План
1. Введение
2. Действие уголовного закона в пространстве
2.1 Территориальный принцип действия уголовного закона
2.2 Принцип гражданства и универсальный принцип действия уголовного закона
2.3 Правовые последствия осуждения лица за пределами Украины
2.4 Выдача лица
3 Действие уголовного закона во времени
3.1 Принцип действия закона
3.2 Понятие времени совершения преступления
4 Вывод
5 Использованная литература
Вступление
Наиболее острой формой реагирования на противоправное поведение человека является применение уголовного права и связанное с этим ограничение прав и свобод человека. Поэтому тема «Действие Закона об уголовной ответственности в пространстве и времени" очень важна. И прежде всего потому, что поднимает вопрос применения закона. Закона, который определяет наказание, общественную опасность того или иного лица. Действие закона в пространстве и времени достаточно разработан институтом уголовного права. Однако до сегодня существуют вопросы полной мере противоречивые, в частности вопросы определения мягкости санкции нового закона о санкциях старого закона по верхнему или по нижней границе санкции.
Вопрос применения силы закона во времени и пространстве в отношении преступлений против собственности разработано мало, хотя категория преступлений против собственности и является одной из самых «популярных» (по частоте совершения) категорий преступлений. В прошлом году почти 60% совершенных преступлений причинили имущественный вред гражданам. Вопросы, связанные с преступлениями, особенно против собственности, являются важными через частоту совершения преступлений данной категории, большого объема имущественных потерь и, соответственно, частоты применения правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений против собственности.
Ошибочное применение закона об уголовной ответственности может привести к ошибкам в уголовном процессе и ложном наказании невиновных.
На первый взгляд, не должно возникать трудностей в оценке недавно принятого Уголовного кодекса - отменяет он ответственность или вводит ее, на которую территориюю и на каких лиц распространяется. Но на практике может возникнуть ряд проблем.
Опыт предыдущих лет, да и самого последнего времени свидетельствует, что в связи с принятием новых законов перед органами дознания, следствия, прокуратуры и судами нередко встают сложные вопросы квалификации и назначения наказания за деяния, которые произошли во время действия старого закона, совершенные вне пределами территории Украины, а также вопросы связанные с экстрадицией лиц, совершив преступление.
Например, вступление в силу с 1 января текущего года Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22 мая 2003 № 889-IV (889-15), который вводит налоговые социальные льготы, виды и размер которых определяется ст. 6 этого Закона, поставил под сомнение вопрос: является ли то или иное деяние, совершенное после 1 января 2004, наказуемым в уголовном или административном порядке если соответствующим законом наступления ответственности или квалификация обусловлены определенным количеством необлагаемых минимумов доходов граждан? Ведь необходимо будет исходить не из 17 гривен, а из размера налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона (889-15) для соответствующего года (с учетом пункта 22.4 Закона).
При обсуждении проекта УКУ в Верховной раде ряд народных депутатов, в том числе бывший Генеральный прокурор Украины Г. Васильев, настаивали на такой формулировке части первой статьи 5 ККУ: "Законы и другие нормативно-правовые акты, отменяющие преступность деяния, смягчают наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такими актами законодательства в силу, а также на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Однако указанная поправка была отклонена со ссылкой на то, что никакие законы и другие нормативно-правовые акты, кроме уголовного закона, не могут отменять преступность деяния, смягчать наказания и иным образом улучшать положение лица. К сожалению, парламентское большинство не учла фактических реалий: Кабинет Министров Украины не имея какой-либо ответственности может тянуть неопределенно долго с представлением законопроектов о внесении изменений в уголовный закон. А учитывая, что налоговая социальная льгота будет ежегодно увеличиваться до 2007 г., неучет этого факта в уголовном законе есть более возмутительным.
Выдача лица
Часть 1 ст. 10 конкретизирует положение ст. 25 Конституции Украины, согласно которому гражданин Украины не может быть выдан другому государству при каких обстоятельствах, в т.ч. в случае совершения им преступления за пределами Украины, а также распространяет его на лиц без гражданства, постоянно проживающие в Украине, если ожидаемым следствием выдачи последних является привлечение их к уголовной ответственности и предания суду. В случае совершения преступления за пределами Украины лицом без гражданства, постоянно проживающий в Украине, она может быть выдана иностранному государству для осуществления относительно нее других принудительных мер, кроме привлечения к уголовной ответственности и предания суду.
При определении понятия "совершение преступления за пределами Украины" следует учитывать, что преступление считается совершенным на территории Украины, если оно было начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины, или если его исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины ( см. комментарий к ст. 6).
