В русском языке термин «инновация» означает буквальное прочтение английского слова innovation или немецкого Innovatiotionen, перевод которого обычно приводится как нововведение. Например, В. Даль в «Толковом словаре» определял нововведение как введение новизны.
Термин «инновация» в экономике был впервые предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
В проекте закона РФ от 07.05.97 «Об инновационной деятельности и инновационной политике в Российской Федерации» приведено следующее определение: «Инновация (нововведение) - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества». В более позднем проекте закона, доработанного в 1998 г., определение изменяется: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация - продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс)».
Интересное, на наш взгляд, определение «инновации» приводит П. Друкер: «Инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придадут новые очертания экономике данного бизнеса». Далее П. Друкер поясняет: «Инновация - это не изобретение и не открытие. Хотя и то и другое может иногда потребоваться. Но она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе - на экономической эффективности. Ее сущность скорее концептуального характера, чем технического или научного». Из приведенных выше определений можно заключить, что понятие «инновация» охватывает практически все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или процессную составляющие. Технологическая инновация включает в себя несколько типов, один из которых - продуктовая инновация, охватывающая внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. В литературе можно найти следующие критерии классификации инноваций:
- по предметно-содержательной структуре;
- по назначению;
- по факторам общественного производства;
- по уровню разработки и распространения;
- по новизне;
- по сферам разработки и применению;
- по происхождению;
- по инновационному потенциалу;
- по этапам жизненного цикла и длительности.[1]
Такая классификация наиболее полно отражает все многообразие инноваций, но для определения сферы действия инноваций ее сложно применить. Поэтому, рассматривая «инновацию» как коммерциализацию чего-то нового, можно выделить следующие составляющие:
- Т (technology) - новая технология;
- A (application) - новое приложение в форме новых товаров, услуг или процессов;
- М (market) - новый рынок или рыночный сегмент;
- О (organization) - новая организационная форма или новый подход к менеджменту.
Таким образом, любой инновации присущ, по крайней мере, один из следующих аспектов:
- технологический;
- прикладной;
- рыночного сегментирования или группирования потребителей.
Приведенный выше пример показывает, как связаны рынки с организационными достижениями, технологией и ее непосредственным применением. Отметим тот факт, что фактически прямой зависимости между технологиями и приложениями, между приложениями и рынками, между рынками и (внешними или внутренними) организационными структурами, между внешними и внутренними организационными структурами и технологией нет. Тем не менее, эти четыре координаты косвенно зависят друг от друга, например, определенная технология имеет ограниченное число приложений.[2]
Таким образом, инновация может быть результатом внедрения новой технологии, использования нового приложения, разработки новых рынков или применения новых организационных форм. В большинстве случаев это комбинация множества факторов, которые вводятся как одновременно, так и последовательно. Поэтому инновация - не изолированное событие, а скорее цепь последовательных превращений, состоящая из серии событий. Поэтому при анализе инновации трудно уловить момент, когда данная инновация точно появилась, или установить единственную верную причину инновации.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 158.