Упражнение «Мой враг — мой друг»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предлагаемое упражнение является, по существу, психотерапевтической формой реализации одной из ведущих заповедей христианства: «Возлюби врага своего». Оно направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в острый конфликт, к другому человеку (учащимся, коллегой, своим ребенком, членом семьи).

Это изменение отношения производится в направлении от отрицательного к положительному.

Итак, возьмите лист бумаги, представьте своего обидчика и постарайтесь описать его внешний вид, то есть составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы «соскользнули» на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. Затем на другом листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении вычеркните их.

Па третьем листке опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку. А теперь, на основе вашего изменившегося отношения, займитесь выстраиванием другой линии вашего поведения: «Мне надо сделать все по-другому...». Упражнение заканчивается при завершении моделирования стратегии и тактики вашего позитивного поведения.

 

 

Упражнения на развитие интеллектуального потенциала

Проводятся в игровой групповой форме. В качестве участников могут выступать родные или сослуживцы, с которыми имеются близкие дружеские отношения.

Упражнение 1

Участники группы рассаживаются в круг, вооружившись ручками и бумагой.

Инструкция. Задание выполняется письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. Надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Задание выполняется в течение 3 минут. Начните работу одновременно.

Через 3 минуты все участники по очереди говорят, сколько у них написано предложений, а затем каждый зачитывает одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы исполнители обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы. Далее предлагается продолжить составление предложений в течение еще 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений, и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем каждый пишет рассказ о своей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д., при этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания отводится 5 минут (Можно не задавать тематику написания рассказа.)

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Упражнение 2

Участники группы садятся в круг.

Инструкция. Необходимо по очереди выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Первый (тот, кто начнет), предлагает аргумент «за», второй — «против», третий — «за» и т.д. При этом нужно договориться, что следует пользоваться определенной формулировкой: «создавать семью надо, потому что...» и, соответственно, «создавать семью не стоит, потому что...»

Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. В ходе упражнения участники акцентируют внимание группы на моментах, когда происходит переход в новую содержательную область — например, из сферы быта в сферу искусства или профессиональной деятельности.

Упражнение 3

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника должны быть бумага и карандаш.

Инструкция. Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это отводится 3 минуты.

Через 3 минуты каждому предлагается сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается и не комментируется. Затем отводится некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом каждому участнику необходимо запомнить один-два аргумента, которые есть у партнера, а у него отсутствуют, и эти аргументы кажутся особенно неожиданными и оригинальными.

Через 5-7 минут, когда все завершат работу, выполняется следующее задание: в течение 3 минут каждый участник самостоятельно должен написать как можно больше аргументов против курения.

Затем идет обмен результатами своей работы так же, как это делалось на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем круге, где каждый участник обозначает, какие из аргументов «за» и «против» курения из предложенных партнером особенно понравились, показались оригинальными, неожиданными.

В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлении о частной, конкретной проблеме (в данном случае о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.

Упражнение 4

Если участников много, то они разбиваются на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

Инструкция. Каждый, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: «Представим себе, что все люди на земле спят днем, а ночью занимаются делами». После того как ситуация предложена, все (в том числе и участник группы, предложившей ситуацию) говорят, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации. Например: «Представим себе, что все автомобили на земле — желтого цвета. Плюс — легче производить краску для машин, минус — трудно находить свою машину на стоянке; интересный момент — какое воздействие может оказать на психику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».

Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные ситуации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей, и т.д.

С другой стороны, упражнение позволяет развивать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.

Упражнение 5

Для выполнения упражнения требуется небольшой мяч (подойдет мяч для большого тенниса). Участники группы рассаживаются в круг.

Инструкция. Для выполнения задания понадобится знание алфавита. Первый, кто начинает игру, бросив кому-то мяч, назовет существительное, начинающееся на букву «а». Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «б». Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему участнику, называющему свое слово-ассоциацию на букву «в», и т.д. Таким образом должен получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, первый игрок, бросая мяч партнеру, говорит «арбуз». Второму участнику необходимо генерировать ассоциацию, относящуюся к арбузу, например «бахча». Следующий участник, в чьих руках оказывается мяч, говорит «вода» и т.д.

Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления субъекта творческого процесса; с другой стороны, характер задания таков, что требует одновременной работы словесно-логического (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и образного (возникают ассоциации, у многих они носят образный характер) мышления. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 351.