Дзадзэн - один из путей к счастью?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


seeker of truth
follow no path
all paths lead where
truth is here.
(искатель истины
не следуй никакому пути
все пути куда-то ведут
истина здесь)
(E.E. Cummings, американский поэт, 1894 - 1962)


Понял ли ты название этой книги "Дзадзэн или путь к счастью" так, что тебе здесь дадут гарантированный рецепт к тому, чтобы быть счастливым? В таком случае, может быть, ты теперь разочарован, если заметил знак вопроса, который я поставил за словом счастье в названии этой главы. Но тот, кто внимательно читал эту книгу, знает, что знак вопроса стоит там намеренно, потому что счастье означает отпустить - в том числе и попытку быть счастливым любой ценой. Потому что тогда ты заново обретешь себя в счастье. Дзадзэн - это путь отпускания. Но ты не должен совершать ошибку, понимая отпускание как метод к тому, чтобы быть счастливым. Потому что в таком случае за этим скрывается желание иметь. Поэтому важно отпустить даже само отпускание и не надеется получить от дзадзэн никакой выгоды.

В Антайдзи в центре жизни стоит дзадзэн без прикрас. Это означает, что он практикуется только ради него самого. Дзадзэн не приносит выгоды. И он не приводит к просветлению. Скорее наоборот: Сам дзадзэн должен быть прожит как выражение просветления. Что это значит?

Мы постоянно чего-нибудь ищем. Одни хотят заработать деньги, другим не хватает любви или секса. Мы учимся в школе и институте для того, чтобы найти хорошую работу, сделать карьеру и иметь успех. Но что мы ищем на самом деле? Я думаю, что, в конце концов, нам не хватает счастья. Мы бежим за ним и теряем при этом из виду нас самих. Чем больше мы пытаемся быть счастливыми, тем меньше понимаем, что такое счастье на самом деле. Разве мы забыли, что самое большое счастье этого мира уже давно носим в самих себе? Остановись на один момент. Прекрати бегать от себя. Вернись обратно к себе и сиди. Отпусти всё и позволь дзадзэн просто быть дзадзэн. Тогда ты просто будешь ты, наконец-то единое.

Может быть после прочтения этой книги ты спрашиваешь себя, является ли дзадзэн единственным путём к счастью. Действительно ли необходимо, можешь подумать ты, выносить тягости в монастыре Дзэн, чтобы справиться с жизнью. Являются ли счастье и удовлетворение привилегией буддийских любителей медитации? Конечно же, ответ: нет! Каждый должен идти своим собственным путём. Найти его - это задание, которое никто не может сделать за тебя. Но жизнь приготовит для каждого и свои сложности. Твой путь к счастью будет каменистым.

"Don't worry, be happy!" ("Не волнуйся, будь счастлив!"), советует нам один хит, но, к сожалению, всё не так просто. Счастье не бывает без забот. Не беги от них, а прими их в свои объятия. Разве слёзы не принадлежат к жизни настолько же, как и облегченный смех? Прежде чем мы найдём покой, сначала мы должны как следует побеспокоиться. Мы должны оставить отчаянную попытку быть постоянно "happy" ("счастливыми") и "relaxed" ("расслабленными") и научиться не увиливать и от негативных сторон жизни со всеми её проблемами, напряжением и конфликтами. Дзэн - это не духовный наркоз, а нирвана - не мир без проблем. Истинное счастье также означает невозмутимость иногда мочь сказать себе: "Нет ничего плохого в том, что я иногда несчастлив!".

Я хочу сказать, что путь идёт не в обход трудностей или от них, а он идёт прямо сквозь них. Я бы хотел пригласить тебя искать твоё счастье не вне, а внутри твоего недовольства жизнью. Счастье находится в несчастье, если ты научишься принимать его. Для этого важно открыться и быть здесь для мгновения. Когда ты отдаёшь себя другим или раскрываешься в работе, не требуя ничего взамен, то может быть испытаешь, что счастье, которого тебе не хватало до этого, лежит ближе, чем ты ожидал. Но одно отпускание - это только половина дела, оно должно идти рука об руку с тем, что ты берёшь на себя ответственность за свою жизнь. Сколько в твоей жизни смысла определяешь только ты. Счастье и любовь должны быть в первую очередь поняты не как чувства, а как практика жизни. Чувства следуют за практикой естественным образом, если она истинная. Пробным камнем этому служат работа и семья. Для счастья действительно то, что Догэн написал в своём произведении "Бэндова": "Отпусти и смотри: Оно наполняет твои руки!".