Из норм ч. ч. 2 и 3 ст. 10 следует, что:
1) иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осуждены за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания государству (в случае двойного гражданства - одной из соответствующих государств, гражданами которого они не являются;
2) указанные иностранцы не могут быть переданы для отбывания наказания государству, гражданами которого они являются, если такая передача не предусмотрена международными договорами Украины;
3) лица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, совершившие преступления на территории Украины и осуждены за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания другому государству, если иное прямо не предусмотрено международным договором, участниками которого являются Украина и соответствующее государство;.
4) иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, которые совершили преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они не осуждены за них на основании УК Украины, могут быть выданы любому иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду, если такая выдача предусмотрена международными договорами Украины. Привлечение их ко ответственности по УК Украины не исключается, если их выдача не предусмотрена международными договорами Украины;
5) иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, которые совершили преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они осуждены за них на основании УК Украины, могут быть переданы любой иностранному государству для отбывания наказания, если такая передача предусмотрена международными договорами Украины.
Условие о том, что передача должна быть предусмотрена международным договором, означает, что в отсутствие такого многостороннего или двустороннего договора передача состояться не может (вопрос о передаче не может быть решен и в дипломатическом порядке), и включает в себя другие, дополнительные условия. При этом условия, при которых лицо может быть выдано другому государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду, и условия, при которых лицо может быть передана другому государству для отбывания наказания, обычно несколько разными. Кроме того, различными могут быть и дополнительные условия выдачи или передачи, определенные тем или иным международным договором Украины.
Так, согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам лицо может быть выдано только за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Сторон тянут наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или другое более тяжкое наказания, а передано для отбывания наказания - если он лишен свободы на срок не менее шести месяцев или к ней применено более тяжкое наказание. Согласно условиям, определенных Европейской конвенцией о передаче осужденных лиц, лицо может быть передано другому государству для отбывания наказания, если: а) это лицо является гражданином государства исполнения приговора; б) приговор является окончательным; в) на время получения запроса о передаче приговорена лицо имеет отбывать наказание Как правило протяжении как минимум шести месяцев или если ей вынесен приговор к заключению на неопределенный срок; г) на передачу согласна приговорена лицо или, с учетом его возраста или физического или психического состояния, - его законный представитель д) деяния, на основании которого был вынесен приговор, является преступлением по законодательству государства исполнения приговора; е) государство вынесения приговора и государство исполнения приговора согласны на передачу осужденного лица.
Несколько иные условия выдачи предусмотренные Европейской конвенцией о выдаче правонарушителей и Дополнительными протоколами к ней. Так, выдача не осуществляется, если преступление, в связи с которым оно запрашивается, рассматривается как: а) политический связан с политическим, а так же обычный, если есть достаточные основания полагать, что запрос на выдачу сделано с целью преследования или наказание лица на основании его расы, религии, национальной принадлежности или политических убеждений. К политическим преступлениям не относятся: убийство или покушение на убийство главы государства или члена его семьи; преступления против человечества, указанные в Конвенции о предупреждении преступлений, нового геноцида и наказании за него; преступления, перечисленные в ст. 50 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, ст. 51 Конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, ст. 147 Конвенции о защите гражданского населения во время войны; любые нарушения законов и обычаев войны, кроме тех, которые предусмотрены в указанных положениях Женевских конвенций; б) военный (если он не является преступлением по обычному уголовному праву При этом выдаче за совершение общеуголовных преступлений, также являются военными преступлениями, может быть осуществлено Украиной только при условии, если лицо, выдача которого запрашивается, не будет подвергнут уголовному преследованию за военным правом или законом) в) финансовый (связанное с налогами, сборами, пошлинами и валютой.
Согласившись с определениями политических, военных и финансовых преступлений, Украина Законом о ратификации данной Конвенции и Протоколов к ней оставила за собой право решать в каждом отдельном деле, удовлетворять или не удовлетворять запрос об экстрадиции, а также обязалась осуществлять выдачу только тех лиц, совершивших преступления, наказываются лишением свободы на срок не менее одного года или более суровым наказанием. Украина может отказать в выдаче иностранца и учитывая, что по ее законодательству преступление считается частично совершенным на ее территории (см. ст. 6 УК, статьи 7 Конвенции. Указанным Конвенцией предусмотрены и другие обстоятельства, которые могут помешать такой выдачи.
