ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время необходимо использовать все имеющиеся ресурсы в педагогике для того, чтобы дети всесторонне развивались. Современная педагогика, которой образование видится воспроизведением духовного потенциала личности, имеет разнообразные сферы воздействия на детей в образовании.
А также, игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками и взрослыми. Все это влияет на дальнейший жизненный потенциал ребенка.
Искусство рассматривают как пространство, которое формирует социально-эстетическую активность человека. Как считают современные ученые, которыми исследуются проблемы дошкольного образования, синтез искусств способствует тому, что раскрываются внутренние качества человека и реализуется ее творческий потенциал. С этой точки зрения, воспитание ребенка, несомненно, является актуальной проблемой образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, в частности, игры-драматизации. Это мощное синтетическое средство развития творческих способностей детей.
Игра-драматизация создает необходимые условия для того, чтобы воспитывалась целостная творческая личность, осуществляет цели образования. Благодаря игре-драматизации интенсивно развивается речь, происходит количественное и качественное обогащения словарного запаса, а также развитие воображения, творческих способностей ребенка, управления собой, удерживания внимания к сюжету, логичности и самостоятельности мышления. Все это играет важную роль в развитии познания и учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации считаются очень полезными и нужными для развития ребенка.
Возможности формирования творческой активности личности рассматриваются в исследованиях с различных позиций- с позиции личностно-деятельностного подхода (Л С Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн), в педагогике искусства (Л.Г. Арчажникова. Д.Б. Кабалевский. Л.Г. Савенкова, Л.В.Тодоров. Т.В. Челышева, Р.М. Чумичева, Л.В. Школяр): в педагогике творчества, художественно-творческих способностей и одаренности (Л.С. Вьпотский, Л.АВенгер, Н.А.Ветлугина, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.С. Лейтес. И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, А.И. Савенков, Н.П. Сакулина, М.Н. Скаткин, Н.М.Сокольникова, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.).
Творческая активность изучалась многими исследователями, но, не смотря на это, большинство работ посвящено развитию творческой активности у детей школьного возраста. В дошкольной педагогике остаются мало освещенными вопросы формирования творческой активности в одном из важнейших видов деятельности детей — в игре, выступающей в качестве подготовительной ступеньки художественного творчества ребенка, центра, ядра любой художественной детской деятельности. Игра-драматизация как самодеятельное творчество, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческих отношений и удовлетворяет основные потребности в познании и самовыражении, заключает в себе неисчерпаемые возможности для проявления творческой активности.
Объект – процесс развития коммуникативных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является игра–драматизация как средство развития коммуникации и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – рассмотреть игру-драматизацию, как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить возможности игры-драматизации как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментальным путем выявить коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать научные данные.
5. Составить рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативных умений старших дошкольников в игре-драматизации.
Гипотеза – развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее посредством использования в педагогическом процессе игры-драматизации.
Методы исследования:
· анализ, обобщение и синтез методической, психолого-педагогической и другой специальной литературы по теме исследования;
· наблюдение;
· анкетирование;
· педагогический эксперимент;
· математическая статистика.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
База исследования: МДОУ детский сад №81 «Золотой ключик» г. Орел.
Игры-драматизации и их виды
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
Следует отличать игры-драматизации от сюжетно-ролевых игр. Отличительной особенность первых является не только сюжет, но и характер игровой деятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка.
Разновидности игр – драматизаций:
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. Образы привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Атрибут – признак персонажа. Не стоит утруждать себя в его полном изготовлении. Это может быть маска, шапочка, фартучек, венок, пояс и т.д.
Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке, проговаривая текст, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры – драматизации с куклами бибабо. На пальцы надеваются куклы, обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
Нарушения речевого развития детей с ОНР рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Функции театрализованной игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Втакого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.
Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:
- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);
- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.
Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.
Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.
Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:
- Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.
Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.
Рекомендации для воспитателей по формированию коммуникативных умений в играх-драматизациях.
Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима соответственная организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентируемое время, ограничено включена в различные занятия (музыка, рисование), а так же запланирована регламентировано. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-малышам», «Театральный салон»). Полезно, когда результаты работ по музыке, изобразительному искусству, художественному труду в конечном итоге объединяются в целостный продукт. Это может быть концерт, вечер досуга, спектакль или какой-либо праздник. В таких мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного одной целью.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем преметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театральную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
- возрастные и поло-ролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а так же «тихий уголок», где ребенок может побыть один.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие репертуар, рисунки детей и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитее любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материала, бросовый материала, различные ткани для изготовления костюмов и декораций.
Учет возрастных особенностей ребенка как граней его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе учитывать возрастную адресованность оборудования и материалов.
Учитывая поло-ролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование, отвечающее интересам, как мальчиков, так и девочек.
Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- представление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
- возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материала.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Театрализованная игра на занятиях. Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.
Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Поэтому исследователи считают недопустимым стирание граней между самодеятельной и обучающей игрой: для каждой из них определено свое место и значение в жизни и деятельности ребенка.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием
сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.
Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении в самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это могут быть рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им захотелось воплотить их в самостоятельной игре. Дети могут увлечься какими-либо опытами, производимыми на занятии, действиями механизмов и т. д.
В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.
Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.
Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.
На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не, сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.
Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре как к насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться, если:
- практические работники осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребенка; в воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности детей;
- детям отводят время и место для самодеятельных игр;
- создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;
- воспитатели являются образцами творческого поведения,
владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;
- создается взросло-детская общность (педагоги - дети - родители), которая живет общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.
Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.
Заключение
В данной работе мы решили все задачи нашего исследования, проанализировали анализа научную и методическую литературы, уточнили понятия. В контексте данной работы под коммуникативными способностями мы понимаем индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности.
Также определили условия организации театрализованных игр и особенности их проведения в ДОУ.
В детском саду ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.).
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детсад из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.
Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Характерное для игр-драматизаций образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Таким образом, одним из самых эффективных методов развития коммуникативных способностей считаются игры-драматизации.
Нами было проведено исследование уровня развития коммуникативных способностей испытуемых. Исследование проводилось на базе МДОУ №81 «Золотой ключик» г. Орел. В исследовании приняло участие 22 воспитанника в возрасте 5-6 лет.
Результаты диагностики свидетельствуют об общем низком уровне развития коммуникативных навыков испытуемых.
После проведения формирующего эксперимента, мы вновь провели диагностики и по результатам исследования, детей с уровнем низких творческих способностей стало меньше.
Таким образом, нам удалось достичь цели исследования, мы разработали и апробировали комплекс театрализованных игр, развивающих коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста и доказали гипотезу о том, что использование театрализованных игр в учебно-воспитательном процессе способствует развитию коммуникативных навыков старших дошкольников.
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академ. бакалавриата / Г.С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Абрамова Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре / Н.Абрамова, В.Кормилица // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 30-32.
3. Акулова О.В. Театрализованные игры / О.В. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 24-27
4. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. Монография из сборника: Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - С. 664-1018
5. Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.http://festival.1september.ru
6. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2013. - 615 с.
7. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников / Н.А. Реуцкая // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой - М.:ВАКО,2008.-192 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Изд-во: Центр педагогического образования, 2014. - 32с.
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время необходимо использовать все имеющиеся ресурсы в педагогике для того, чтобы дети всесторонне развивались. Современная педагогика, которой образование видится воспроизведением духовного потенциала личности, имеет разнообразные сферы воздействия на детей в образовании.
А также, игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками и взрослыми. Все это влияет на дальнейший жизненный потенциал ребенка.
Искусство рассматривают как пространство, которое формирует социально-эстетическую активность человека. Как считают современные ученые, которыми исследуются проблемы дошкольного образования, синтез искусств способствует тому, что раскрываются внутренние качества человека и реализуется ее творческий потенциал. С этой точки зрения, воспитание ребенка, несомненно, является актуальной проблемой образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, в частности, игры-драматизации. Это мощное синтетическое средство развития творческих способностей детей.
Игра-драматизация создает необходимые условия для того, чтобы воспитывалась целостная творческая личность, осуществляет цели образования. Благодаря игре-драматизации интенсивно развивается речь, происходит количественное и качественное обогащения словарного запаса, а также развитие воображения, творческих способностей ребенка, управления собой, удерживания внимания к сюжету, логичности и самостоятельности мышления. Все это играет важную роль в развитии познания и учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации считаются очень полезными и нужными для развития ребенка.
Возможности формирования творческой активности личности рассматриваются в исследованиях с различных позиций- с позиции личностно-деятельностного подхода (Л С Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн), в педагогике искусства (Л.Г. Арчажникова. Д.Б. Кабалевский. Л.Г. Савенкова, Л.В.Тодоров. Т.В. Челышева, Р.М. Чумичева, Л.В. Школяр): в педагогике творчества, художественно-творческих способностей и одаренности (Л.С. Вьпотский, Л.АВенгер, Н.А.Ветлугина, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.С. Лейтес. И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, А.И. Савенков, Н.П. Сакулина, М.Н. Скаткин, Н.М.Сокольникова, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.).
Творческая активность изучалась многими исследователями, но, не смотря на это, большинство работ посвящено развитию творческой активности у детей школьного возраста. В дошкольной педагогике остаются мало освещенными вопросы формирования творческой активности в одном из важнейших видов деятельности детей — в игре, выступающей в качестве подготовительной ступеньки художественного творчества ребенка, центра, ядра любой художественной детской деятельности. Игра-драматизация как самодеятельное творчество, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческих отношений и удовлетворяет основные потребности в познании и самовыражении, заключает в себе неисчерпаемые возможности для проявления творческой активности.
Объект – процесс развития коммуникативных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является игра–драматизация как средство развития коммуникации и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – рассмотреть игру-драматизацию, как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить возможности игры-драматизации как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментальным путем выявить коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать научные данные.
5. Составить рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативных умений старших дошкольников в игре-драматизации.
Гипотеза – развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее посредством использования в педагогическом процессе игры-драматизации.
Методы исследования:
· анализ, обобщение и синтез методической, психолого-педагогической и другой специальной литературы по теме исследования;
· наблюдение;
· анкетирование;
· педагогический эксперимент;
· математическая статистика.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
База исследования: МДОУ детский сад №81 «Золотой ключик» г. Орел.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 1455.