Лекции читаются невыразительно, без интонации, тихо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРЕТЕНЗИИ СО СТОРОНЫ СТУДЕНТОВ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

1. Лекции читаются с листа (со слайдов)

Лекции — не место для пересказывания текстов. Лекция — это форма коммуникации со студентами. Важно научиться не читать, а рассказывать лекции. Чтение лекций с листа мешает установлению диалога со студентами, увеличивает дистанцию между преподавателем и студентами. При чтении с листа сложно удерживать личный контакт с аудиторией. И пока Вы не смотрите им в глаза, они под партой листают «Cosmopolitan» и «Maxim».

«Выпасть» из живого разговора значительно сложнее, чем мечтать о высоком под бормотание лектора. Один из советов, который дают опытные преподаватели на этот счет, — отказаться от написания полного текста своей лекции. Взамен рекомендуется делать опорный конспект (или карточки с подсказками), который обладает целым рядом достоинств. Во-первых, для его подготовки потребуется меньше времени. Во-вторых, краткий конспект можно легко модифицировать в будущем, переписать же однажды вымученный тридцатистраничный текст руки обычно не доходят. В-третьих, короткий конспект позволяет Вам более гибко управлять временем занятия. Оставляя себе возможности для импровизации во время лекции, Вы избегаете риска исчерпать запланированный на занятие материал преждевременно.

Ведь отпускать студентов раньше звонка не рекомендуется: ослепленные неожиданной свободой, они могут помешать проведению занятий в соседних аудиториях.

Некоторые преподаватели используют в качестве шпаргалки к лекции заранее подготовленную презентацию. Однако прибегая к этому хитроумному приему, важно помнить, что любые визуальные материалы комплиментарны Вашей лекции, но не являются ее субститутами. Не стоит пренебрегать и базовыми принципами подготовки презентации. Нормируйте объем информации, излагаемой на слайде. Не ленитесь использовать спецэффекты и иллюстрации со смыслом и юмором.

Лекции читаются невыразительно, без интонации, тихо

Неловко писать здесь про необходимость использовать жесты, мимику, чувство юмора, интонирование во время лекции, но повторим еще раз: стоит рассказывать лекцию, а не зачитывать ее. Грамотный, но в то же время живой, красочный, метафоричный разговорный язык лучше подходит для устной коммуникации, чем письменная научная речь.

Не забывайте также адаптировать громкость своей речи к размеру аудитории. Принимайте в расчет сидящих на галерке. Но интонированность речи важнее всякой громкости. «Читай не так как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой».

Не нужно излагать ключевые моменты лекции из-за спины, пока Вы пишете на доске. Сообщения, обращенные к аудиторной доске, не отражаются от нее. Лучше, зафиксировав материал маркером, предложить студентам вместе взглянуть на изложенное, давая понять, что во время занятия вы преследуете с ними общие цели.

Умение держаться в аудитории — это тоже важный навык. Некоторым коллегам помогает опыт сценической самодеятельности. Не призываем Вас переходить в штат театра НИУ ВШЭ, но вот напроситься к ним на какое-нибудь занятие по сценическому мастерству, может быть, и стоит.

Лекции — скучные

Проверьте, не потому ли скучны лекции, что Вам самому неинтересно содержание курса. Тогда что-то надо менять. Самый верный способ привлечь внимание студентов к лекции — заразить их собственным энтузиазмом.

Всегда стремитесь понять, что за аудитория сидит перед Вами. Кто эти люди? На каком факультете они учатся? Кем мечтают стать? Каково место Вашего предмета в их профессиональном развитии? Ответив на эти вопросы, Вы сможете лучше оценить контекст, в котором студенты воспринимают предлагаемый им учебный материал.

Возможно, Ваши лекции кажутся скучными, потому что студенты не понимают, «к чему все это»? Четко проговаривайте цели своего курса и задачи каждого конкретного занятия. Связывайте новую информацию с уже пройденным материалом.

Вероятно, Вам стоит поработать над методикой преподавания, улучшить свой стиль ведения занятий, овладеть приемами повышения вовлеченности студентов. Обучение — не пассивный, а активный процесс. И самый надежный способ упростить его для студентов — заинтересовать их в учебном материале.

Возможно, жалобы на скучность лекций поступают от студентов, притаившихся на задних партах. Тогда претензии справедливы — никто не должен быть обделен Ваши вниманием. Старайтесь охватывать взглядом всю аудиторию. Это требует сноровки. 