Согласно Договору между Украиной и Китайской Народной Республикой об экстрадиции передача не может состояться, если: а) деяние не подпадает под понятие "преступление" согласно законодательству хотя бы одной из Сторон, б) за совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы ( согласно законодательству Украины, или тюремного заключения (согласно законодательством Китая) на срок менее года или более мягкое наказание в) до окончания назначенного срока наказания остается менее шести месяцев; г) лицу предоставлено убежище согласно законодательством Украины или если уголовное дело согласно законодательству Украины в данном случае нарушается лишь при частной жалобе потерпевшего и т.д. Кроме того, в выдаче может быть отказано по другим основаниям (например, учитывая характер преступления, возраст, состояние здоровья и другие личностные характеристики лица, выдача которого требуется).
Как правило, все международные договоры, касающиеся выдачи, участниками которых является Украина, основываются на принципах, согласно которым в частности: 1) преступление, за совершение которого требуется выдача, должно признаваться преступлением и по законам местонахождения виновное лицо (принцип тождественности ; 2) если по законам государства, которая требует выдачи, за это преступление предусмотрено смертную казнь, это государство
предоставляет гарантии ее применения к указанного лица; 3) если требование о выдаче имеет целью привлечения лица к уголовной ответственности, государство, которое требует выдачи, должна предоставить доказательства совершения преступления; 4) передача осужденного для отбывания наказания возможна лишь после вступления в законную силу приговора суда . Следовательно, нормативными основаниями выдачи (передачи, экстрадиции) преступника, кроме ст. 10 УК, является многосторонние и двусторонние соглашения: 1) о выдаче правонарушителей и о передаче осужденных лиц; 2) правовой помощи по уголовным делам, а также 3) отдельные положения соответствующих соглашений о борьбе с отдельными видами преступлений. Кроме перечисленных ниже международных соглашений, заключенных Украиной, юридическую силу, согласно ст. 7 Закона Украины "О правопреемстве Украины", сохраняют соглашения, заключенные СССР с Венгрией, Финляндской Республикой, Австрийской Республикой, Алжиром, Республикой Кипр.
В случае, если иностранец или лицо без гражданства, постоянно не проживает в Украине, совершившие преступления на территории нескольких государств, вопрос о выдаче их одной из них решается дипломатическим путем на основе международных договоров Украины. При этом обязательным условием выдачи обычно является то, что виновный должен нести ответственность за все совершенные им преступления, независимо от того, на территории какого государства они совершены.
Согласно Конституции Украины иностранцам и лицам без гражданства, в т.ч. тем, совершивших преступления за пределами Украины и находятся на ее территории ,по решению Президента Украины может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом. Но соответствующий закон еще не принят, что исключает возможность применения этой конституционной нормы.
Принцип действия закона
Согласно ст. 57 Конституции Украины каждому гарантируется право знать свои права и обязанности, а законы, определяющие нрав и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.
УК, бесспорно, является законом, определяющим права и обязанности граждан. В нем содержатся нормы, обязывающие граждан соблюдать определенные правила поведения в обществе, нормы, которые представляют собой гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина и т.д. Поэтому закон об уголовной ответственности, не доведенный до сведения населения в порядке, установленном законом, является недействительным.
Существование в законе принципа действия закона об уголовной ответственности во времени позволяет лицу, осознает, что она не нарушает существующих уголовно-правовых запретов, вести себя в обществе уверенно и свободно.
По общему правилу, закон об уголовной ответственности вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования. Соблюдение этого правила является важным, учитывая необходимость ознакомления субъектов соответствующих правоотношений с содержанием закона. Однако, как следует из ч. 1 ст. 4, в отдельных случаях уголовный закон может вступить в силу или позже чем через десять дней со дня его официального обнародования (что является целесообразным в случаях принятия нового УК или существенных изменений и дополнений в него) - с конкретной даты или с момента общественной события, или со дня его опубликования (что может допускаться в случаях принятия незначительных изменений в УК. При этом под опубликованием закона об уголовной ответственности надо понимать опубликование его в официальном печатном издании.
Согласно Конституции Украины законы подлежат официальному опубликованию сразу после подписания их Президентом Украины. Официальное обнародование законов Украины осуществляется путем их опубликования в таких печатных изданиях, как газеты "Голос Украины" и "Урядовий курьер", а также журналы "Ведомости Верховной Рады Украины" и "Официальный вестник Украины" (об источниках официального опубликования ратифицированных международных договоров Украины см. комментарий к ст. 3). Другие формы официального обнародования законодательством Украины не установлено. Днем официального обнародования следует считать дату первого опубликования закона хотя бы в одном из указанных изданий. В отличие от официального, неофициальное обнародования может осуществляться через другие, кроме указанных выше, средства массовой информации, но дата такого обнародования не влияет на момент вступления в силу закона.
