Семинары проходят в форме пересказа лекций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Другая крайность. Опять же важно лечить причину, а не симптомы. Частичный пересказ лекций на семинаре не является проблемой. Материал бывает трудным и разъяснить его, убедиться в том, что он усвоен студентами, будет не лишним.

Вопрос в том, почему кроме пересказа ничего не происходит? Почему не достигаются основные цели семинарских занятий? В отличие от лекций, где активность студентов желательна, для семинарских занятий она обязательна. Цель семинаров — более глубокая проработка материала, решение практических задач, развитие аналитических навыков, разъяснение сложных аспектов темы, предоставление дополнительного материала по курсу, ответы на вопросы, проверка и контроль знаний, налаживание обратной связи со студентами в рамках учебного курса.

12. Преподаватель не вслушивается в ответы студентов на семинаре («а просто

   ставит плюсик»)

Помимо того, что подобная стратегия демонстрирует студентам Ваше равнодушие и незаинтересованность в том, чтобы курс был усвоен, она еще и демотивирует их, обесценивая любые усилия по усвоению учебного материала. Ваша индифферентность неизбежно порождает ответное безразличие у студентов к Вашему курсу. Всегда с интересом и вниманием относитесь к вопросам и ответам учащихся, поощряйте их стремление анализировать, делать выводы, аргументированно спорить, критически оценивать материал. Не играйте в поддавки — студенты Вышки сильные и заинтересованы в общении на равных. Лучше поинтересуйтесь, например, во время перемены, что они реально думают о содержании курса, интересно ли им, трудно ли, какие тексты показались полезными, какие вызвали удивление, оказались слишком сложными и т.д. 

Решив проверить их знания, задавайте вопросы так, чтобы Вам самому было интересно услышать ответы. И не забывайте, что нередко слабые ответы — это реакция на слабые вопросы, а не индикатор слабых способностей.

13. На семинаре преподаватель работает лишь с отдельными студентами,

   не со всей группой, ориентируясь только на отличников (на тех, кто «в теме»)

Довольно распространенная стратегия, когда преподаватель решает заниматься лишь с выдающимися студентами. Обычно такой подход обосновывается тем, что остальным студентам «это не надо». Приемлема ли для Вас такая позиция? Надеемся, что нет. Хотя бы не по умолчанию. Потрудиться над тем, чтобы вовлечь в освоение материала большее число студентов, стоит. Как минимум потому, что среди тех, на кого Вы повесили ярлык троечника, могут оказаться люди, которые по каким-то причинам пока не «распробовали» Ваш предмет, а когда поймут, что к чему, могут не на шутку им увлечься (в отличие от некоторых отличников, которые хоть и готовятся к занятиям добросовестно, в первую очередь работают ради высокой итоговой оценки).

В том, что ряды фанатов Вашей дисциплины не очень широки, можете быть виноваты и Вы сами. Не поленитесь организовывать семинары так, чтобы «втянуть» в работу не только добровольцев. Попробуйте достучаться до тех, кто пока не заинтересован.

Скучающих особенно эффективно привлекать к решению заданий, которые требуют отстаивания критической позиции или точки зрения. Ругать что-либо всегда увлекательно, но в рамках семинарского занятия для получения такого удовольствия придется прежде разобраться с базовым содержанием учебного материала.

14. Лекторы и семинаристы либо вообще не отвечают на вопросы

   студентов, либо отвечают очень «общо»

Студенты в рамках учебного процесса должны задавать вопросы: уточняющие, провокационные, критические и т.д. Добиться от студентов желания вопрошать очень непросто. В общеобразовательной школе их учили в первую очередь слушать, а не вырабатывать критическую позицию и активно осмысливать материал. Нередко студенты стесняются задать глупый вопрос, боятся прослыть выскочками и т.д. Иными словами, вопросы студентов — редкость и ценность, и разбрасываться ими, не реагируя на них со всем вниманием, — кощунство. Старайтесь отвечать на вопросы конкретно и по делу. А если сами не знаете ответа, лучше признайтесь, что Вам требуется посмотреть дополнительную литературу, и пообещайте дать решение при следующей встрече или выслать разъяснение на групповой ящик. О необходимости выполнять подобные обещания мы уже говорили.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.