Так что же в итоге важно? Отпускание и бытие единым целым, о которых часто говорится в этой книге. При этом они - не теория, а наша практика. А на практике мы должны начинать с одного из двух аспектов: ума или тела, просветления или практики. Кажется, что наш здравый смысл говорит нам, что ударение должно стоять на уме и просветлении. Но Догэн Дзэндзи переворачивает эту идею, когда приглашает нас начать с тела, этой практики и выражения в повседневной жизни. И слова Саваки роси тоже имеют в виду этот ум: "Будда - это не понятие. Когда мы приводим в равновесие наши мускулы и сухожилия, то само это тело станет Буддой. Сама практика - это сатори. Форма - это ум. Поза - это путь". И в итоге он чётко выражает это, когда говорит: "Дзэн не духовный. Дзэн практикуют телом".

Последние три из восьми аспектов бодрствования большого человека - это "Углубляться в концентрацию", "Практиковаться в мудрости" и "Не придерживаться пустых теорий". По словам Догэна, концентрация означает не терять спокойствия посреди вещей. В "Сёбогэндзо Хатидайнинкаку" он использует для этого метафору воды: "Если ум сконцентрирован, то он узнаёт структуру возникновения и исчезновения всех вещей этого мира. Поэтому вы должны углубляться в концентрацию и никогда не быть рассеянными. Как домашнее хозяйство, которое, заботясь о воде, собирает её в запруду. Кто практикует путь, должен таким же образом собирать воду мудрости, тем, что он углубляется в концентрацию и не даёт убежать ни одной капле. Это означает быть сконцентрированным".

Достижение мудрости представляет собой цель практики многих буддийских школ. О мудрости в "Хатидайнинкаку" говорится:

"У кого есть мудрость, у того нет желаний, он никогда не теряет себя из виду и поэтому не падает в иллюзию. Это означает найти освобождение. Мудрость - это надёжный корабль, который может нести через море старения, болезни и смерти. Она большая и светлая лампа посреди бесконечной темноты. Она хорошее лекарство, которое может излечить все болезни. Она острый топор, срубающий дерево невежества. Поэтому вы должны увеличивать свои заслуги тем, что слушаете, думаете и практикуете мудрость. Человек, у которого есть ясный свет мудрости, это человек чистого глаза, даже если его глаза всего лишь из плоти. Это означает мудрость".

То, что мудрость - это не окончание практики, а она представляет собой новую стартовую линию, подчёркивает последний аспект. Если мы не будем внимательными, то даже мнимая мудрость станет пустой теорией без практики:

"Тот, кто придерживается различных пустых теорий, его ум в беспокойстве. И монах, который ушёл из дома, должен сначала избавиться от пустых теорий, чтобы найти освобождение. Если вы хотите получить счастье нирваны, то должны просто откинуть груз пустых теорий. Это означает не придерживаться пустых теорий".

Догэн добавляет: "Посредством практики свидетельствовать реальность без различения означает не придерживаться пустых теорий".


Только небольшое количество людей настолько посвятили свою жизнь практике дзадзэн как Догэн и Саваки, слова которых я часто использовал в этой книге. Ну так что, дзадзэн - это путь к счастью? И являюсь ли я, абт Антайдзи, сегодня счастливым человеком? Здесь я бы хотел дать ответ двумя совершенно различными цитатами Саваки роси:

"Практиковать дзадзэн означает взять отпуск от своих личных дел. Только тогда ты увидишь, что являешься единым целым со вселенной. Пока ты беспокоишься о своей собственной туше, то тебе не помогут ни все деньги мира, ни вся твоя учёба и даже десятилетия практики дзадзэн".

"В то время как дзадзэн рассматривает тебя, обругивает тебя, встаёт у тебя на пути, волочит тебя по полу, каждый день проливать кровавые слёзы: Разве это не самый счастливый вид жизни, который можно себе представить?".

