Упражнение «Распределение внимания»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важно также научиться эффективно распределять свое внимание в рабочей ситуации. Предлагаемое эффективное упражнение направлено на развитие способности к распределению внимания.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания развита слабо. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на телеэкране. По мере того как вы будете практиковать упражнение, с каждый разом вы будете все эффективнее распределять свое внимание.

Упражнение «Переключение внимания»

Управленцу важно уметь легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Наиболее действенными способами тренировки, развития способности к внутренней подвижности и быстрому переключению внимания являются спортивные игры с мячом (теннис, волейбол, баскетбол). Поэтому как только появляется возможность поиграть на спортивной площадке, обязательно ею воспользуйтесь. Кроме того, можно рекомендовать специальное упражнение, возможно, доставляющее меньше удовольствия, чем спортивные игры, но не уступающее им по эффективности. Упражнение желательно проводить дома или в обеденный перерыв в течение 15-20 минут. Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, через 3-4 минуты после начала счета, без перехода, сразу же начните читать сложный газетный текст в течение 5-7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст.

Упражнение «Животное»

Наличие сложного адаптационного периода характерно не только для начинающих руководителей, пришедших в школу из образовательного учреждения. Кратковременную, но довольно болезненную профессиональную адаптацию испытывают и опытные управленцы после длительного перерыва в работе, например после отпуска или продолжительных по времени курсов повышения квалификации. Они отмечают некоторую внутреннюю инертность, разбалансированность, повышенную утомляемость, нежелание напрягаться, заставлять себя проявлять волевые усилия. Как «разогреть» собственную психику? Как настроить такую сложнейшую психофизиологическую систему, каким является организм человека, на успешное выполнение профессионального труда?

Ниже предлагается два эффективных упражнения, направленных на активизацию внутренней раскованности и свободы, а также стимулирование комплекса актерских способностей или способностей к публичным выступлениям, необходимых для представителей управленческих профессий.

Упражнение «Животное» выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

Упражнение «Эмоция»

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала работы в комнате отдыха или в кабинете. Заранее заготовьте набор карточек с написанными на них эмоциями и частями тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука»; «Гордость. Спина», «Страх. Нога» и др.

Как и предыдущее упражнение, упражнение «Эмоция» направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

Упражнение «Диалог»

Данное упражнение обладает сильным психотерапевтическим эффектом и может быть рекомендовано в тех случаях, когда человек переживает длительный и мучительный конфликт во взаимодействии с другим человеком.

Активизация внутренних средств коммуникативной децентризации, на формирование которых направлено предлагаемое упражнение, дает человеку возможность «выключиться» из острой конфликтной ситуации, посмотреть на свое участие в ней и поведение партнера по конфликту со стороны, выявить новые, ранее незамечаемые, оттенки конфликтного взаимодействия и, в результате, изменить к нему свое отношение.

Упражнение выполняется при активном участии другого человека, желательно — профессионального психолога. Если возможности воспользоваться помощью специалиста нет, в психотерапевтический диалог может вступить коллега по работе, близкий член семьи.

Два участника садятся на стулья друг напротив друга. Собеседник, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, является ведомым, а его партнер по диалогу — ведущим.

Суть первой фазы упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий — роль, каким наш ведомый является в реальности. Таким образом организуется ситуация диалога человека, испытывающего трудности, как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. В начале беседы ему предлагается подумать о своем партнере по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, профессиональную и семейную ситуации — словом, «вжиться» в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20-25 минут диалога предлагается его завершить и на второй фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новые обстоятельства, новый взгляд на ситуацию, иные оценки конфликта. Безусловно, важной при этом является позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации.

Упражнение можно усложнить введением третьей и четвертой фаз. В третьей фазе участникам диалога предлагается поменяться стульями и осуществить диалог, в котором ведомый играет роль самого себя, а ведущий — того человека, с которым он конфликтует, то есть, производится смена стульев и ролей.

В четвертой фазе упражнения производится анализ того, что нового открылось в беседе: позиций двух конфликтующих людей, их состояний, желаний, стремлений и установок. Так же как и во второй фазе, основной акцент должен быть сделан на выявлении условий для конструктивного разрешения конфликта.

Упражнение «Видеокамера»

Если по тем или иным причинам вы не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, попробуйте воспользоваться упражнением, способствующим актуализации внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет собственных внутренних резервов: средств интеллектуальной децентризации. Упражнение выполняется индивидуально — дома, по дороге на работу. Цель упражнения состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять свою конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Для снятия острого эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения «Видеокамера» проведите кратковременное занятие на релаксацию (упражнение «Пресс»). Когда вы почувствуете некоторое успокоение, попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного киносценария: когда вы впервые увидели человека, с которым впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т.п. Представьте все эти ситуации в их реальной последовательности, как будто вы снимаете на видеокамеру. При этом, следовательно, вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других его участников, динамику развития конфликта и его апогей.

Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете «отходить» от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40-45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не «увязнуть» в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 213.