Опыт исследования применения развивающих игр на уроках естествознания в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Если на уроках ограничиваться только текстом учебника, не использовать дополнительный наглядный материал, экологические игры, дети начинают скучать, отвлекаться. И, конечно, материал не усваивается. Чтобы этого не произошло, следует чаще использовать экологические игры.

Мы согласны с утверждением, что в играх заложена информация различных знаний. Учащиеся получают их свободно, в форме игры. Игра стимулирует развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогает выявлять способности обучающихся.

Мы приведем несколько игр, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по природоведению, как при изучении нового материала, так и при закреплении полученных знаний.

При изучении сезонных изменений в природе, предлагается провести игру «Крестики-нолики».

Игра проходит на игровом поле 3х3, всего 9 клеточек. Возможны два варианта подведения итогов.     

1.Разыгрываются все 9 клеточек, постепенно заполняются все игровые поля. В этом случае побеждает команда, у которой на игровом поле окажется больше всего значков.

2. Одной из команд в ходе игры удается выстроить в один ряд по горизонтали, вертикали и диагонали три своих значка, тогда игра прекращается и победа присуждается этой команде.

У каждой команды свой отличительный знак, например, у одной команды капелька, у второй команды снежинка.

В игровом поле 9 клеточек. Каждая клеточка таит в себе загадку о каком-либо явлении природы или неживой природы. Команда по очереди называет номер карточки, слушает загадку, и если отвечают на нее в течение 5 секунд, то на эту клеточку ставят свой значок.

Выросло, сповыросло,

Из бороды повылезло,

Солнышко встало,

Ничего не стало. (туман)

 

Меня часто просят, ждут,

А только покажусь,

Сразу прятаться начнут. (дождь)

 

Сильнее солнца, слабее ветра,

Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (туча)

 

Приказало солнце: "Стой,

Семицветный мост крутой!"

Туча скрыла солнца свет -

Рухнул мост и щепок нет! (радуга)

 

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнце)

 

Не сочтешь их в час ночной,

днем не видно ни одной. (звезды)

 

Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -

Речка сделалась рябой. (ветер)

 

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин.

А прошла неделя только -

От него осталась долька. (луна)

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

 

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала - опять побежала. (река)

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А настанет холод злой -

Скинет с плеч ее долой? (лес)

 

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые.

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят, там и шумят. (березы)

 

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик)

 

Утром бусы засверкали,

всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, не найдем. (роса)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

 

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Ключ к успеху уроков-праздников — в преодолении формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических уроков-праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы,

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.). Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса). Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы [

Выводы

В этой главе была проведена исследовательская работа по определению методических основ организации экологического воспитания младших школьников. В ходе работы нами были выявлены основные методики экологического воспитания. Целью опытно-экспериментальной работы является апробирование педагогических условий экологического воспитания младших школьников.

Исследование было проведено в 3 этапа: на I этапе (констатирующем) была проведена диагностика экологической воспитанности младших школьников, на II этапе (формирующем) была разработана и апробирована программа экологического воспитания младших школьников во внеурочное время, на III этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика экологической воспитанности младших школьников.

Для диагностики уровня сформированности экологических знаний,выявления сформированности отношений и практической деятельности  учащихся к окружающему миру нами были использованы следующие методики:

«Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся»;

«Сформированность у младших школьников осознанного ценностного отношения к природе»;

 «Диагностика деятельностного компонента экологической воспитанности».

Результаты диагностики констатирующего эксперимента показали, что уровень экологической воспитанности младших школьников низкий.

Нами разработана и внедрена программа экологического кружка «Юный эколог», в рамках которого были проведены беседы, просмотры презентаций, конкурсы рисунков, дидактические игры, подготовлены и заслушаны сообщения, реализованы экологические проекты и др.

Результаты контрольного эксперимента показали, что работа по экологическому воспитанию младших школьников эффективна. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась.

В нашей работе мы рекомендуем разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся, такие как: открытые уроки для родителей, уроки-соревнования (когда соревнуются между собой команда родителей и детей), родительские собрания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, мы в своей работе убедились, что экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.

Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Для успешного процесса экологического воспитания учащихся младшей школы, используются разные методики и направления. И происходит это потому, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Также нами была представлена общая характеристика методов диагностики экологической воспитанности младших школьников, таких как беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, непосредственно диагностика. Все эти методы исследования позволяют выявить уровень экологической воспитанности и наметить дальнейшие тенденции в развитии этого качества личности.

Актуальность проблемы исследования позволила нам предложить методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания младших школьников. К таки рекомендациям относятся: проведение уроков-праздников, экологических дискуссий, ролевых игр, тематических уроков, конкурсов, викторин, особое место следует уделить экскурсиям, также целесообразно внедрять разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся, такие как: открытые уроки для родителей, уроки-соревнования (когда соревнуются между собой команда родителей и детей), родительские собрания.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая, исследовательская работа.

Основными условиями ее являются:

Первое условие: взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию.

Второе условие: организация проектной и исследовательской деятельности.

Третье условие: осуществление личностно-ориентированного подхода по учету интересов и возможностей каждого ребенка, степень его участия в проектной группе.

Так, теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина. – М.: Владос, 2012.

2.Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. 2009

3. Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. //Начальная школа.2013.

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. //Начальная школа. 2012.

5.Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников. –М., 2009.

 6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. - М., 2010.

 7.Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. А.А.Плешаков. – 3–е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.

8. Моисеева, Л.В.Диагностические методики в системе экологического

образования: Книга для учителя / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2012.

9. Молодцова З.В. Экология в начальных классах. //Начальная школа. 2012.№4.

10.Плешаков А.А., Окружающий мир, 1 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях.–М. «Просвещение», 2012.

11.Плешаков А.А., Окружающий мир, 2 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях.–М. «Просвещение», 2012.

12.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.,2010.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 256.