Искусство периода классики Древней Греции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эллинистическая Греция.

Расцвет Афин в середине V века до н.э. неразрывно связан с деятельностью Перикла, который в течении 15 лет руководил городом (444-429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная элита: люди искусства и науки (поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот), знаменитые философы. На склонах Афинского Акрополя в театре Диониса представляли трагедии Эсхила, Софокла, эврипида, комедии Аристофана.

В период классики греки занимались фресковой живописью на мифологические и героические сюжеты. Время не сохранило работ, но дошли имена мастеров – Полигнот, Апполлодор.

В краснофигурной вазописи фигуры изображаются в сложных ракурсах (мастера Евфросий, Дурис, Бриг). К концу V в. до н.э. вазопись приходит в упадок, теряя индивидуальность и превращается в ремесло.

В этот период дальнейшее развитие получает ордерная система. Складываются следующие основные типы греческих храмов:

1. храм в антах

2. простиль

3. амфипростиль

4. периптер

5. диптер

6. псевдопериптер

7. толос (ротонда)

 

Ранняя классика (первая половина V века).

Развиваются скульптура и архитектура как взаимодополняющие виды искусства. Наблюдается постепенный переход от архаической скованной скульптуры к классической, выражающей «олимпийское спокойствие», сдержанность, торжественность (скульптура Дельфийского возничего, 476г. до н.э.). Существовала и монументальная живопись, которая до нашего времени не сохранилась. Храмы также расписывались, были цветными. Самый известный храм этого времени – храм Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.).

 

Высокая классика.

В Афинах работали скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий. Их бронзовые статуи дошли до нас в римских мраморных копиях I-II вв. до н.э.

Скульптура Мирона «Дискобол» выполнена в 460-450 гг. до н.э. Автор изображает атлета в момент наивысшего напряжения сил перед броском диска, передавая внутреннее движение при внешней статичности. Скульптура «Афина и Марсий» была создана мастером для Афинского Акрополя. Лесное существо – Марсий – выбирает инструмент, Афина взирает на него с гневом. Фигуры объединены действием, несовершенство Марсия отражено в выражении его лица, фигура остается совершенной.

Поликлет из Аргоса написал теоретический трактат «Канон» (правило), где точно расчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (голова 1/7 роста, лицо и кисть – 1/10, ступня – 1/6). Свой идеал Поликлет выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах «Дорифора» (копьеносца, 450-440 гг. до н.э.), «Ранней Амазонки».

В 480-479 гг. до н.э. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин Фидий выполняет 7-метровую статую Афины-воительницы (Афины-Помпадос) с копьем и щитом в руках как символ возрождения города (статуя погибла в XIII в.). Около 448г. до н.э. Фидий создает 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии (погибла в V в). С 449 г. до н.э. началась реконструкция Афинского Акрополя в период расцвета греческой демократии. Шестнадцать лет Фидий отдал Акрополю. Он руководил строительством и выполнял скульптурные работы на главном храме. Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось гествие с дарами богине Афине (Панафинейские празднества). Процессия проходила через парадный вход на холм – Пропилеи ( арх. Месикл, 437-432 гг. до н.э.), состоящие из ионической колоннады между двуми дорическими портиками – на площадь Акрополя. Справа от Пропилей, на выступе скалы стоял храм Афине-Нике (арх. Калскикрат, 449-421 гг. до н.э.) ионического ордера с деревянной скульптурой Нике Аптерос (бескрылой) внутри храма. Процессия направлялась к главному храму Акрополя – Парфенону (70´31м, высота 8м) В нем соединились черты дорического ордера (колонны) и ионического (фриз). Здесь присутствует соразмерность частей, точность расчетов. Внутри храма находилась статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы) высотой 13м, выполненная Фидием в 447-438 гг. до н.э. Последней постройкой Акрополя был Эрехтейон (посвящен Афине, Посейдону и мифическому царя Эрехтейю). На одном из трех портиков вместо колонн перекрытие поддерживают кариатиды.