Говорят, полезно мысленно разделить класс на сегменты и последовательно фокусировать внимание на каждом из них.

Может быть, Ваши лекции скучны, потому что Вы скупы на интересные примеры и факты? Увлекательная лекция — это нечто большее, чем просто изложение прочитанного в литературных источниках материала. Ваш опыт, примеры из профессиональной и повседневной жизни существенно обогащают лекционный материал. Если, конечно, Вам не жалко быть открытым для взаимодействия со студентами, и Вы готовы делиться с ними дополнительными знаниями.

Некоторые преподаватели считают, что лекция должна быть разыграна как театральный спектакль. Звучит совсем нескучно, правда?!

Требования к эссе у разных преподавателей различны и при этом непонятны

   студентам

Частично подобного рода претензии связаны с тем, что в Вышке действительно не существует единых правил, отражающих требования к письменным студенческим работам. Однако сложившееся положение дел не является оправданием.

При написании эссе студенты учатся ставить исследовательскую проблему, обдумывать ее, применять пройденный учебный материал к анализу конкретного феномена, аргументировать свою точку зрения, развивать идеи, организовывать их в единую логику и презентовать их читателю, т.е. овладевают важнейшими навыками.

Именно поэтому развитие навыков грамотного с научной и литературной точек зрения написания эссе является ответственностью каждого из преподавателей Университета, а не только авторов специальных курсов.

Если программа Вашего учебного курса предполагает сдачу эссе, не оставляйте без внимания вопрос о требованиях к этому виду работы. Не жалейте времени на то, чтобы еще раз объяснить студентам, как писать эссе, дать им ссылки на полезные методические пособия по данному вопросу.

Возможно, Вы даже сделаете собственную памятку по написанию эссе, которую сможете раздавать студентам в начале курса.

Анонсируйте соответствие требованиям к качеству написания эссе — ясности изложения, аргументированности позиций, структурированию, оформлению библиографии и т.д., как отдельный критерий его оценки. Старайтесь комментировать проверенные письменные работы с акцентом на том, с чем удалось, а с чем не удалось справиться.

Академическое письмо (academic writing) — сложный навык, освоение которого требует постоянной практики. Поставив цель развить этот навык у своих студентов, Вы можете давать им некоторые требующие письменного ответа задания прямо на семинаре. Это могут быть ответы на Ваш вопрос, или написание резюме семинара, или высказывание и аргументация своей позиции по тому или иному вопросу, или даже обоснование определенной точки зрения, аргументы к которой были рассмотрены только что.

Вам необязательно проверять все письменные работы и выставлять за них оценки. Можно попросить студентов проверить работы друг друга или даже оценить свои работы самостоятельно. Приучайте студентов к мысли, что они пишут ради того, чтобы научиться писать, а не ради дополнительного балла.

Расскажите студентам о том, что научное письмо — навык, а не талант или дар природы. Необходимо учиться писать, затрачивая для этого специальные усилия. Не получившееся с первого раза эссе — не повод вообще не выполнять письменные задания. Обучайте студентов тому, что написание эссе — всегда итерационный процесс. Получить качественный текст с первой попытки нереально. Зато подобные ожидания могут оказывать сильный демотивирующий эффект, как только выяснится, что текст требует доработки. Прививайте студентам идею, что чаще первую версию текста лучше рассматривать как черновик, почему так важно начинать писать заранее. Для некоторых студентов мысль о том, что эссе необходимо хотя бы один раз перечитать перед сдачей преподавателю, также оказывается в диковинку.

Тем не менее важно обращать внимание студентов на то, что эссе ценно не только своим содержанием, но и формой. Самые блестящие тексты производят удручающее впечатление без правильно расставленных запятых.

ПРЕТЕНЗИИ СО СТОРОНЫ СТУДЕНТОВ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

1. Лекции читаются с листа (со слайдов)

Лекции — не место для пересказывания текстов. Лекция — это форма коммуникации со студентами. Важно научиться не читать, а рассказывать лекции. Чтение лекций с листа мешает установлению диалога со студентами, увеличивает дистанцию между преподавателем и студентами. При чтении с листа сложно удерживать личный контакт с аудиторией. И пока Вы не смотрите им в глаза, они под партой листают «Cosmopolitan» и «Maxim».

