Лекция 11. Современное состояние зарубежной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гуманистическая психология как состоявшееся направление возникло в 60-е годы ХХ столетия. С 1961 года имеет свой журнал «Журнал гуманистической психологии», в 1962 году образовалась Ассоциация гуманистической психологии, в 1971 году в Американской психологической ассоциации появилось самостоятельное отделение гуманистической психологии. В дальнейшем произошло оформление психотерапии в рамках гуманистической психологии, основной задачей которой являлось – поднять уровень осознанности поведения клиента, а затем помочь откорректировать ему свое поведение и раскрыть свой творческий потенциал. В Америке этот подход по началу привлек к себе внимание многих энтузиастов, но они не были подготовленными и квалифицированными специалистами, что принесло больше вреда, чем пользы.

Оно не претендовало на ревизию предшествующих школ, а пыталось передать необходимость нового взгляда на природу психики человека. Это и отражено в ее втором названии. Ее основные принципы заключаются в следующем:

1. подчеркивание роли сознательного опыта;

2. убеждение в целостном характере природы человека;

3. акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4. изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Нельзя назвать ее первооткрывательницей этих принципов, так как она имела определенные предпосылки в более ранних психологических и философский концепциях. Например, это некоторые идеи Франца Брентано, настаивающего на преимущественном обращении к сознанию. Идея целостного подхода к изучению сознания отрабатывалась и гештальт-психологами, что тоже явилось хорошей методологической почвой. Необходимо подчеркнуть, что последователи психоаналитического направления – Э.Эриксон, А.Адлер, К.Хорни и другие – настаивали на том, что человек прежде всего существо сознательное и наделенное свободой воли и что не стоит зацикливаться только на событиях прошлых лет, но и считать движущими силаими развития личности цели человека и его устремленность в будущее. Они отмечали как основной пункт личностного развития – творческое начало в формировании своего «Я» человеком.

В целом, появление направления отражает определенную неудовлетворенность материалистических тенденций в науке и культуре Запада. Бихевиоризму был вменен обедненный взгляд на природу человека: представление о человеке не может базироваться на идее предопределения человеческого поведения стимулами внешней среды. «Мы не лабораторные крысы и не роботы, человека нельзя просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа «стимул – реакция». Психоанализ упрекали в преувеличении роли бессознательного и недостаточном внимании к сознательной сфере, а также за доминирование научного интереса к невротикам и психотикам, а не к людям с нормальной психикой.

Поэтому первостепенной задачей ставилась исследование душевного здоровья, а не душевных расстройств. На изучении таких чувств, как радость и удовлетворение. Наиболее ярко это представлено в работах Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Абрахам Маслоу. Родился в Нью-Йорке. Ребенок с трудным и несчастливым детством: отец – бабник и пьяница, а мать – человек жесткий и полный предрассудков. Она наказывала его как старшего за малейшую провинность, предпочитала ему двух младших детей. Из-за своего щуплого тела и огромного носа все детство испытывал чувство неполноценности. Всю юность боролся с этим, пытаясь компенсировать хорошей атлетической подготовкой. Ему не удалось на спортивном поприще добиться самоутверждения, и он занялся наукой. Самыми ужасными были первые впечатления от первого университетского курса по психологии: «невыносимо скучное и совершенно безжизненное, ничего не имеющее общего с действительным миром, а потому я с содраганием бежал оттуда». Психологией он заразился от Э.Титченера. Поначалу он был убежденным бихевиористом. Однако под влиянием собственн6о жизненного опыта (начало второй мировой войны, рождение первого ребенка) и знакомством с новыми идеями, он увидел ограниченность такого подхода к человеку. Кроме того, он встретился с эмигрировавшими в США Адлером, Хорни, Коффкой, Вертгеймером. Именно восторгаясь последним, он начал искать и исследовать людей, которым в той или иной степени удалось достичь в жизни самоактуализации. Вертгеймер и американский антрополог Рут Бенедикт послужили моделями наиболее полного и лучшего воплощения качеств человеческой природы.

Его первые университетские попытки гуманизировать психологию обернулись против него: бихевиористское сообщество подвергло его сильнейшей критике. Коллеги его сторонились как отступника, ведущие психологические издания отказывались печатать его работы, однако в лице студентов он имел поддержку и успех. Но ему удалось все это преодолеть, он при жизни имел расцвет популярности, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Карл Роджерс. Родился в 1902 году. Стал известен прежде всего благодаря своему новому методу в психотерапии – клиенто-центрированной концепции. Исследования выросли на почве каждодневной работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке. Суть метода отражена в самом его названии. Роджерс был убежден, что человек в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. Личность не обречена вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний, она определяется настоящим и формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Родился он в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов. Он был вынужден жить строго по правилам, предписанным родителями, подавляя самое малое проявление эмоций. Постоянные ограничения уже в более зрелом возрасте породили чувство протеста. Постоянное одиночество сделало его замкнутым ребенком, научило полагаться только на самого себя. В 12 лет его семья переехала на ферму, и у него появилась возможность заняться сельскохозяйственными экспериментами, читать и получить представление о научном подходе к действительности. Полный беспорядок в эмоциональной жизни он преодолевал очень долго. Он вспоминал, что если бы в то время его отвезли к психиатру, то он бы его фантазии определил как шизоидные.

И лишь в возрасте 22 лет ему удалось усвоить в Китае более либеральную жизненную философию. Он пришел к мнению, что человек должен полагаться больше на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Считал, что каждый человек должен сам активно и сознательно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

В течение 9 лет работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми». И лишь в возрасте 38 лет начал академическую карьеру.

Позитивное внимание – как основное понятие его теории – обозначает безусловную любовь матери к своему ребенку. Да, главный мотив деятельности – стремление к самоактуализации, да оно носит врожденный характер, но его развитию способствуют детские переживания и научение. Здесь наиболее значимы взаимоотношения «мать – дитя» и удовлетворение потребности в любви и ласке. Если есть только условно позитивное внимание, т.е. в ситуации хорошего или плохого поведения ребенка, порождает чувство стоящего внимания лишь в определенных ситуациях. А остальное – это сигнал к тому, что это отвергается мамой.

59

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 159.