Диагностика уровня сформированности экологической воспитанности младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По признанию ряда ученых, в отношении экологического воспитания младших школьников, выявили три направления по проведению занятий. Это такие, как:

Констатирующий

Формирующий

Контрольные эксперименты.

На констатирующем этапе дается анкета с целью проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.

На формирующем этапе проводится беседа на тему «Охрана природы».

Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы и учителя. Делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам помогут уроки не традиционной формы: например, игры На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел интересно. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно же, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

На контрольном этапе дается анкета. Анкета проводится в двух классах. По результатам анкеты видно, что в экспериментальном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном, за счет перечисленных методов и приемов обучения.

Целью опытно-экспериментального исследования является апробирование педагогических условий экологического воспитания младших школьников.

Исследование было проведено в 3 этапа.

 На I этапе (констатирующем) была проведена диагностика экологической культуры младших школьников.

 На  II этапе (формирующем) была разработана и апробирована программа экологического воспитания младших школьников во внеурочное время.

 На III этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика экологической культуры младших школьников.

 В эксперименте приняли участие 30 учащихся 3 классов МОБУ СОШ №9 города Бирска  РБ.

Для диагностики уровня сформированности экологических знаний, выявления сформированности умений, отношений у учащихся к окружающему миру нами были использованы следующие методики.

Методика 1 «Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся.

 Перечень вопросов:

1. Выбери верное высказывание:

а. природа – то, что создано человеком;

б. природа – то, что нас окружает и не создано человеком;

в. природа – это растения и животные;

г. природа – это водоѐмы, звѐзды, растения и животные.

2. Укажи группу, в которой перечислены объекты живой природы:

а. звѐзды, вода, гора;

б. подберѐзовик, песок, липа;

в. кошка, снегирь, скворечник ;

г. щука, астра, комар.

3. Укажи, что относится к неживой природе.

а. ромашка;

б. дуб;

в. солнце;

г. жаба.

4.Что называется явлениями природы?

а. случайные происшествия;

б.изменения, происходящие в природе ;

в.всѐ, что нас окружает;

г. погодные изменения.

5.Укажи группу, в которой перечислены явления в живой природе:

а. листопад, рост грибов, появление птенцов из яиц;

б.появление первых цветов, таяние снега, гроза;

в. рост травы, строительство дома, полѐт в космос

г.высыхание лужи, рождение щенка, составление букета.

6. Что такое погода?

а. дождь и снег;

б.сочетание облачности, температуры воздуха, осадков, ветра;

в.холодно на улице или тепло;

г.небо ясное или пасмурное

7. Что записывают со знаком"+"?

а. число градусов тепла;

б.плохой прогноз погоды;

в.число градусов холода;

г.хороший прогноз погоды.

8. Отметь группу, в которой перечислены осенние изменения в неживой природе:

а. ледоход, потепление, первая гроза;

б.похолодание, снегопад, туманы;

в.похолодание, затяжные дожди, ледостав.

9.Отметь, что не относится к осенним изменениям в живой природе:

а. листопад;

б.распускание почек на деревьях;

в.увядание травянистых растений;

г. исчезновение насекомых.

10. Укажи причину, по которой птицы улетают на юг:

а. стало холодно;

б.дни стали короче;

в.стало мало корма;

г.часто идут дожди.

11.Отметь группу, в которой перечислены перелѐтные птицы:

а. грач, журавль, скворец, ласточка;

б.гусь, дятел, стриж, поползень;

в. воробей, голубь, снегирь, ворона.

12. Сколько всего созвездий в зодиаке?

а.20; б.14; в.10; г.12

13. Укажи, какой минерал не входит в состав гранита:

а. слюда;

б.кварц;

в.соль;

г.полевой шпат.

14. Какая горная порода образована из остатков древних животных:

а. известняк;

б. гранит;

в. кремень;

г. железо.

15. Какой газ из состава воздуха используется для дыхания?

а. азот;  б. природный газ; в. углекислый газ; г. кислород

16. Отметь пример связи между неживой и живой природой:

а. солнце согревает землю;

б. лиса ловит мышей;

в. олень пьѐт воду;

г.человек собирает грибы.

17. Отметь группу, в которой перечислены кустарники:

а. сирень, смородина, клѐн;

б. шиповник, орешник, малина;

в. одуванчик, берѐза, ежевика;

г. тополь, рябина, липа.

18. Отметь группу, в которой перечислены травянистые растения:

а. клевер, подорожник, василѐк, репейник;

б. ромашка, лопух, калина, ива;

в. крыжовник, осина, анютины глазки, колокольчик;

г. крапива, сирень, огурец, ель.

19. Какое животное относится к земноводным?

