Полученные результаты по методике «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Портленда представлены в таблице 1.
Таблица 1
Шкалы характеристик личностной идентичности подростков из замещающей семьи и подростков из кровной семьи
(по методике «Кто я?» (М. Кун и Т. Мак-Портленд; модификация Т.В. Румянцевой)
шкалы | Подростки из замещающей семьи | Подростки из кровной семьи | ||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
«Социальное Я» | 12 | 40 | 13 | 43 |
«Коммуникативное Я» | 11 | 37 | 11 | 37 |
«Материальное Я» | 0 | 0 | 4 | 13 |
«Физическое Я» | 12 | 40 | 15 | 50 |
«Деятельное Я» | 4 | 13 | 7 | 23 |
«Перспективное Я» | 3 | 10 | 27 | 90 |
«Рефлексивное Я» | 17 | 57* | 4 | 13 |
Примечание: * - значимые различия между подростками… и подростками…. gо методике T- Student
Анализ результатов, представленных в таблице 1, показал, что из числа подростков из замещающей семей наиболее выражена шкала «Рефлексивное Я» – 57%, шкалы «Физическое Я», «Социальное Я» – у 40% испытуемых (12 человек), у 37% подростков (11 человек) выражена шкала «Коммуникативное Я». Шкала «Деятельное Я», выражена у 13% (4 человека) подростков, шкала «Перспективное Я» – у 10% (3 человека). И вовсе оказались не выраженными ни у одного подростка шкала «Материальное Я».
У подростков из кровных семей, наиболее выражена шкалы «Перспективное Я» – у 90% (27 человек), «Физическое Я» – у 50% (15 человек). «Социальное Я» – у 43% испытуемых (13 человек), также оказались выраженными шкалы «Коммуникативное Я» – у 37% (11 человек), «Деятельное Я» – у 23% (7 человек), «Рефлексивное Я» – у 13% подростков (4 человека), «Материальное Я» – у 13% (4 человека).
По результатам исследования можно сделать выводы о степени сформированности идентичности в данных выборках.
Приложение 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Два пробела между заглавием и текстом
Заключение должно содержать характеристику итогов научного исследования. В заключении необходимо отметить преимущества выдвигаемых автором предложений, охарактеризовать возможные перспективы дальнейшего развития работ в этой области, представить практические рекомендации или результаты внедрения положений исследовательской работы.
Заключение — это своеобразный ответ «введению».
В заключении необходимо дать ответы на поставленные в начале исследования задачи, отразить основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Заключение завершается предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.
ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования эмоционального интеллекта показал, что изучение данного феномена в психологии является актуальным и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности. Открытие феномена «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, об особенностях их взаимосвязи.
Изучением эмоциональных состояний в психологии активно занимались как зарубежные авторы, так и отечественные, однако до сих пор проблема остается актуальной и во многом неясной. В своем же исследовании мы придерживались точки зрения отечественных ученых, которые понимают эмоциональные состояния как эмоциональную составляющую психических состояний, где эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).
Проанализировав социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей-сирот, можно сделать вывод, что для них характерны: активная жизненная позиция, позитивная самооценка, высокий уровень самоконтроля; наличие в системе жизненных ценностей смысла иметь детей со всеми вытекающими отсюда обязанностями; ответственность и терпимость в отношениях; ориентация на семейные интересы; установление эмоционального контакта с приемным ребенком; умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе.
Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, определяются особенностями их развития в онтогенезе, спецификой ухода за ними, тем, в каком возрасте они остались без семьи и как долго находились в детском доме. Отечественные ученые выделяют такие психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи, как повышенная эмоциональность и реактивность, неуверенность в себе в сочетании с невротической тревожностью. Однако, после помещения ребенка в приемную семью, у него прослеживается положительная динамика эмоционального, когнитивного, социального и личностного развития, так как приемная семья может обеспечить комфортную социально - психологическую атмосферу пребывания приемного ребенка в ней.
В эмпирической части исследования нами было выявлено, что эмоциональный интеллект матери влияет на доминирующие эмоциональные состояния приемного ребенка, а именно: чем выше эмоциональный интеллект приемных матерей, тем выше у детей проявление интереса, радости и удивления, и ниже проявление печали.
Сравнив полученные данные в семьях с приемными детьми и в семьях с кровными детьми, мы выявили, что у кровных матерей, в отличие от приемных, эмоциональный интеллект имеет прямое влияние на проявление радости и обратное на горе, гнев, отвращение, вину, то есть, чем выше эмоциональный интеллект, тем выше проявление радости, и ниже проявление горя, гнева, отвращения и вины.
Таким образом, гипотеза о том, что эмоциональный интеллект матери влияет на доминирующие эмоциональные состояния приемного ребенка, а именно: чем выше эмоциональный интеллект матери, тем выше проявление положительных эмоциональных состояний, получила свое эмпирическое подтверждение.
На основе полученных данных нами была разработана коррекционно-развивающую программа, направленная на оптимизацию условий для осознания приемной матерью важности развития эмоционального интеллекта.
Приложение 17
Библиографический список оформляется шрифтом TimesnewRoman, кегль 14, пробел 1,5.
Смотреть образцы, выделенные желтым.
Схемы и примеры библиографического описания
Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.