КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Логопедия (Алалия)»
На тему: «Методика коррекционной работы с детьми с сенсомоторной алалией»
Выполнил: студент 3 курса
группы 29 СдО 165-2, ОФО
направления: Специальное
(дефектологическое) образование
Щепелин Антон Анатольевич
Руководитель: Отева Н. И.
Тюмень, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...... 3 стр.
Глава 1. Сенсомоторная алалия...................……………………………….. 5 стр.
1.1. Психолого - педагогическая характеристика детей с сенсомоторной алалией…......................................................................................................... 5 стр.
Глава 2. Методика коррекционной работы с детьми с сенсомоторной алалией……….......................................................................................…...... 9 стр.
2.1. Медикаментозное лечение детей с сенсомоторной алалией ….... 9 стр.
2.2. Система коррекционной работы при сенсомоторной алалие….. 12 стр.
2.3. Коррекционная работа на основе объединения подходов Эй-БиЭй
терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко . 14 стр.
Заключение……………………………………….………………………... 18 стр.
Литература………………………………………………………………..... 19 стр.
Введение
Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Основываясь на данных, приведенных Л.С. Волковой следует отметить, что различные авторы выделяли причины алалии [3, 12-14]. Так А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Трейтель считал алалию следствием недостатка внимания и памяти, М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Многие другие ученые, среди которых были М. Бери (1957), М. Байдинова (1961), Г. Лухзингер (1970), В.А. Ковтиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных [3, 12-14]. Родовые травмы и асфиксии могут быть в ряде случаев следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра, что ведет к нарушению ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь – речи и психики.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова - Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи [10, 315-316].
Из всех существующих нарушений речи алалия, пожалуй, самое тяжелое из всех, так как в этом случае формирование речевых навыков невозможно без коррекционной деятельности логопеда. Проблема диагностики и организации коррекционно-воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений. Актуальность данной проблемы определила цель работы.
Цель работы: Изучение психолого –педагогической характеристики детей с сенсомоторной алалией и ознакомление с методикой коррекционной работы при сенсомоторной алалие.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого - педагогическую характеристику детей с сенсомоторной алалией.
2. Познакомиться с системой коррекционной работы при сенсомоторной алалии.
3. Изучить коррекционную работу учителя-логопеда на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения
Домана-Маниченко.
Глава 1. Сенсомоторная алалия
Глава 2. Методика коррекционной работы с детьми с сенсомоторной алалией
Поскольку недоразвитие речи при алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты, лечение обязательно должно быть комплексным, основанном на медикаментозной терапии, логопедической и психологической коррекции. Эффект в работе достигается только в результате длительной систематической работы с ребенком, преимущественно индивидуальной, как в условиях дошкольного учреждения, так и дома.
Этап № 2: Усложнение
Этап № 4: «Выход в мир»
Эта поведенческая терапия является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики Эй-Би Эй Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал Эй-Би Эй терапию, улучшил свое состояние и поведение [7].
Методика Домана - Маниченко развивает активную и пассивную речь, учит строить фразы, развивает логику и мышление, стимулирует творческое воображение [14]. Данная методика разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом. Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова , словосочетания , короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов . Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. " в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире [14].
Адаптировал американскую методику для русского языка педагог, психолог – Маниченко, она так и называется — методика Домана-Маниченко. Он не просто перевел карточки, созданные заокеанским врачом, на русский язык, но великолепно представил его грамматику, лексику, словообразование, а также создал новые направления работы с ребятишками от нуля и старше. Помимо карточек, российская версия включает в инструментарий оригинальные книжки и диски.
Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий [11, 9-12].
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст [14].
Технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:
- замены и смешения звуков при чтении,
- побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,
- искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
- нарушения понимания прочитанного,
- аграмматизмы при чтении [14].
Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.
Методика знакомит малышей со словообразованием, даёт возможность понять, как из одних слов в русском языке образуются другие, позволяет понять структуру и грамматику языка. Дети учатся говорить красиво и правильно.
Методика Домана-Маниченко предусматривает весёлые игры, развивающие моторику ребенка. Это не просто показ карточек, это комплекс занятий, в котором к эмоциональному и интеллектуальному развитию добавляется успешное физическое развитие. В наши дни методику глобального чтения с успехом используют среди «особых» детей. По завершении работы по данным методикам, ПМПК констатирует выход дошкольников из алалии и ставит в заключении диагноз «общее недоразвитие речи» первый уровень речевого развития, позволяющий в дальнейшем использовать в речевом развитии ребенка общепринятые логопедические методики. Полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность предлагаемого подхода в коррекционной работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста [7].
Таким образом, полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность коррекционной работы на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста с сенсомоторной алалией.
Заключение
В ходе работы я рассмотрел психолого –педагогическую характеристику детей с сенсомоторной алалией и познакомился с методикой коррекционной работы. Определил систему коррекционной работы при сенсомоторной алалии. Также мне удалось познакомиться с коррекционной работой учителя-логопеда на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко [7].