 а. змея; б. крокодил; в. утка; г. жаба.

 20. Какое животное относится к пресмыкающимся?

а. ящерица; б.лягушка; в.паук; г.тритон.

 Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.

Низкий уровень – от 0 до 10 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

Средний уровень – от 11 до 15 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

Высокий уровень – от 16 до 20 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Методика 2. «Сформированность у младших школьников осознанного ценностного отношения к природе».

 Порядок работы. Прочитайте высказывание и укажите вариант ответа (Да «+»; Нет «–»; Не знаю «о»).

 1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку

2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

4. Если увидишь пчелу, убей еѐ, она может укусить.

5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнѐздах, вспугнѐшь животных.

6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

9.Природа – это окружающая среда.

Оценочная шкала.

Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 бал, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:

8 – 9 правильных ответов – высокий уровень

5 – 7 правильных ответов – средний уровень

1 – 3 правильных ответов – низкий уровень

 Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные вопросы на все вопросы анкеты.

 Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своѐ поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.

 Методика 3. «Диагностика деятельностного компонента экологической воспитанности».

Процедура эксперимента: учащимся предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены графы «умения», «отношения» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Баллы Умения Отношения
2 Сделаю хорошо нравится
1 Сделаю средне безразлично
0 Не сделаю не нравится

 

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

 13. помогать пернатым друзьям.

 14. смотреть телепередачи о животных.

 Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботиться о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

 Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

 Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний младших школьников. Результаты представили в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Уровень сформированности экологических знаний младших школьников

Уровень   Экспериментальная  группа   Контрольная    группа
  Кол-во   % соотношение   Кол-во   % соотношение  
высокий 3 чел. 20% 4 чел.   26,70%  
средний 9 чел. 60% 8 чел. 53,30%
низкий 3 чел. 20% 3 чел. 20%

 

Нами выявлены три уровня сформированности экологических знаний у младших школьников экспериментальной и контрольной групп – высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень.

Учащиеся с низким уровнем (20% в экспериментальной группе и 26,7% – в  контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире.

Учащиеся со средним уровнем (60% - в экспериментальной группе, 53,3% – в контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются усвоением закономерных связей, объектов, явлений, для них характерным является развитие обобщенности знаний об особенностях природного мира.

Учащиеся с высоким уровнем (по 20% – в экспериментальной и в контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности у младших школьников осознанного ценностного отношения к природе.

Результаты представили в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Уровень сформированности экологических знаний младших школьников

Уровень   Экспериментальная  группа   Контрольная    группа
  Кол-во   % соотношение   Кол-во   % соотношение  
высокий 3 чел. 20% 4 чел.   26,70%  
средний 8 чел. 53,3% 7чел. 46,6%
низкий 4 чел. 26,7% 4 чел. 26,7%

 

                                               

Нами выявлены три уровня сформированности осознанного ценностного отношения к природе экспериментальной и контрольной групп – высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень.

Для учащихся с низким уровнем (20% в экспериментальной группе и 26,7% – в контрольной группе) характерно незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своѐ поведение, поступки в природе.

Для учащихся со средним уровнем (53,3% – в экспериментальной группе, 46,6% - в контрольной группе) характерно недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе.

Для учащихся с высоким уровнем (по 26,7% – в экспериментальной и в контрольной группе) характерно знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Они знают и выполняют нормы и правила поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.

Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности у младших школьников деятельностного компонента экологической воспитанности. Результаты представили в таблице 2.3.

Таблица 2.3

 

Уровень сформированности деятельностного компонента экологической воспитанности

  Уровень   Экспериментальная  группа   Контрольная    группа
  Кол-во   % соотношение   Кол-во   % соотношение  
высокий 3 чел. 20% 4 чел.   26,70%  
средний 7 чел. 46,7% 8 чел. 53,3%
низкий 5 чел. 33,3% 3 чел. 20 %

 

 

Нами выявлены три уровня сформированности деятельностного компонента экологической воспитанности экспериментальной и контрольной групп – высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень.

Учащиеся с низким уровнем (33,3% в экспериментальной группе и 20% – в контрольной группе) не проявляют желания заботиться о животных и окружающей среде, познавательное отношение к растениям не развито. Данные школьники бережно относятся к животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.

 Учащиеся со средним уровнем (46,6% – в экспериментальной группе, 53,3% - в контрольной группе) не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию младших школьников осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащѐн педагогический процесс, уровень экологических знаний, ценностного отношения к природе младших школьников низкий и средний, исходя из этого перед нами встала задача разработать программу экологического кружка, направленного на повышение уровня сформированности экологических знании, ценностного отношения и поведения младших школьников.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 2439.