По признанию ряда ученых, в отношении экологического воспитания младших школьников, выявили три направления по проведению занятий. Это такие, как:
Констатирующий
Формирующий
Контрольные эксперименты.
На констатирующем этапе дается анкета с целью проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.
На формирующем этапе проводится беседа на тему «Охрана природы».
Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы и учителя. Делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам помогут уроки не традиционной формы: например, игры На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел интересно. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно же, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.
На контрольном этапе дается анкета. Анкета проводится в двух классах. По результатам анкеты видно, что в экспериментальном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном, за счет перечисленных методов и приемов обучения.
Целью опытно-экспериментального исследования является апробирование педагогических условий экологического воспитания младших школьников.
Исследование было проведено в 3 этапа.
На I этапе (констатирующем) была проведена диагностика экологической культуры младших школьников.
На II этапе (формирующем) была разработана и апробирована программа экологического воспитания младших школьников во внеурочное время.
На III этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика экологической культуры младших школьников.
В эксперименте приняли участие 30 учащихся 3 классов МОБУ СОШ №9 города Бирска РБ.
Для диагностики уровня сформированности экологических знаний, выявления сформированности умений, отношений у учащихся к окружающему миру нами были использованы следующие методики.
Методика 1 «Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся.
Перечень вопросов:
1. Выбери верное высказывание:
а. природа – то, что создано человеком;
б. природа – то, что нас окружает и не создано человеком;
в. природа – это растения и животные;
г. природа – это водоѐмы, звѐзды, растения и животные.
2. Укажи группу, в которой перечислены объекты живой природы:
а. звѐзды, вода, гора;
б. подберѐзовик, песок, липа;
в. кошка, снегирь, скворечник ;
г. щука, астра, комар.
3. Укажи, что относится к неживой природе.
а. ромашка;
б. дуб;
в. солнце;
г. жаба.
4.Что называется явлениями природы?
а. случайные происшествия;
б.изменения, происходящие в природе ;
в.всѐ, что нас окружает;
г. погодные изменения.
5.Укажи группу, в которой перечислены явления в живой природе:
а. листопад, рост грибов, появление птенцов из яиц;
б.появление первых цветов, таяние снега, гроза;
в. рост травы, строительство дома, полѐт в космос
г.высыхание лужи, рождение щенка, составление букета.
6. Что такое погода?
а. дождь и снег;
б.сочетание облачности, температуры воздуха, осадков, ветра;
в.холодно на улице или тепло;
г.небо ясное или пасмурное
7. Что записывают со знаком"+"?
а. число градусов тепла;
б.плохой прогноз погоды;
в.число градусов холода;
г.хороший прогноз погоды.
8. Отметь группу, в которой перечислены осенние изменения в неживой природе:
а. ледоход, потепление, первая гроза;
б.похолодание, снегопад, туманы;
в.похолодание, затяжные дожди, ледостав.
9.Отметь, что не относится к осенним изменениям в живой природе:
а. листопад;
б.распускание почек на деревьях;
в.увядание травянистых растений;
г. исчезновение насекомых.
10. Укажи причину, по которой птицы улетают на юг:
а. стало холодно;
б.дни стали короче;
в.стало мало корма;
г.часто идут дожди.
11.Отметь группу, в которой перечислены перелѐтные птицы:
а. грач, журавль, скворец, ласточка;
б.гусь, дятел, стриж, поползень;
в. воробей, голубь, снегирь, ворона.
12. Сколько всего созвездий в зодиаке?
а.20; б.14; в.10; г.12
13. Укажи, какой минерал не входит в состав гранита:
а. слюда;
б.кварц;
в.соль;
г.полевой шпат.
14. Какая горная порода образована из остатков древних животных:
а. известняк;
б. гранит;
в. кремень;
г. железо.
15. Какой газ из состава воздуха используется для дыхания?
а. азот; б. природный газ; в. углекислый газ; г. кислород
16. Отметь пример связи между неживой и живой природой:
а. солнце согревает землю;
б. лиса ловит мышей;
в. олень пьѐт воду;
г.человек собирает грибы.
17. Отметь группу, в которой перечислены кустарники:
а. сирень, смородина, клѐн;
б. шиповник, орешник, малина;
в. одуванчик, берѐза, ежевика;
г. тополь, рябина, липа.
18. Отметь группу, в которой перечислены травянистые растения:
а. клевер, подорожник, василѐк, репейник;
б. ромашка, лопух, калина, ива;
в. крыжовник, осина, анютины глазки, колокольчик;
г. крапива, сирень, огурец, ель.
19. Какое животное относится к земноводным?
а. змея; б. крокодил; в. утка; г. жаба.
20. Какое животное относится к пресмыкающимся?
а. ящерица; б.лягушка; в.паук; г.тритон.
Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.
Низкий уровень – от 0 до 10 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.
