Изучение и анализ литературы по теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После отбора литературы по теме начинается основная работа с содержанием источников. Она может быть организованна в следующей последовательности:

1. Чтение-изучение текста осуществляется с целью выявления степени разработанности темы и наличия различных подходов к ней и концепций ее видения у различных авторов. Это поможет понять историю и современное состояние вопроса, наметить оптимальную методику работы.

Обычно изучение литературы начинают с доступной информации в интернете, затем - монографий, сборников статей, периодической литературы. Если исходных материалов окажется много, то их надо сократить до оптимальных пределов. Разрозненные данные сгруппировать.

2. Схематизация смыслов через выделение понятийных рядов и понятийных кругов (воспроизведение понятого в понятиях).

Неопределенность и расплывчатость понятий ведут к разноречивому и нередко произвольному пониманию сути дела. Понятие, включенное в процесс познания, служит средством получения новых выводов, выполняет эвристическую функцию. Неопределенность понятий, неоднозначность, смешение или отсутствие терминов лишают исследователя надежного рабочего аппарата.

3. Объективация (осмысление) читаемого текста через понимание автора статьи. Например, известно, что существует десяток определений терминов «технология». А как его понимает и рассматривает автор данной статьи.

4. Составление конспекта или схемы-конспекта. При составлении конспекта нужно стремиться к форме связанного пересказа, но не в ущерб краткости. Конспект, как правило, содержит не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к материалу. Но лучше делать это таким образом, чтобы впоследствии можно было отличить свои мысли от авторских.

Оформляя авторский текст в схему-конспект, необходимо выписать все положения отдельно, указать стрелками связи, иерархию элементов, их изменение или переходы. Наличие схемы-конспекта позволяет не только видеть множество положений, совмещать в сознании различные содержания, но и легко менять конструкцию, следить за появлением новых, исчезновением прежних, изменением связей компонентов изучаемого явления. Удобно писать на отдельных листах, это облегчает перемещение элементов схемы.

5. Выделение позиций автора текста. Авторский текст всегда представляет возможность простроить предварительный конспект-схему. Если автор излагает материал в хронологическом порядке либо сам систематизирует материал, то следить за движением его мысли легко. Но довольно часто читателю самому нужно устанавливать переходы и даже причинно-следственные связи. В любом случае при воспроизведении авторского текста не следует уходить от попыток собственного, удобного для лучшего понимания, варианта.

6. Выявление принадлежности теоретических оснований научной школе. Научные теории многообразны не только по их отнесенности объектам изучения, но и по их отнесенности к научным школам. В рамках темы изучения могут совмещаться различные представления, а также различные результаты научных школ.

Автором могут быть использованы факты, теоретические объяснения, интерпретация других ученых. Следует обратить внимание на сведения об авторе, его ученую степень. В случае, если автор ссылается на исследования и результаты других ученых, нужно иметь ввиду, что, возможно, он некорректно зафиксировал данные своих предшественников. Лучше всего обратиться к первоисточнику.

Оформление личной картотеки

По ходу работы вы составляете свою собственную картотеку литературы по теме и смежным вопросам. Картотека организует и облегчает работу с литературой, оформление научно-справочного аппарата. Личная картотека может содержать массу дополнительной информации, например, в какой библиотеке хранится та или иная книга, в каком здании, в чьей личной библиотеке она есть. На карточках могут быть отраженны сведения о степени пригодности книги или статьи, о предполагаемых путях её использования, номера нужных страниц, другая полезная информация.

При работе с литературой и источниками полезно делать выписки, помогающие накопить нужные сведения и облегчающие запоминание. Над выписками целесообразно указывать целиком название источника, фамилию и инициалы автора, издательство, место и год издания, страницу цитаты.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.