Сенсомоторная алалия – это грубое расстройство речи, которое может выражаться в ее нарушениях или полном отсутствии. Дефект развивается на фоне поражения корковых центров головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Прогнозы сенсомоторной алалии у ребенка во многом зависят от того, насколько рано было обнаружено расстройство.
Методика коррекционного воздействия при сенсомоторной алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Ребенок, страдающий таким расстройством, нуждается в объективном обследовании невролога и логопеда. Лечение нарушения должно включать в себя медикаментозную терапию, активное развитие психических реакций, логопедическую коррекцию (развитие фонеко-фонематических и лексико-грамматических процессов). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Использовать разнообразные методики коррекционного воздействия, в том числе предназначенные для «особых» детей.
Предупредить такое расстройство, как сенсомоторная алалия, к сожалению, практически невозможно. Но нужно постараться сделать все возможное, чтобы минимизировать провоцирующие факторы болезни. Пусть ваш ребенок будет здоров и счастлив!
Литература
1. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) : учеб. пособие - М. : Парадигма, 2014. - 312 с
2. Валуева А. Организация исследования представлений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи о здоровье и здоровом образе жизни / А. Валуева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2015. - № 3. - С. 58-63.
3. Волкова Л.С.Логопедия. Издание пятое. – М., ВЛАДОС, 2006г., 704 с.
4. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова// Специальное образование. - 2015. - № 2. - С. 29-38.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Педагогика, 1995. -524 с.
6. Жесткова, В. Ф. Ускоренный метод постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи / В. Ф. Жесткова// Школьный логопед. - 2015. - № 3. - С. 61-66.
7. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-alalikami-mladshego-doshkolnogo-vozrasta
8. LADY VENUS: http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/povedencheskaya-terapiya-dlya-autistov-metody-korr
9. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.-121 с.
10. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с.
11. Маниченко А.А. 10 законов обучения с пелёнок. — Челябинск: Умница, 2010. — 80 с.
12. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., «Просвещение», 1973. -272 с.
13. Ростомашвили, Л. Н. Комплексная диагностика развития детей со сложными нарушениями : учеб. пособие НОУ ВПО «Институт спец. педагогики и психологии». - СПб., 2012. - 158 с
14. Сайт о развитии ребенка и воспитании детей: Источник: http://rearchildren.ru/metodiki/metodika-domana-manichenko/
15. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) –– М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
16. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. -223 с.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Логопедия (Алалия)»
На тему: «Методика коррекционной работы с детьми с сенсомоторной алалией»
Выполнил: студент 3 курса
группы 29 СдО 165-2, ОФО
направления: Специальное
(дефектологическое) образование
Щепелин Антон Анатольевич
Руководитель: Отева Н. И.
Тюмень, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...... 3 стр.
Глава 1. Сенсомоторная алалия...................……………………………….. 5 стр.
1.1. Психолого - педагогическая характеристика детей с сенсомоторной алалией…......................................................................................................... 5 стр.
Глава 2. Методика коррекционной работы с детьми с сенсомоторной алалией……….......................................................................................…...... 9 стр.
2.1. Медикаментозное лечение детей с сенсомоторной алалией ….... 9 стр.
2.2. Система коррекционной работы при сенсомоторной алалие….. 12 стр.
2.3. Коррекционная работа на основе объединения подходов Эй-БиЭй
терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко . 14 стр.
Заключение……………………………………….………………………... 18 стр.
Литература………………………………………………………………..... 19 стр.
Введение
Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Основываясь на данных, приведенных Л.С. Волковой следует отметить, что различные авторы выделяли причины алалии [3, 12-14]. Так А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Трейтель считал алалию следствием недостатка внимания и памяти, М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Многие другие ученые, среди которых были М. Бери (1957), М. Байдинова (1961), Г. Лухзингер (1970), В.А. Ковтиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных [3, 12-14]. Родовые травмы и асфиксии могут быть в ряде случаев следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра, что ведет к нарушению ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь – речи и психики.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова - Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи [10, 315-316].
Из всех существующих нарушений речи алалия, пожалуй, самое тяжелое из всех, так как в этом случае формирование речевых навыков невозможно без коррекционной деятельности логопеда. Проблема диагностики и организации коррекционно-воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений. Актуальность данной проблемы определила цель работы.
Цель работы: Изучение психолого –педагогической характеристики детей с сенсомоторной алалией и ознакомление с методикой коррекционной работы при сенсомоторной алалие.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого - педагогическую характеристику детей с сенсомоторной алалией.
2. Познакомиться с системой коррекционной работы при сенсомоторной алалии.
3. Изучить коррекционную работу учителя-логопеда на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения
Домана-Маниченко.
Глава 1. Сенсомоторная алалия
Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.