В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом.
Характерная для египетского искусства колористика основана на использовании золотистых, коричневых, красных, черных, ярко голубых оттенков. Композиция строится на основе тональных контрастов.
В это время строятся три типа храмов и усыпальниц: небольшие наземные, полускальные и скальные. Вход фланкировался пилонами (греч. «ворота», «вход», торжественные трапециевидные сооружения с символико-мифологичскими композициями), у стен стояли статуи фараона – колоссы, между которыми располагался узкий вход. Вошедший оказывался в перестильном дворе (внутреннем дворе с колоннами по периметру). Далее располагались один или несколько гипостильных (с колоннами) зала. Самым дальним и доступным лишь посвященным являлось святилище. Таким образом, в расположении помещений использовалась осевая композиция (наземные храмы Карнака и Луксора близь Фив, полускальный храм царицы Хатшепсут XVI-XVвв. до н. э.).
Известное произведение – «Колоссы Мемнона» - представляло собой две гигантские статуи сидящего на троне фараона Аменхотепа III (1405-1367) на западном берегу Нила, напротив Луксора.
В росписях появляется пейзаж со стилизованными формами растений. В усыпальницах можно проследить три основных цикла сюжетов росписей: сцены земного бытия, оживление тела для перехода в царство мертвых, жертвенный пир.
Искусство периода Амарны (1 пол. XIVв. до н.э.).
Периодом Амарны называют период правления Аменхотепа IV и его последователей, когда в результате реформ в государстве было на некоторое время введено единобожие.
Соракалетнее правление Аменхотепа IV ознаменовалось введением культа единого солнечного бога Атона. Фараон разрывает отношения с фиватским жречеством, строит новую столицу Ахетатон (горизонт Атона), сам берет имя Эхнатон (угодный Атону). Нефертити являлась женой правителя.
Изменения в сфере религии и других областях жизни общества непосредственно отразились в искусстве. Изменились сюжеты рельефов и росписей. Появились изображения царской семьи в домашней обстановке, более естественными и разнообразными становятся позы изображаемых. Богаче становятся колористические отношения.
После смерти Эхнатона престол переходит к Тутанхамону (живой образ Атона). В 1922 году открыта гробница, принесшая ему славу (золотая маска Тутанхамона).
Позднее в XIV-XIвв до н.э.жречество восстановило утраченную власть. Вновь вводится многобожие, четкие каноны в области искусств. К этому периоду относятся два храма Рамзеса II в Абу-Симбеле.
В Поздний период страна теряет свою независимость. Правят иноземные династии. Новых заупокойных ансамблей не строится.
ЛЕКЦИЯ
Искусство Передней Азии. Искусство Двуречья. Ассирия Нововавилонское искусство. Искусство Ахеменидского Ирана.
Передней Азией называется территория, которая находится между Каспийским, Черным, Средиземным морями и персидским заливом. Земли, расположенные в долинах рек Тигр и Ефрат, впадающих в Персидский залив, называются Двуречьем.
Искусство Двуречья.
Первые письменные документы, найденные на территории Двуречья относятся к IV-III тыс до н.э. Это клинопись на глиняных досках.
Стало известно, что территория между реками в III тыс до н.э. была покрыта сетьб мелких городов-государств, враждующих между собой, среди которых можно выделить древние государства Шумер и Аккад.
Одни из самых ранних произведений шумерской культуры – Ансамбль в Телль-Ахмаре, храм Абу-Шахрайна, статуэтки богов и адорантов из храма Аб-У. Храм Абу-Шахрайна III тыс до н.э.построен на возвышенном месте, с двух сторон к храму ведут лестницы, святилище прямоугольной формы. До начала III тыс до н.э. вход в святилище был свободный.
В конце III тыс до н.э. строятся храмы на нескольких платформах, называемые зиккуратами (зиккурат в Уре). Строительный материал – кирпич-сырец. Первоначально зиккураты имеют три яруса-платформы разного цвета. Первый ярус – черный (обмазка битумом), второй ярус – красный (облицовка обожженым кирпичом), третий ярус – белый (побелка известью). Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время стали строить семиярусные зиккураты. В зиккуратах сохранились элементы раннего шумерского храма – лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик, членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами. С середины III тыс до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами (дворец А в Каше), стены украшались мозаиками из раковин (боевые сцены).
Вокруг храма или дворца формировалась жилая застройка, которая носила стихийный характер, поэтому возникали узкие, кривые, часто тупиковые улицы. Жилые дома были прямоугольные в плане, без окон, с внутренними двориками, с глинобитными стенами.
