РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КОЛЛЕДЖ

 

 

                                                       

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по естествознанию

 

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

                                                                  Выполнила: студентка 3 курса ЗФО

                                                                  направление подготовки:   

                                                                  44.02.05 «Коррекционная  

                                                                  педагогика  в начальном     

                                                                  образовании» Полюдова Валерия Олеговна

 

Допущена к защите в ГЭК и

проверена на объем заимствования:

 

Заведующий кафедрой                                         Руководитель д.пед.н.,профессор                                                к.пед.н., доцент

___________/                                                            ____________/

«___»____________2019 г.                                     «___»____________2019 г.

Бирск -2019

                                            

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………………………………. 5

1.1 Экологическое воспитание учащихся в начальной школе ………………….5

1.2. Роль экологического воспитания учащихся в педагогическом процессе начальной школы…………………………………………………………………..10

ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..…….…16

2.1 Диагностика уровня сформированности экологической воспитанности младших школьников………………………………………………………………16

2.2.Опыт исследования применения развивающих игр на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………….27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимосвязи с человеком не нова, она имела место всегда. Но сейчас в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень строгой и приняла огромные масштабы.

Главная проблема, которую решить просто необходимо – это воздействие на сознание людей, чтобы произошел, наконец, переход от упрощенного понимания взаимодействия общества и природы к более адекватному пониманию.

Если же в ближайшее время люди не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого нужно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Роль экологического воспитания в начальной школе»

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.

Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

В качестве объекта исследования мы рассмотрим процесс экологического воспитания в начальной школе. Предмет нашего  исследования: методы и способы осуществления экологического воспитания в начальной школе.

Целью данной работы было выяснение роли и задач экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике . Для достижения цели ставились следующие задачи:

- проанализировать проблемы экологического воспитания учащихся в педагогической теории и практике

- определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания в начальной школе

-дать методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания младших школьников.

Методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ научно-методической литературы; обобщение и систематизация теоретических аспектов исследования.

 

 

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, мы в своей работе убедились, что экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.

Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Для успешного процесса экологического воспитания учащихся младшей школы, используются разные методики и направления. И происходит это потому, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Также нами была представлена общая характеристика методов диагностики экологической воспитанности младших школьников, таких как беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, непосредственно диагностика. Все эти методы исследования позволяют выявить уровень экологической воспитанности и наметить дальнейшие тенденции в развитии этого качества личности.

Актуальность проблемы исследования позволила нам предложить методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания младших школьников. К таки рекомендациям относятся: проведение уроков-праздников, экологических дискуссий, ролевых игр, тематических уроков, конкурсов, викторин, особое место следует уделить экскурсиям, также целесообразно внедрять разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся, такие как: открытые уроки для родителей, уроки-соревнования (когда соревнуются между собой команда родителей и детей), родительские собрания.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая, исследовательская работа.

Основными условиями ее являются:

Первое условие: взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию.

Второе условие: организация проектной и исследовательской деятельности.

Третье условие: осуществление личностно-ориентированного подхода по учету интересов и возможностей каждого ребенка, степень его участия в проектной группе.

Так, теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина. – М.: Владос, 2012.

2.Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. 2009

3. Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. //Начальная школа.2013.

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. //Начальная школа. 2012.

5.Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников. –М., 2009.

 6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. - М., 2010.

 7.Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. А.А.Плешаков. – 3–е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.

8. Моисеева, Л.В.Диагностические методики в системе экологического

образования: Книга для учителя / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2012.

9. Молодцова З.В. Экология в начальных классах. //Начальная школа. 2012.№4.

10.Плешаков А.А., Окружающий мир, 1 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях.–М. «Просвещение», 2012.

11.Плешаков А.А., Окружающий мир, 2 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях.–М. «Просвещение», 2012.

12.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.,2010.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КОЛЛЕДЖ

 

 

                                                       

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по естествознанию

 

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

                                                                  Выполнила: студентка 3 курса ЗФО

                                                                  направление подготовки:   

                                                                  44.02.05 «Коррекционная  

                                                                  педагогика  в начальном     

                                                                  образовании» Полюдова Валерия Олеговна

 

Допущена к защите в ГЭК и

проверена на объем заимствования:

 

Заведующий кафедрой                                         Руководитель д.пед.н.,профессор                                                к.пед.н., доцент

___________/                                                            ____________/

«___»____________2019 г.                                     «___»____________2019 г.

Бирск -2019

                                            

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………………………………. 5

1.1 Экологическое воспитание учащихся в начальной школе ………………….5

1.2. Роль экологического воспитания учащихся в педагогическом процессе начальной школы…………………………………………………………………..10

ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..…….…16

2.1 Диагностика уровня сформированности экологической воспитанности младших школьников………………………………………………………………16

2.2.Опыт исследования применения развивающих игр на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………….27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимосвязи с человеком не нова, она имела место всегда. Но сейчас в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень строгой и приняла огромные масштабы.

Главная проблема, которую решить просто необходимо – это воздействие на сознание людей, чтобы произошел, наконец, переход от упрощенного понимания взаимодействия общества и природы к более адекватному пониманию.

Если же в ближайшее время люди не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого нужно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Роль экологического воспитания в начальной школе»

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.

Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

В качестве объекта исследования мы рассмотрим процесс экологического воспитания в начальной школе. Предмет нашего  исследования: методы и способы осуществления экологического воспитания в начальной школе.

Целью данной работы было выяснение роли и задач экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике . Для достижения цели ставились следующие задачи:

- проанализировать проблемы экологического воспитания учащихся в педагогической теории и практике

- определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания в начальной школе

-дать методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания младших школьников.

Методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ научно-методической литературы; обобщение и систематизация теоретических аспектов исследования.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.