Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ №12, МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 4 г. Минусинска.
Цель нашего исследования: изучить и выявить (провести сравнительный анализ) особенности самоотношения подростков, проживающих в кровных и замещающих семьях.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами был разработан экспериментальный план:
1. С помощью проективной методики М. Куна, Т. Мак-Портленд, «Кто я?» (модификация Т.В. Румянцевой), проективной методики «Автопортрет» Р.Бернса методики исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева выявить особенности самоотношения подростков, проживающих в кровных семьях.
2. С помощью вышеназванных методик выявить особенности самоотношения подростков, проживающих в замещающих семьях.
3. Сравнить полученные результаты исследования.
4. Составить коррекционно-развивающую программу, направленную на изменение отношения личности к собственному «Я» у подростков из замещающих семей.
При формировании эмпирической выборки мы руководствовались следующими критериями:
1. Содержательный критерий (операциональной валидности). Операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы определяется предметом и гипотезой исследования.
2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренний валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена.
3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Группа лиц, участвующий в эксперименте представляет всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эмпирическом исследовании.
Эмпирическая выборка была сформирована стратометрическим отбором. Стратами стали: возраст (12-14 лет), пол (девочки и мальчики), семьи (кровные, замещающие). Таким образом, вся эмпирическаяая выборка составила 60 человек: 30 подростков, проживающих в кровных семьях и 30 подростков, проживающих в замещающих семьях.
Эмпирическая выборка была сформирована стратометрическим отбором. Стратами стали: возраст (13-15 лет), пол (матери и отцы), тип семьи (кровные и приемные).
В исследовании приняли участие полные семьи: 15 семей приемных и 15 семей кровных. В каждой семье по два родителя и 1 ребенок подросток. То есть, 45 человек из кровных семей и 45 человек из кровных. Таким образом, эмпирическая выборка составила 90 человек.
Вариант 2
Из числа приемных подростков 5 учатся в МБОУ Качульская СОШ, 4 учатся в МБОУ Нижнекурятская СОШ, 6 учатся в МБОУ Таятская СОШ. Средний возраст подростков 14,2 ±0,8. Эти подростки учатся в 8-9 классах.
Из числа кровных подростков 15 учатся в МБОУ Качульская СОШ.Средний возраст подростков 14,2 ±0,8. Эти подростки учатся в 8-9 классах.
Из числа приемных родителей 10 родителей имеют высшее образование, 8 родителей средне-специальное, 4 среднее, 8 родителей - основное. Средний возраст родителей 47,2 ±0,8.
Из числа кровных родителей 8 родителей имеют высшее образование, 4 – высшее незаконченное, 9 - средне-специальное, 10 среднее, 9 родителей - основное.Средний возраст родителей 43,2 ±0,8.
В ходе исследования были проведены следующие методики:
1.Методика «Определение эмоциональной направленности» Б.И.Додонова (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Цель: выявление эмоциональной направленности личности.
Процедура проведения: Испытуемому предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции его личности.
Нужно сделать выбор ответа в соответствии со шкалой:
«Безусловно, да» - а;
«Пожалуй, да» — в;
«Пожалуй, нет» — с;
«Безусловно, нет» — d.
Обработка результатов:
Подсчитать общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.
Сумма баллов по ответам:
1, 11, 21, 31, 41.
2, 12, 22, 32, 42.
3, 13, 23, 33, 43.
4, 14, 24, 34, 44.
5, 15, 26, 35, 45.
6, 16, 26, 36, 46.
7, 17, 27, 37, 47.
8, 18, 28, 38. 48.
9, 19, 29, 39, 49.
10, 20, 30, 40, 50.
Направленность:
Альтруистическая.
Коммуникативная.
Глорическая.
Праксическая.
Пугническая.
Романтическая.
Гностическая.
Эстетическая.
Гедонистическая.
Акизитивная.
2.Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).Авторами данной методики являются Д.Х.Олсон, Дж.Портнер.
Цель: оценка семейной сплоченности, адаптации, коммуникации.
Процедура проведения: Каждый испытуемый получает бланк со списком утверждений. Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков с 12 лет. В идеале необходимо применять эту методику для исследования всех членов семьи, способных его заполнить, что поможет оценить их коммуникацию.
В первом случае испытуемый должен оценить реальное семейное функционирование, во втором - такое, каким хотелось бы его иметь, т. е. идеальное.
Методика содержит список из 20 утверждений. Задача испытуемого состоит в том, чтобы оценить каждое утверждение по степени его выраженности по пятибалльной шкале (1 – почти никогда; 2 – редко; 3 – время от времени; 4 – часто; 5 – почти всегда). Такая оценка проводится дважды. В первом случае испытуемый оценивает реальное семейное функционирование, во втором — такое, каким хотелось бы его видеть, то есть идеальное.
Обработка результатов: При обработке подсчитывается количество баллов, полученных суммированием четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученное при сложении нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, а четных — семейной адаптации.
Интерпретация полученных результатов:
Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности — Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.
-10 ______0 ______ +10
3. Методы математической статистики:
U-критерия Манна-Уитни.
Критерий Манна – Уитни позволяет проверить различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Описание методик дается в приложении!!!!
Методика включает в себя 26 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:
1. «Социальное Я» включает 7 показателей:
1) прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2) сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3) учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4) семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5) этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6) мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7) групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
2. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
1) дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2) общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
3. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты: описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед); оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги); отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
4. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты: субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии); пристрастия в еде, вредные привычки.
5. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
1) занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2) самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
6. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
1) профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с профессиональной сферой (водитель, буду хорошим учителем);
2) семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3) групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4) коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5) материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6) физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7) деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8) персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9) оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек)
7. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
1) персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, ногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2) глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 351.