Для формирования правильного звукообразования у младших школьников необходимо выработать у них правильное певческое дыхание, которое значительно отличается от обычного дыхания. Певческое дыхание — процесс осознанный и регулируемый, его ритм и темп во многом отличаются от обычного дыхания. Различают следующие типы дыхания:
0. Ключичное. Неправильное непроизвольное дыхание, при котором задействованы только верхние грудные мышцы, вехние отделы легких, ключицы.
1. Грудное дыхание. При нём активно задействованы мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Разновидностью грудного дыхания является ключичное, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, шеи и плечевого пояса. Дыхание в этом случае поверхностное, и поэтому неприемлемо для пения. Мышцы шеи очень напряжены, ограничены движения гортани, голосообразование затруднено.
2. Смешанное, грудобрюшное дыхание, при котором, соответственно, активны мышцы грудной и брюшной полостей, также задействована диафрагма.
3. Брюшное или диафрагматическое. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, особенно видимые мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.
В музыкально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание. Смешанное дыхание позволяет ребенку при вдохе достигать ровности, плавности и продолжительности звука как при тихом, так и при громком пении.
Для того чтобы добиться чистого, правильного пения педагог должен работать над формированием певческих навыков в определенной последовательности — от простого к сложному. И здесь выработка певческого дыхания — первоочередная задача педагога.
В начале обучения – овладение плавным и равномерным вдохом и выдохом. Чтобы избежать напряженного звучания не следует вдыхать слишком большое количество воздуха. Здесь огромную роль играет вдох, ведь он предшествует голосообразованию. Он должен быть глубоким, быстрым и бесшумным. Правильному вдоху способствует зевок и спокойное, естественное дыхание. «Полезным приемом в работе над певческим дыханием является ощущение легкого зевка на вдохе, который расширяет глотку, подготавливает форму резонатора и регулирует работу гладкой мускулатуры трахеи и бронхов». Вдох можно брать одновременно через нос и рот. Выдох не менее важен — от него зависит качество и правильность певческого дыхания. Длительный выдох, умение правильно расходовать воздух — важная задача в выработке навыков певческого дыхания.
Важнейшим условием правильного дыхания является сохранение при выдохе вдыхательной установки. Для создания правильного звука требуется спокойное, естественное дыхание. В этом случае звук будет красивый, сильный, достаточно полный. Первое требование в обучении школьников пению — научить их правильно брать дыхание, протягивать звук, исполняя поначалу небольшую фразу на одном дыхании. Выработке правильного певческого дыхания также способствует отрывистое пение «нон легато». Педагог должен следить за тем, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, чтобы правильно расходовали воздух, не брали дыхание в середине слова. Также немаловажное значение в процессе пения имеет положение корпуса — спина должна быть ровной, плечи нельзя поднимать. Поясничный отдел позвоночника должен быть хорошо прогнут.
Также в арсенале педагога должны быть дыхательные упражнения, попевки, наглядные пособия. Обязательным условием формирования правильного певческого дыхания являются вокальные упражнения. Для детей младшего школьного возраста рекомендуются попевки.
Научить ребенка владеть звуком, используя при этом правильное певческое дыхание — важная задача любого педагога-вокалиста. Таким образом, технологично построенный процесс по формированию певческого дыхания позволяет добиться развития чистоты интонации в произведениях.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.