В Двуречье почти не использовалась колонна, криволинейные линии.
Рельефы и живопись отличались повествовательностью изображений, членением изображений по регистрам (уровням), чтение сюжета снизу вверх (в самом нижнем регистре – фон, выше – действия). Любимая тема – охота на хищников. Постепенно складывается канон изображения.
Позднее центром культуры Двуречья становятся Аккады. В конце III – начале II тыс до н.э. аккадская династия уничтожена. Происходит смешение культур Шумер и Аккад, население становится аккадоязычным. Последним шумерским периодом истории Двуречья было время III династии Ура (около 2112-1997гг. до н.э.).
Вавилон.
Во II тыс до н.э. впервые возвысился Вавилон. До нас дошли статуэтки личных божеств и гениев-хранителей. Найдены печати со сценами, которые воспроизводят сюжетыаккадского времени: борьбу героя со львом, суд над птицечеловеком, крылатых драконов, быков с человеческой головой.
Формируется тип дворцовой архитектуры – бит-хилани («дом-галерея»). Это здание с портиком между двумя башнями. Портик имеет одну либо три колонны. Для украшения часто использовался орнамент в виде плетенки (сплетенных в косу волнистых линий).
Композиция в этот период – это сочетание форм и узоров в их многообразии. Цвет носит символический характер (розовые лошади, например).
Во второй половине II тыс до н.э. Двуречье на 500 лет попадает под власть касситов.
Ассирия I тыс до н.э.
Ассирия использовала опыт предшествующих цивилизаций.
Почти каждый ассирийский правитель предпочитал строить собственную укрепленную столицу. Некоторые города уже были строго распланированы (Кар-Тукульти-Нинурта, Дур-Шаррукин). Дворцы и храмы Ассирии часто повторяют постройки Двуречья (бит-хилани, зиккураты). Собственно ассирийским можно считать тип укрепленного дворца-цитадели. К такому типу относится дворец Саргона II (722-705гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине. Площадь города – 18га, площадь дворца в нем – 10га. Дворец возведен на платформе высотой 14м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы и всадники. Всего во дворце около 200 помещений. По сторонам от входа во дворец стояли статуи крылатых быков – шеду (добрых духов, охранителей входа). Они служили опорами арок и достигали в высоту 5.5м. В IX – начале XIIIвв. Такие статуи были пятиногими: добавочная нога создавала иллюзию шага животного по направлению к зрителю.
До нас дошли рельефы во дворцах Сарманасара III (859-827гг. до н.э.), Тиглатпаласара III (746-727гг. до н.э.), Саргона II (722-705гг. до н.э.), Синаххериба (705-681гг. до н.э.), Асаргадона (681-668гг. до н.э.) и Ашшурбанапала (668-626гг. до н.э.). Батальные и охотничьи сцены – основные сюжеты рельефов. В искусстве Ассирии в I тыс. до н.э. выработался канон изображения правителя как “владыки всех стран”, совершенного физически, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве.
В I тыс. до н.э. в районе озера Ван и по всему Армянскому нагорью распространилось государство Урарту. Оно пало в 590-585гг под натиском мидян и скифов. Искусство Урарту продолжает ассирийские традиции. Часто встречаются образы фантастических животных (“Грифон”, Грифон (гр.) – фантастическое существо с телом льва, клыльями сказочной птицы и клювом орла), развита художественная металлургия, инкрустация (бронзовый щит и шлем царя Сардури II).
Нововавилонское искусство.
Последние страницы истории Двуречья связаны с Вавилоном (иногда его называют Нововавилонским).
Новый Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв.км., разделенный Ефратом на западную и восточную части. Он быт пересечен системой длинных прямых улиц – «дорог процессий», которые вели к центральным храмам. Новый город, по существу, представлял собой пригород старого Вавилона и соединялся с ним деревянным мостом на каменных опорах. Основной улицей нового Вавилона была «дорога процессий» богини Иштар. Эта дорога соединяла храм бога-покровителя города Мардука с Северными воротами богини Иштар. Один из храмов города – семиярусный зиккурат Этеменанки – «Дом основания Небес и Земли». Всего в Вавилоне (по литературным источникам) было 53 храма.
Из светской архитектуры большую известность получили «Висячие сады», входившие в дворцовый комплекс Навуходоносора II.
Под влиянием Ассирии усиливается роль цветного компонента в архитектуре (использовались цветные изразцы, глазурованный кирпич). Характерно чередование светлого и темного фона, чередование плоского и выпуклого изображения животного. Декоративная красочная орнаментальность – характерная черта Нововавилонского искусства.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 243.