Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Развитие действий с предметами.
IX. Совершенствование грамматического строя речи. Избирательная лексика должна отойти на второй план, т. к. дальнейшее ее использование также может привести к нарушению речевого развития ребенка.
X. Способствование к появлению самостоятельной речи.
Задачи: развитие грамматического строя речи и элементарной выразительности голоса; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на его вопросы; расширение ориентировки в окружающем (учить различать и называть окружающие предметы и их основные свойства, их отличительные признаки).
XI. Обучение грамоте. Через грамоту у ребенка расширяется и уточняется понимание, проводится работа по развитию собственных лексико-грамматических и фонетических возможностей.
3.3. Коррекционная работа на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко
Метод прикладного анализа поведения Эй-Би-Эй терапия (модификация поведения) разработан в США и применяется при коррекции поведения детей аутистов [7]. Главная задача коррекционной работы на основе Эй-Би Эй терапии -это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Многие образовательные учреждения используют данную методику для коррекционной работы с детьми с неговорящими детьми с сенсомоторной алалией.
В частности, Эй-Би Эй терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. Эй-Би Эй терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа. При данном подходе все сложные для неговорящих детей навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие.
Этап № 1: «Язык – понимание» .
Этап № 2: Усложнение
Этап № 3: Генерализация навыков
Этап № 4: «Выход в мир»
Эта поведенческая терапия является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики Эй-Би Эй Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал Эй-Би Эй терапию, улучшил свое состояние и поведение [7].
Методика Домана - Маниченко развивает активную и пассивную речь, учит строить фразы, развивает логику и мышление, стимулирует творческое воображение [14]. Данная методика разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом. Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова , словосочетания , короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов . Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. " в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире [14].
Адаптировал американскую методику для русского языка педагог, психолог – Маниченко, она так и называется — методика Домана-Маниченко. Он не просто перевел карточки, созданные заокеанским врачом, на русский язык, но великолепно представил его грамматику, лексику, словообразование, а также создал новые направления работы с ребятишками от нуля и старше. Помимо карточек, российская версия включает в инструментарий оригинальные книжки и диски.
Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий [11, 9-12].
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст [14].
Технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:
- замены и смешения звуков при чтении,
- побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,
- искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
- нарушения понимания прочитанного,
- аграмматизмы при чтении [14].
Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.
Методика знакомит малышей со словообразованием, даёт возможность понять, как из одних слов в русском языке образуются другие, позволяет понять структуру и грамматику языка. Дети учатся говорить красиво и правильно.
Методика Домана-Маниченко предусматривает весёлые игры, развивающие моторику ребенка. Это не просто показ карточек, это комплекс занятий, в котором к эмоциональному и интеллектуальному развитию добавляется успешное физическое развитие. В наши дни методику глобального чтения с успехом используют среди «особых» детей. По завершении работы по данным методикам, ПМПК констатирует выход дошкольников из алалии и ставит в заключении диагноз «общее недоразвитие речи» первый уровень речевого развития, позволяющий в дальнейшем использовать в речевом развитии ребенка общепринятые логопедические методики. Полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность предлагаемого подхода в коррекционной работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста [7].
Таким образом, полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность коррекционной работы на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией.
Заключение
В ходе работы я рассмотрел психолого –педагогическую характеристику детей с сенсомоторной алалией и познакомился с методикой коррекционной работы. Определил систему коррекционной работы при сенсомоторной алалии. Также мне удалось познакомиться с коррекционной работой учителя-логопеда на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко [7].
Сенсомоторная алалия – это грубое расстройство речи, которое может выражаться в ее нарушениях или полном отсутствии. Дефект развивается на фоне поражения корковых центров головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Прогнозы сенсомоторной алалии у ребенка во многом зависят от того, насколько рано было обнаружено расстройство.
Методика коррекционного воздействия при сенсомоторной алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Ребенок, страдающий таким расстройством, нуждается в объективном обследовании невролога и логопеда. Лечение нарушения должно включать в себя медикаментозную терапию, активное развитие психических реакций, логопедическую коррекцию (развитие фонеко-фонематических и лексико-грамматических процессов). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Использовать разнообразные методики коррекционного воздействия, в том числе предназначенные для «особых» детей.
Предупредить такое расстройство, как сенсомоторная алалия, к сожалению, практически невозможно. Но нужно постараться сделать все возможное, чтобы минимизировать провоцирующие факторы болезни. Пусть ваш ребенок будет здоров и счастлив!
Литература
1. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) : учеб. пособие - М. : Парадигма, 2014. - 312 с
2. Валуева А. Организация исследования представлений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи о здоровье и здоровом образе жизни / А. Валуева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2015. - № 3. - С. 58-63.
3. Волкова Л.С.Логопедия. Издание пятое. – М., ВЛАДОС, 2006г., 704 с.
4. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова// Специальное образование. - 2015. - № 2. - С. 29-38.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Педагогика, 1995. -524 с.
6. Жесткова, В. Ф. Ускоренный метод постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи / В. Ф. Жесткова// Школьный логопед. - 2015. - № 3. - С. 61-66.
7. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-alalikami-mladshego-doshkolnogo-vozrasta
8. LADY VENUS: http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/povedencheskaya-terapiya-dlya-autistov-metody-korr
9. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.-121 с.
10. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с.
11. Маниченко А.А. 10 законов обучения с пелёнок. — Челябинск: Умница, 2010. — 80 с.
12. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., «Просвещение», 1973. -272 с.
13. Ростомашвили, Л. Н. Комплексная диагностика развития детей со сложными нарушениями : учеб. пособие НОУ ВПО «Институт спец. педагогики и психологии». - СПб., 2012. - 158 с
14. Сайт о развитии ребенка и воспитании детей: Источник: http://rearchildren.ru/metodiki/metodika-domana-manichenko/
15. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) –– М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
16. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. -223 с.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.