Карл Густав Юнг и аналитическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Родился в Швейцарии в 1875 году. Его отец и некоторые близкие родственники были лютеранскими пасторами, так что он с детства был погружен в религиозные и духовные вопросы.

В 1900 году он становится интерном в медицинском госпитале в Цюрихе. В 1904 году он организует экспериментальную лабораторию в психиатрической клинике, где в качестве основного инструмента психиатрической диагностики развивает ассоциативный тест. В этом тесте испытуемый должен отвечать приходящими ему в голову словами на стандартный список слов-стимулов. Любая необычная задержка между стимулом и ответом является индикатором стресса, каким-то образом связанная со словом-стимулом. В 30 лет он становится лектором по психиатрии в Цюрихском университете и старшим врачом в психиатрической клинике.

Несмотря на идущую в то время против Фрейда критику, он был убежден в ценности и необходимости его работ. Несмотря на близкую дружбу, у них были фундаментальные разногласия. Юнг не принимал фрейдовского акцента на том, что причинами вытеснения всегда являются сексуальные травмы. Фрейд в свою очередь с неодобрением относился к юнговскому интересу к мифологии, духовным и оккультным феноменам.

В Цюрихе начал работу институт, названный в его честь. Позже специально для Юнга была создана кафедра медицинской психологии в Базельском университете, но вскоре нездоровье заставило его отказаться от этого поста. Он умер в 1961 году в возрасте 86 лет. И в настоящее время нет его полноценной биографии, подобной той, которую написал Э.Джонс о Фрейде. Однако, жизнь его была наполнена клинической практикой, практикой преподавания (почетный лектор Гарвардского и Оксфордского университетов).

Итак, еще до начала переписки с Фрейдом он начал создавать собственную психоаналитическую теорию и собственный психотерапевтический метод. Все это позже получило известность как аналитическая психология. Основная суть юнгианского подхода выражена так: поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей, но и целями и стремлениями. По словам самого Юнга, человек живет и целями, и причинами, т.е. для настоящего актуально как будущее, так и прошлое.

Индивидуальная личность для Юнга – это продукт и вместилище родовой истории. Человеческое существование обусловлено опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням. Т.о,. основания личности природны, архаичны и бессознательны.

Изучая мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии, он пришел к выводу о расовых корнях человечества.

Своими предшественниками в изучении бессознательного он признавал таких философов как Шопенгауэр, Ницше.

Он признавал значимость Фрейдовских достижений в области психопатологии и поэтому полагал, что его собственные теоретические усилия должны быть направлены на темы индивидуации и позитивного роста.

В концепцию индивидуации легло много идей, подтверждение которых он находил в восточных мыслях и традициях. Юнг четко различал два типа индивидуации – восточный и западный. Он писал, что социальные и культурные обстоятельства, делают этот процесс разным в плане стремления к цели, вообще отношения людей к собственной индивидуации.

Основные понятия и представления.

Личное бессознательное.

Юнг выделял два уровня бессознательного: индивидуальное Б. – область, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии вытесненные или забытые. Этот уровень не слишком глубок, события оттуда более легко восстановимы. 2-й уровень – коллективное бессознательное – более глубокий уровень психики, содержащий врожденный (аккумулированый) опыт прошлых поколений людей, включая животных предков. Этот опыт человек не может вспомнить, не может осознать, но он универсален и составляет основу личности человека.

Архетипы - это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного. Они направляют действия человека в определенное русло. Они обнаруживаются человеком в виде эмоций и других психических явлений и связаны с важнейшими моментами человеческой жизни – рождением и смертью, основными стадиями жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.

Персона – маска, которую надевает каждый человек, общаясь с другими людьми. Она позволяет нам представить себя для других такими, какими мы хотим быть, чтобы нас воспринимало общество. Это схоже с родившейся позже в социологии теорией ролевого поведения.

Анима и анимус – выделение их построено на предположении Юнга о том, что каждый человек имеет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима – отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус – наоборот. Они также идут из опыта предков, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола.

Тень – это темная сторона Я. Глубже всех укорененный опыт, своеобразное наследие низших форм жизни. Это совокупность наших аморальных, страстных, неприемлемых желаний и поступков.

Самым важным архетипом Юнг считал самость, задача которой состоит в интеграции различных подсистем личности. Самость позволяет создать единство и стабильность личности. Этот архетип схож с понятием самоактуализации Маслоу.

Интроверсия и экстраверсия. Юнг полагал, что каждый индивидуум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее, т.е. энергия более естественно направляется либо к внутреннему миру в случае с интровертами, или к внешнему, как в случае с экстравертами. Он считал, что нет чистых экстравертов или интровертов. Есть склонность действовать в рамках одной из ориентации.

Функции: мышление, чувствование, ощущение, интуиция.

Каждая из этих 4-х основных психологических функций может осуществляться либо интровертрированным, либо экстравертрированным способом.

Мышление занято истинностью, опирается на последовательность и абстрактность, объективность и логичность. Чувствование – принятие решений в соответствии с ценностными суждениями (плохо – хорошо, правильно – неправильно, красиво – некрасиво). Ощущение и интуицию он называет способами получения информации, противоположными способам принятия решений. Ощущение фокусируется на прямом опыте, восприятии деталей, конкретных фактах, на том, что можно потрогать, понюхать, увидеть. И ему он отдает предпочтение перед анализом опыта.

Интуиция – это способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Им не так важно актуальное переживание, сколько учет опыта.

И лишь сочетание всех 4-х функций дает индивидууму целостный и уравновешенный подход к миру. В человеке, естественно, все эти функции развиты не в одинаковой степени. Чаще всего одна из них сильно доминирует. Есть еще одна, более развитая, - она является дополнительной. Остальные две в больше степени бессознательны и вследствие этого мало эффективны.

Эта т.н. юнговская функциональная типология указывает на относительно сильные и слабые места в нашем функционировании и стиле деятельности, который мы предпочитаем.

Альфред Адлер и индивидуальная психология. А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии. В 1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии.

После первой мировой войны Адлер заинтересовался вопросами образования, основав первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, где претворялись в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, которые формируют ум и характер юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

В 1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Однако было и нечто общее, объединявшее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер был единственным из них, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". В отличие от фрейдовского Эго, служащего врожденным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполно ценности и компенсации; 4) общественный интерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я.

Стиль жизни, по Адлеру, – та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Адлер выделял четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером такой сверхкомпенсации при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф.Рузвельт, преодолевший свой физический недуг.

При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для Адлера примерами такой личности были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны – не обязательно в масштабах целого народа, но и в рамках своей семьи.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.