Средний уровень – от 11 до 15 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.
Высокий уровень – от 16 до 20 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.
Методика 2. «Сформированность у младших школьников осознанного ценностного отношения к природе».
Порядок работы. Прочитайте высказывание и укажите вариант ответа (Да «+»; Нет «–»; Не знаю «о»).
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
4. Если увидишь пчелу, убей еѐ, она может укусить.
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнѐздах, вспугнѐшь животных.
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
9.Природа – это окружающая среда.
Оценочная шкала.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 бал, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
8 – 9 правильных ответов – высокий уровень
5 – 7 правильных ответов – средний уровень
1 – 3 правильных ответов – низкий уровень
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные вопросы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своѐ поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Методика 3. «Диагностика деятельностного компонента экологической воспитанности».
Процедура эксперимента: учащимся предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены графы «умения», «отношения» и даются вопросы, на которые они должны ответить.
Баллы | Умения | Отношения |
2 | Сделаю хорошо | нравится |
1 | Сделаю средне | безразлично |
0 | Не сделаю | не нравится |
Перечень вопросов:
1. ухаживать за животными.
2. помогать больным животным.
3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
4. помогать и защищать бездомных животных.
5. рисовать рисунки с изображением природы.
6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.
7. охранять природу.
8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.
9. следить за состоянием развития растений.
10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).
11. распространять растения.
12. наблюдать и изучать природу и природные явления.
13. помогать пернатым друзьям.
14. смотреть телепередачи о животных.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботиться о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.
Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.
Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.
Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний младших школьников. Результаты представили в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Уровень сформированности экологических знаний младших школьников
Уровень | Экспериментальная | группа | Контрольная | группа |
Кол-во | % соотношение | Кол-во | % соотношение | |
высокий | 3 чел. | 20% | 4 чел. | 26,70% |
средний | 9 чел. | 60% | 8 чел. | 53,30% |
низкий | 3 чел. | 20% | 3 чел. | 20% |
Нами выявлены три уровня сформированности экологических знаний у младших школьников экспериментальной и контрольной групп – высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень.
Учащиеся с низким уровнем (20% в экспериментальной группе и 26,7% – в контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире.
Учащиеся со средним уровнем (60% - в экспериментальной группе, 53,3% – в контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются усвоением закономерных связей, объектов, явлений, для них характерным является развитие обобщенности знаний об особенностях природного мира.
Учащиеся с высоким уровнем (по 20% – в экспериментальной и в контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.
Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности у младших школьников осознанного ценностного отношения к природе.
Результаты представили в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Уровень сформированности экологических знаний младших школьников
Уровень | Экспериментальная | группа | Контрольная | группа |
Кол-во | % соотношение | Кол-во | % соотношение | |
высокий | 3 чел. | 20% | 4 чел. | 26,70% |
средний | 8 чел. | 53,3% | 7чел. | 46,6% |
низкий | 4 чел. | 26,7% | 4 чел. | 26,7% |
Нами выявлены три уровня сформированности осознанного ценностного отношения к природе экспериментальной и контрольной групп – высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень.
Для учащихся с низким уровнем (20% в экспериментальной группе и 26,7% – в контрольной группе) характерно незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своѐ поведение, поступки в природе.
Для учащихся со средним уровнем (53,3% – в экспериментальной группе, 46,6% - в контрольной группе) характерно недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе.
Для учащихся с высоким уровнем (по 26,7% – в экспериментальной и в контрольной группе) характерно знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Они знают и выполняют нормы и правила поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности у младших школьников деятельностного компонента экологической воспитанности. Результаты представили в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Уровень сформированности деятельностного компонента экологической воспитанности
Уровень | Экспериментальная | группа | Контрольная | группа |
Кол-во | % соотношение | Кол-во | % соотношение | |
высокий | 3 чел. | 20% | 4 чел. | 26,70% |
средний | 7 чел. | 46,7% | 8 чел. | 53,3% |
низкий | 5 чел. | 33,3% | 3 чел. | 20 % |
Нами выявлены три уровня сформированности деятельностного компонента экологической воспитанности экспериментальной и контрольной групп – высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень.
Учащиеся с низким уровнем (33,3% в экспериментальной группе и 20% – в контрольной группе) не проявляют желания заботиться о животных и окружающей среде, познавательное отношение к растениям не развито. Данные школьники бережно относятся к животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.
Учащиеся со средним уровнем (46,6% – в экспериментальной группе, 53,3% - в контрольной группе) не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию младших школьников осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащѐн педагогический процесс, уровень экологических знаний, ценностного отношения к природе младших школьников низкий и средний, исходя из этого перед нами встала задача разработать программу экологического кружка, направленного на повышение уровня сформированности экологических знании, ценностного отношения и поведения младших школьников.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 2439.