«Выпасть» из живого разговора значительно сложнее, чем мечтать о высоком под бормотание лектора. Один из советов, который дают опытные преподаватели на этот счет, — отказаться от написания полного текста своей лекции. Взамен рекомендуется делать опорный конспект (или карточки с подсказками), который обладает целым рядом достоинств. Во-первых, для его подготовки потребуется меньше времени. Во-вторых, краткий конспект можно легко модифицировать в будущем, переписать же однажды вымученный тридцатистраничный текст руки обычно не доходят. В-третьих, короткий конспект позволяет Вам более гибко управлять временем занятия. Оставляя себе возможности для импровизации во время лекции, Вы избегаете риска исчерпать запланированный на занятие материал преждевременно.

Ведь отпускать студентов раньше звонка не рекомендуется: ослепленные неожиданной свободой, они могут помешать проведению занятий в соседних аудиториях.

Некоторые преподаватели используют в качестве шпаргалки к лекции заранее подготовленную презентацию. Однако прибегая к этому хитроумному приему, важно помнить, что любые визуальные материалы комплиментарны Вашей лекции, но не являются ее субститутами. Не стоит пренебрегать и базовыми принципами подготовки презентации. Нормируйте объем информации, излагаемой на слайде. Не ленитесь использовать спецэффекты и иллюстрации со смыслом и юмором.

Лекции читаются невыразительно, без интонации, тихо

Неловко писать здесь про необходимость использовать жесты, мимику, чувство юмора, интонирование во время лекции, но повторим еще раз: стоит рассказывать лекцию, а не зачитывать ее. Грамотный, но в то же время живой, красочный, метафоричный разговорный язык лучше подходит для устной коммуникации, чем письменная научная речь.

Не забывайте также адаптировать громкость своей речи к размеру аудитории. Принимайте в расчет сидящих на галерке. Но интонированность речи важнее всякой громкости. «Читай не так как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой».

Не нужно излагать ключевые моменты лекции из-за спины, пока Вы пишете на доске. Сообщения, обращенные к аудиторной доске, не отражаются от нее. Лучше, зафиксировав материал маркером, предложить студентам вместе взглянуть на изложенное, давая понять, что во время занятия вы преследуете с ними общие цели.

Умение держаться в аудитории — это тоже важный навык. Некоторым коллегам помогает опыт сценической самодеятельности. Не призываем Вас переходить в штат театра НИУ ВШЭ, но вот напроситься к ним на какое-нибудь занятие по сценическому мастерству, может быть, и стоит.

Лекции — скучные

Проверьте, не потому ли скучны лекции, что Вам самому неинтересно содержание курса. Тогда что-то надо менять. Самый верный способ привлечь внимание студентов к лекции — заразить их собственным энтузиазмом.

Всегда стремитесь понять, что за аудитория сидит перед Вами. Кто эти люди? На каком факультете они учатся? Кем мечтают стать? Каково место Вашего предмета в их профессиональном развитии? Ответив на эти вопросы, Вы сможете лучше оценить контекст, в котором студенты воспринимают предлагаемый им учебный материал.

Возможно, Ваши лекции кажутся скучными, потому что студенты не понимают, «к чему все это»? Четко проговаривайте цели своего курса и задачи каждого конкретного занятия. Связывайте новую информацию с уже пройденным материалом.

Вероятно, Вам стоит поработать над методикой преподавания, улучшить свой стиль ведения занятий, овладеть приемами повышения вовлеченности студентов. Обучение — не пассивный, а активный процесс. И самый надежный способ упростить его для студентов — заинтересовать их в учебном материале.

Возможно, жалобы на скучность лекций поступают от студентов, притаившихся на задних партах. Тогда претензии справедливы — никто не должен быть обделен Ваши вниманием. Старайтесь охватывать взглядом всю аудиторию. Это требует сноровки. 

Говорят, полезно мысленно разделить класс на сегменты и последовательно фокусировать внимание на каждом из них.

Может быть, Ваши лекции скучны, потому что Вы скупы на интересные примеры и факты? Увлекательная лекция — это нечто большее, чем просто изложение прочитанного в литературных источниках материала. Ваш опыт, примеры из профессиональной и повседневной жизни существенно обогащают лекционный материал. Если, конечно, Вам не жалко быть открытым для взаимодействия со студентами, и Вы готовы делиться с ними дополнительными знаниями.

Некоторые преподаватели считают, что лекция должна быть разыграна как театральный спектакль. Звучит совсем нескучно, правда?!

Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.