Конец высокой классики совпадает со смертью Фидия (431г. до н.э.) и Перикла. Периклу принадлежат слова: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотой, и мудрость без искажения».

 

Поздняя классика.

В архитектуре поздней классики (410-350гг. до н.э.) в отличие от ранней и высокой нет чувства меры (месотес), появляется стремление к грандиозному, внешне великолепному.

Гигансткая гробница царя Мавзола в Галикарнасе (арх. Пиней и Сатир, 353г. до н.э.), от которой произошло позднее название «мавзолей», завершалась колесницей с конями и была украшена фризом в 150м с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил пышность и торжественность восточного декора с изяществом греческого ионического ордера.

В этот период появляется коринфский ордер.

В скульптуре проявляется интерес к душевному миру человека, в пластике находит отражение его сложная, менее прямолинейная характеристика. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная. В это время работают скульпторы Пракситель, Лисипп, Скопас.

Праксителю принадлежит первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры («Афродита Книдская»). В этом образе отражена грусть, задумчивость, созерцательность. Рукой мастера создана скульптура «Гермес с Дионисом». Гермес – покровитель торговли и путешественников, вестник, курьер богов.

Скульптура «Менада» или «Танцующая вакханка» Скопаса рассчитана на обозрение со всех точек зрения. Вакханка – спутница бога виноделия Диониса (у римлян – Вакха).

Лисипп работал в бронзе и, если верить древним писаниям, оставил после себя 1500 статуй. Атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент релаксации, после состязаний («Апоксиамен, счищающий с себя песок», «Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой канон человеческого тела (голова в котором составляет 1/9 роста). Он был придворным Скульптором А. Македонского, делал гигантские многофигурные композиции, портреты.

 

Эллинистическая Греция.

Этот период связан с завоеваниями Филиппа, а затем Александра Македонского. Взаимно обогащаются культуры Древней Греции и восточных стран. В эпоху Эллинизма развивались математика, медицина, натурфилософия, астрономия. Их развитие связано с именами Архимеда, Эвклида, астронома Гиппарха.

Активно строятся города, часто как военные поселения. Используется «гипподамова система», известная еще с Vв. до н.э. Согласно ей улицы прокладывались под прямым углом, город делился на квадраты жилых районов. Выделялась главная площадь – агора – административный и торговый центр.

Архитектура тяготела к гигантским размерам. Появляется диптер – тип храма с двумя рядами колонн.

Сложное развитие гигантской державы породило создание ряда художественных школ (на острове Родос, в Александрии, в Пергаме, на территории самой Греции).

К родосской художественной школе принадлежат скульптуры: «Ника Самофакийская» (неудержимая устремленность, торжественный образ), «Афродита Милосская» (скульптор Агесандр, 120 г. до н.э.), «Лаокоон с сыновьями» (мастера Агесандр, Афинодор, Полидор, 40-25 гг. до н.э., в позах театральность, много дробности).

Александрийская школа соотносится с бытовым направлением в скульптуре («Старик, вынимающий занозу из ноги»). Развивается и декоративная скульптура, украшавшая парки и виллы («Мальчик с гусем»).

Пергамская школа интересна Алтарем Зевса, созданным в 180 г. до н.э. мастерами Диосинадом, Орестом, Менекратом. Рельефный фриз 130м длинной и высотой 2.3м на цоколе алтаря изображает битву богов с гигантами. Характерна преувеличенность эмоций, подчеркнутая динамика. Этой же школе принадлежит скульптура «Галл, убивающий себя и свою жену».

 

Таким образом, греческое искусство ассоциируется с классическим периодом расцвета, с выработкой гармоничных архитектурных пропорций (архитектоникой), с поиском образа идеального человека, с простотой и уравновешенностью, с ясной цельностью изображаемого и воплощаемого.

 

ЛЕКЦИЯ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.