

- Изучение документации на детей, участвовавших в исследовании.

- Проведение психодиагностической методики по теме исследования.

- Анализ полученных результатов.

Методы математической статистики:

Критерий Вилкоксона.

Критерий Вилкоксона позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом [30, с. 88].

Ограничения критерия: минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях - 5 человек, максимальное количество испытуемых - 20 человек. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, количество наблюдений уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.

Дети старшего дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их диагностического обследования [39, с. 49].

Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребёнка от предложенных заданий) [6, с. 35].

Психодиагностика детей исследуемой группы проводилась индивидуально, в утренние часы.

Методика, примененная для психодиагностики уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, была взята из книги Лаврентьевой Т.В. «Психолог в дошкольном учреждении» [25, с. 95-98].

В психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 20 детей, из них 8 мальчиков и 12 девочек. 16 детей данной группы воспитывается в полных семьях, 4 ребенка - в неполной семье. Материальные и жилищные условия детей удовлетворительные, достаток в большей части семей выше среднего, в части семей - средний, в трех семьях - низкий. Большинство родителей имеют высшее или средне специальное образование, трое родителей имеют среднее образование. Характер взаимоотношений в семьях доброжелательный. В большинстве семей есть второй ребенок, в двух семьях - 3 детей. Дети данной группы физически и психически развиты в соответствии с возрастными нормами. 18 детей посещают данную группу третий год (начиная со второй младшей группы), двое детей начали посещать группу в этом учебном году.

Психодиагностика развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста проводилась дважды: в октябре 2006 г. - констатирующий этап исследования, и в марте 2007 г. - контрольный этап исследования.

Для исследования детей 5 лет можно использовать методику «Игровая комната». Она направлена на выявление коммуникативных умений детей в процессе игровой деятельности.

Дается следующая инструкция: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. 1) Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой того, кого ты захочешь. 2) Все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенок называет имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, куда ходит ребенок; соседи; родственники; знакомые по даче и т.п.); какого они возраста (такого же, старше, младше). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?». После ответа ребенка, (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать.

Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.

При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры:

 Инициатива и позиция в общении. Ребенок, который легко вносит разнообразные (например, в первый раз - играть в дочки-матери, второй - в прятки, третий - в доктора и т.п.), четкие по замыслу (может рассказать, как будет идти игра) предложения по совместной игре, в реальном игровом взаимодействии также будет, инициативным (предложит другим детям совместные игры с разнообразной тематикой). Как правило, такие дети принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую (доминирующую) позицию в общении. При этом доминирование может быть как положительным (ребенок доброжелателен, склонен конструктивно решать возникающие конфликты, учитывать мнения и желания других и т.п.), так и отрицательным (ребенок авторитарен, стремится достичь своей цели любыми, чаще неконструктивными средствами: криком, физической силой и т.п.). Характер доминирования уточняется на последнем этапе применения методики, где экспериментатором задается воображаемая ситуация конфликта.

Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети, чаще всего, пользуются большой популярностью у сверстников (иногда, даже при выраженной тенденции к отрицательному доминированию), так как умение организовать интересную совместную игру - одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционалъно-личностные предпочтения дошкольников - 3 балла.

Дети, предлагающие один-два варианта игры и не всегда, представляющие себе ее ход, затрудняющиеся или отказывающиеся распределить роли, скорее всего, в ситуации реального общения будут менее активны (они, как правило, не выступают активными организаторами игры, а лишь поддерживают ее, вносят предложения и уточнения, связанные только с принятой ими ролью, а не по всей игре в целом). Такие дети выбирают для себя средние по значимости роли (помощников главных персонажей) и занимают подчинительную позицию в общении.

Дети с указанными особенностями игрового взаимодействия обычно не пользуются у сверстников большой популярностью, но и не оказываются в изоляции, т.е. занимают среднее положение в структуре групповых взаимоотношений - 2 балла.

Когда дети отказываются от проявлений инициативы (не знаю, во что играть, во что хотят все, в то и буду играть), предлагают, в лучшем случае один вариант игры (например, первый раз - играть в машинки, второй раз - в другие машинки т. п.), не могут рассказать о замысле игры, то и в реальной игре они выступают пассивными участниками, которым достаются второстепенные, малопривлекательные роли, и занимают подчинительную позицию в общении.

Такие особенности взаимодействия могут быть следствием недостаточно сформированных игровых навыков, а также отрицательного отношения со стороны сверстников. Реально эти два фактора тесно переплетены. Так, недостаточно сформированные игровые навыки ребенка, обуславливают нежелание других с ним взаимодействовать, негативное отношение ровесников, что в свою очередь тормозит их развитие, и наоборот, отрицательное отношение к ребенку, обусловленное иными причинами (например, личностными особенностями), препятствует развитию его игровых навыков, что может усугублять негативное отношение к нему - 1 балл.

Благополучие общения. По тому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении.

Если ребенок легко выбирает партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивается двумя), то он достаточно успешен в общении и у него благополучные взаимоотношения со сверстниками - 3 балла.

Когда ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника и / или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет постоянных контактов (сосед по даче), то это может свидетельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него при общении (в первую очередь с ровесниками), и об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми - 2 балла.

Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой (один буду играть), иногда берет с собой только свою собаку или взрослых (маму, бабушку, экспериментатора и т.п.) - 1 балл.

Развитие игровых навыков. Уровень развития игровых навыков в старшем дошкольном возрасте определяется умением детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, выполнять их, последовательно разворачивать сюжет игры. Об уровне развития игровой деятельности могут свидетельствовать разнообразие и характер предлагаемых ребенком игр.

Высокий уровень характеризуется тем, что дети могут предложить несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказать, хотя бы в общих чертах, о ходе игры, ее правилах, распределении ролей - 3 балла.

При среднем уровне дети могут предложить один вариант, сюжетно-ролевой игры или игры с правилами, либо, только настольно-печатные игры, иногда - игры, предполагающие наличие двух партнеров (шашки, шахматы) - 2 балла.

Низкий уровень - когда дети предлагают манипулятивные (машинки катать) или деструктивные (подушками кидаться), игры - 1 балл. Выводы об уровне развития коммуникативных умений:

Высокий - 8-9 баллов;

Средний - 5-6 баллов;

Низкий - 2-3 балла.

В результате проведенной первичной психодиагностики были получены следующие результаты.

- 30% детей (6 ребенка) - высокий уровень развития коммуникативных умений;

- 20% детей (4 ребенка) - средний уровень развития коммуникативных умений;

- 50% детей (10 детей) - низкий уровень развития коммуникативных умений.

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (50%) преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры.

У остальных детей (30%) - высокий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

Таким образом, по итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 406.