Функции управления организацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ü Планирование деятельности предприятия

Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено, оперативные – низшее звено.

Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих направлений деятельности.

9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову):

1) Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия.

2) Конкурентные преимущества.

3) Организация бизнеса (структурное деление)

4) Продукция предприятия.

5) Ресурсы

6) Ожидаемые изменения в структуре фирмы.

7) Рынки и их границы.

8) Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, проведение НИОКР.

9) Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования, способность к лидерству и т.д.

Экономическая стратегия:

1) Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности.

2) Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия стимулирования персонала.

3) Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.

Разновидности стратегий предприятия:

1) Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для крупных предприятий.

2) Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность: стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения.

3) Стратегия концентрации – удовлетворение спроса определённого круга потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка.

4) Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий путём слияния или выкупа.

5) Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений внутри предприятия, связанных между собой технологически.

6) Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты рынка.

Типы дивесификации:

q Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов, но сходных с его традиционной деятельностью.

q Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности, отличные от его традиционной деятельности.

7) Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер деятельности – применяется в период спадов экономики.

8) Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо деятельности на предприятии.

9) Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации: предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование формы собственности на предприятии.

10) Стратегия развития в сфере «продукт – рынок».

Планирование бывает 2 видов:

q Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план по менеджменту; финансовый план.

q Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они состоят из следующих элементов:

1. Производственные программы

2. Оперативные задания по подразделениям.

3. Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке.

Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие системы:

1) диспетчеризация.

2) Точного времени

3) «Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для участков и технологических линий.

ü Организация – заключается в создании условий, способствующих достижению целей и реализации планов.

Функция организации понимается в 2 аспектах:

1) Организационное построение – структура управления.

2) Устройство организации – взаимоотношения полномочий, связывающих высшие и низшие уровни организации – позволяет распределить задачи, стоящие перед организацией, и координировать их выполнение. Инструментом для распределения задач и координации их выполнения является делегирование. Делегированию подлежат задачи, полномочия и функциональная ответственность.

Преимущества при правильной постановке процесса делегирования:

1. Освобождает руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения рутинных операций.

2. Способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудника.

3. Стимулирует развитие способности, инициативы и компетентности.

4. Способствует повышению ответственности исполнителя.

ü Мотивация – побудительная причина, повод к тому или иному действию.

Мотивация: внешняя (стимулирование) и внутренняя.

Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для достижения личных целей и целей организации.

Модель мотивации трудового поведения.

 

 

 


                                                                                                                                                                    

 

 

10 основополагающих правил мотивации:

1. каждый может мотивировать

2. каждого можно мотивировать

3. только тот, кто мотивирован, может мотивировать

4. мотивация нуждается в целях

5. мотивация бесконечна

6. мотивация нуждается в признании

7. причастность мотивирует

8. успех мотивирует

9. вызов мотивирует

10. группы мотивируют

Функции стимулирования:

1. Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности функционирования организации и труда.

2. Социальная – стимулирование служит основой удовлетворения потребности личности и её способности.

3. Психологическая – стимулирование показывает влияние на формирование внутренних ценностей работника.

4. Воспитательная – стимулирование направлено на формирование нравственных качеств работника.

Стимулирование трудовой деятельности:

· Материальное

1) Денежное – зарплаты, надбавки, единовременные выплаты.

2) Неденежное – предоставление льготных путёвок, подарков и т. д.

· Нематериальное

1) Социальное – принятие решений, продвижение по службе

2) Моральное – возможность удовлетворения потребности в признании труда

3) Творческое – удовлетворение потребности самовыражения

4) Социально – психологическая - создание благоприятного социально – психологического климата в коллективе.

· Коллективное

· Индивидуальное

 

Требования к стимулированию:

1) Комплексность

2) Дифференцированность по результатам

3) Гласность

4) Гибкость и оперативность

5) Участие работников в организации стимулирования.

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ:

· Содержательные – связаны с изучением потребностей и использованием этих потребностей в процессе трудовой деятельности: Маслоу, Герцберг, Мак Клелланд.

· Процессуальные – работник распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает при этом конкретный вид поведения. Поведение в труде – результат восприятий и ожиданий.

1. Теория ожиданий – базируется на 3 взаимосвязях:

- Затраты труда – результаты

- Результаты – вознаграждения

- Вознаграждения – удовлетворение от вознаграждения.

2. Теория справедливости – индивидуальный доход к индивидуальным затратам равны отношению дохода других к затратам других.

3. Модель мотивации Портера – Лоулера. Тезис: человек удовлетворяет свои потребности посредством адекватного вознаграждения за свой труд.

ü Контроль – процесс, с помощью которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Процедура контроля включает в себя следующие этапы:

1. Получение информации о состоянии управляемой системы (сбор)

2. Сравнение фактических данных и плановых показателей, выявление отклонений (анализ)

3. Выявление причин отклонений

4. Принятие необходимых корректирующих действий.

Существуют виды контроля:

1) Текущий (контроль процесса) – носит периодический характер.

2) Контроль результата – проводится по выполнении работ или по определённым календарным датам – характер постфактума (нельзя сделать корректировку).

3) Промежуточный контроль – является дополнением контроля процесса .

Цель контроля – выявление отклонений и устранение воздействия отрицательных факторов.

Правила проведения контроля (по Зигерту и Лангу):

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами

2. Тотальный контроль делает людей неуверенными и несамостоятельными.

3. Контроль должен быть открытым.

4. Контролируют не только наиболее известный участок работы.

5. Не превращайте контроль в проформу.

6. Не контролируйте из недоверия.

7. Не держите своих выводов при себе.


Содержание стратегического управления.

Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено, оперативные – низшее звено.

Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих направлений деятельности.

9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову):

1. Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия.

2. Конкурентные преимущества.

3. Организация бизнеса (структурное деление)

4. Продукция предприятия.

5. Ресурсы

6. Ожидаемые изменения в структуре фирмы.

7. Рынки и их границы.

8. Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, проведение НИОКР.

9. Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования, способность к лидерству и т.д.

Экономическая стратегия:

1. Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности.

2. Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия стимулирования персонала.

3. Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.

9. Разновидности стратегий предприятия:

1. Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для крупных предприятий.

2. Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность: стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения.

3. Стратегии концентрации – удовлетворение спроса определённого круга потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка.

4. Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий путём слияния или выкупа.

5. Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений внутри предприятия, связанных между собой технологически.

6. Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты рынка.

Типы дивесификации:

q Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов, но сходных с его традиционной деятельностью.

q Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности, отличные от его традиционной деятельности.

7. Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер деятельности – применяется в   период спадов экономики.

8. Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо деятельности на предприятии.

9. Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации: предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование формы собственности на предприятии.

10. Стратегия развития в сфере «продукт – рынок».

10. Текущее и оперативное планирование.

Планирование бывает 2 видов:

q Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план по менеджменту; финансовый план.

q Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они состоят из следующих элементов:

1. Производственные программы

2. Оперативные задания по подразделениям.

3. Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке.

Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие системы:

1. Диспетчеризация.

2. Точного времени

3. «Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для участков и технологических линий.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 144.