Психолого - педагогическая характеристика детей с сенсомоторной алалией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сенсомоторная алалия — это форма нарушения речи в детском возрасте, связанная с процессом восприятия и воспроизведения слов [1, 123]. Сенсорный компонент — ребенок плохо понимает обращенную к нему речь или вообще не распознает смысла сказанного, но оценивает эмоциональную окраску (проблема в работе речевых анализаторов).  Моторный компонент — ребенок не может говорить сам или словарный запас ограничивается несколькими словами, очень медленно пополняется (нарушена связь между центром Брока и речевым аппаратом) [1, 123]. Дети с сенсомоторной алалией иногда произносят слова, повторяя за кем-то, но не понимают их смысла. Например, вместо продолжения диалога несколько раз повторяют реплику собеседника (это не отменяет диагноз). Речевая неполноценность связана с поражением ЦНС, однако сенсомоторная алалия приводит к травмированию психики ребенка, выключая его из детского коллектива, отдаляя от перспектив и возможности полноценного общения. Со временем, обычно к школьному возрасту, если нет значительных улучшений речи, к нарушениям памяти добавляется рассеянность, явное недоразвитие мелкой моторики и пониженный мышечный тонус, недостаточная ориентировка во времени, деятельность малопродуктивна.

Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менингоэнцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года (Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, М. Б. Эйдинова и др.). Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни (Э. Фрешельс, Ю. А. Флоренская, Н. И. Красногорский и др.) [1, 125-128].

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно глубоком уровне. Выделяются несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной алалии:

  • Минимальный словарный запас.
  • Позднее формирование речевого функционала.
  • Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
  • Проблемы слоговой структуры [1, 169].

Развитие системы произношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждом из этапов речевого развития.

Развитие фонетической стороны в значительной степени зависит от развития словаря и даже определяется им. Звуки появляются в ряде случаев спонтанно под влиянием развития словаря, однако их использование в составе слова сопряжено со значительными затруднениями. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки при воспроизведении звукового состава слова детьми даже при условии правильного произнесения ими изолированных звуков. В одних случаях расширение словаря стимулирует появление новых звуков, в других — сначала формируются отдельные артикуляции, а затем они закрепляются в словах. Отмечаются трудности возможного комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. При алалии с трудом усваиваются сложные двигательные дифференцировки, не формируется динамический артикуляционный стереотип — затруднено слияние звуков при их правильном или неправильном проговаривании. Это приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов.

При алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться от одного слова к другому, это ведет к обилию парафразий, перестановок, персеверации, у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии параличей и грубых парезов артикуляционной мускулатуры не развивается самостоятельная речь, долгое время она остается на уровне отдельных звуков, слов.

При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи — звукослоговой и морфемный строй. Нарушение ритмической организации слова проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между слогами и словами, с равно- и разноударностью. Речь носит характер скандированности (между одинаковыми по величине речевыми отрезками есть равной длительности паузы) или фрагментарности (разные речевые отрезки разрываются разновеликими интервалами).

На начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения в связной форме. Наблюдается многообразие вариантов недоразвития речи: от полного до частичного отсутствия речи.  Взамен отсутствующей речи используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима, интонация.

Чего не умеют дети с сенсомоторной алалией? Непрямые, но характеризующие заболевание признаки. Ребенок не справится с задачей, если вы попросите: вытянуть губы в трубочку; высунуть язык; повернуть язык или сделать другие несложные трюки. Кроме того, дети с поражением моторной коры не могут нормально пережевывать пищу, из-за этого испытывают проблемы с глотанием и иногда с пищеварением.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить:

  • Проблемы с координацией.
  • Дефекты мелкой моторики.
  • Неловкость.
  • Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание шнурков.
  • Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
  • Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера повреждения.
  • Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
  • Запаздывание формирования речевых навыков.
  • Невозможность повторять за другими людьми.
  • Заикание.
  • Проблемы с артикуляцией.
  • Малый запас слов [12, 154].

Таким образом, у детей с алалией недоразвитие речи сочетается с несформированностью мотивации общения, с нарушением активности разных компонентов деятельности. Отсутствие стремления к общению связано с трудностями общения и усугубляет их.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 161.