 












Послесловие

 

Мне бы никогда не пришла в голову идея писать книгу о счастье. Чем больше мы обсуждаем счастье, тем дальше отдаляемся от него. Предложение исходило от Andrea Göppner из Ariadne-Buch, которая представила мне эту идею и особенно вначале очень интенсивно заботилась об этом проекте. После того как Rowohlt Verlag выказал свой интерес, и Julia Vorrath хотела видеть больше моей собственной истории, то первоначальный концепт был немного изменён. Таким образом книга стояла на двух ногах: общий взгляд на счастье в жизни и описание частей моей жизни до сегодняшнего дня. Ещё я бы хотел поблагодарить Cornelia Rüping, которая позже взяла на себя редактирование текста. Втроём эти женщины не жалели сил, чтобы снова и снова переделывать кусок глины в надежде придать ему правильную форму. Имели ли они успех в этом деле, решаешь ты, читатель. Ответственность за конечный продукт лежит, конечно же, на мне, авторе. Но в этой книге ударение должно стоять не на моей личной жизни и моих взглядах, а я бы хотел предложить тебе, читателю, пищу для размышления. История, которую я рассказываю, не фиктивная, но я изменил несколько имён и названий мест.

Если ты хочешь узнать побольше о счастье в общем, то и в интернете, и в книжном магазине можно найти много информации. Так, например, много сведений есть на www.gluecksarchiv.de, там также есть дополнительные советы по книгам. Тот, кто ищет в интернет книги и введёт "путь к счастью", найдёт большое количество буддийских авторов: От Далай-ламы ("Der Weg zum Glück. Sinn im Leben finden" - "Путь к счастью. Найти в жизни смысл", 2004) до австралийского монаха Тхаравады Аджан Брахм ("Die Kuh, die weinte. Buddhistische Geschichten über den Weg zum Glück" - "Корова, которая плакала. Буддийские истории о пути к счастью", 2006)

Если ты хочешь узнать побольше о Дзэн и дзадзэн, то найдёшь в интернете и книжных магазинах много информации. Кто ищет практические наставления: В каждом более ли менее большом городе есть Дзэн-додзё. Конечно же, есть различные учителя из различных традиций, но тот, кто держит глаза открытыми и полагается на свой здравый смысл, не собьется с пути. Я также хотел бы указать на нашу страничку antaiji.dogen-zen.de, на которой можно найти информацию о дзадзэн и нашей жизни, а также некоторые тексты Догэна Дзэндзи и Кодо Саваки роси в соответствующем оригиналу переводе. Особенно тексты Догэна я перевёл для этой книги частично очень вольно, так, например, из просветления получилось "счастье", а из Будды "счастливый". А "бомпу", тяжело переводимый термин, который также можно понять как "человек в иллюзии" или "заурядный человек", я перевёл как "недовольный". Для каждого, кто - в отличие от меня - подходит к работе Догэна по-научному, это будет представлять собой непростительную манипуляцию текста.

Главная работа Догэна, "Сёбогэндзо", есть на немецком в двух различных переводах, каждый в четырёх томах. Из первого перевода появились первые два тома в Theseus(1989 и 2001), последние два в Angkor(2001 и 2002). Из второго перевода Kristkeitz-Verlag уже опубликовал три тома (2001, 2003, 2005), четвёртый появится предположительно в 2007.

Кроме того на немецком есть "Тэндзокёкун" (Косё Утияма: "Zen für Küche und Leben" - "Дзэн для кухни и жизни", 2002) и тоже очень важная работа Догэна, "Сёбогэндзо Дзуймонки"(2002). Прекрасный источник информации о Догэне и его работе можно найти на www.dogen-zen.de.

Цитаты Саваки, которые разбросаны по всей книге, взяты из книг "Тебе" и "Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов", которые появились в Angkor Verlag (2005). За любезное разрешение использовать их в этой книге я благодарю издателя Guido Keller.

Я также благодарю Daishin Sapion за фотографию на обложке и Zuigetsu Solivan и мою жену Томоми за некоторые из иллюстраций. Конечно же, я благодарю и своих детей Мэгуми и Хикару за желанные и нежеланные отвлечения во время работы (включая выдёргивание вилки из розетки) и всех остальных здесь, в монастыре, которые и тогда справляются с делами монастыря, когда я сижу за компьютером.

Эта книга посвящена всем людям и нелюдям, которые помогли мне стать тем, кто я есть.

Мухо в Антайдзи в конце периода цветения вишен 2006 года.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 278.