Согласно ст. 68 Конституции Украины незнание законов не освобождает от юридической ответственности. Установка правила, согласно которому закон об уголовной ответственности не является действующим ранее дня его официального опубликования, является гарантией презумпции знания гражданами содержания такого закона. Однако такая презумпция означает, что знание гражданином содержания официально опубликованного закона признается лишь тогда, если не доказано обратное. Иными словами, если лицо по причинам, не зависящим от его воли, не знала и, с учетом определенных обстоятельств, реально не могла знать о существовании закона, предусматривающего ответственность за то или иное деяние, не осознавало противоправности совершенному ею деяния, то она не должна привлекаться к ответственности за его совершение.
Вывод
В данной работе рассмотрены вопросы, связанные применением уголовного закона в пространстве и времени, на основе действующих законов, международных конвенций и цены.
Подытоживая проведенную работу, можно с уверенностью сказать, что отдельные на первый взгляд темы на самом деле сильно связаны между собой.
Действие закона во время и неотрывно с его действие в пространстве, так как даже само определение понятия закона обозначает зависимость его распространения на время и место действия, а также на лиц, находящихся в пространстве силу закону. Даже всякие исключения в законах, по отдельным отраслям права, оказываются при более близком рассмотрении настолько тесно связанными, что невозможно с уверенностью определить, где действие закона относится к пространству, а где до времени или определенного круга лиц. Поэтому юристам, законодателям очень важно уметь четко определять эти характеристики, чтобы предотвратить недопустимые ошибки.
Использованы Законы и литература
1. Конституция Украины
2. Закон Украины "О гражданстве Украины" в редакции от 18 января 2001
3. Закон Украины "О беженцах" в редакции от 21 июня 2001
4. Уголовный Кодекс Украины от 05.04.2001 года
5.Научно-практичный комментарий Уголовного Кодекса Украины, Мельник М.І., Киев, Каннон, 2001
[1] Конституция Украины
План
1. Введение
2. Действие уголовного закона в пространстве
2.1 Территориальный принцип действия уголовного закона
2.2 Принцип гражданства и универсальный принцип действия уголовного закона
2.3 Правовые последствия осуждения лица за пределами Украины
2.4 Выдача лица
3 Действие уголовного закона во времени
3.1 Принцип действия закона
3.2 Понятие времени совершения преступления
4 Вывод
5 Использованная литература
Вступление
Наиболее острой формой реагирования на противоправное поведение человека является применение уголовного права и связанное с этим ограничение прав и свобод человека. Поэтому тема «Действие Закона об уголовной ответственности в пространстве и времени" очень важна. И прежде всего потому, что поднимает вопрос применения закона. Закона, который определяет наказание, общественную опасность того или иного лица. Действие закона в пространстве и времени достаточно разработан институтом уголовного права. Однако до сегодня существуют вопросы полной мере противоречивые, в частности вопросы определения мягкости санкции нового закона о санкциях старого закона по верхнему или по нижней границе санкции.
Вопрос применения силы закона во времени и пространстве в отношении преступлений против собственности разработано мало, хотя категория преступлений против собственности и является одной из самых «популярных» (по частоте совершения) категорий преступлений. В прошлом году почти 60% совершенных преступлений причинили имущественный вред гражданам. Вопросы, связанные с преступлениями, особенно против собственности, являются важными через частоту совершения преступлений данной категории, большого объема имущественных потерь и, соответственно, частоты применения правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений против собственности.
Ошибочное применение закона об уголовной ответственности может привести к ошибкам в уголовном процессе и ложном наказании невиновных.
На первый взгляд, не должно возникать трудностей в оценке недавно принятого Уголовного кодекса - отменяет он ответственность или вводит ее, на которую территориюю и на каких лиц распространяется. Но на практике может возникнуть ряд проблем.
Опыт предыдущих лет, да и самого последнего времени свидетельствует, что в связи с принятием новых законов перед органами дознания, следствия, прокуратуры и судами нередко встают сложные вопросы квалификации и назначения наказания за деяния, которые произошли во время действия старого закона, совершенные вне пределами территории Украины, а также вопросы связанные с экстрадицией лиц, совершив преступление.
Например, вступление в силу с 1 января текущего года Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22 мая 2003 № 889-IV (889-15), который вводит налоговые социальные льготы, виды и размер которых определяется ст. 6 этого Закона, поставил под сомнение вопрос: является ли то или иное деяние, совершенное после 1 января 2004, наказуемым в уголовном или административном порядке если соответствующим законом наступления ответственности или квалификация обусловлены определенным количеством необлагаемых минимумов доходов граждан? Ведь необходимо будет исходить не из 17 гривен, а из размера налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона (889-15) для соответствующего года (с учетом пункта 22.4 Закона).
При обсуждении проекта УКУ в Верховной раде ряд народных депутатов, в том числе бывший Генеральный прокурор Украины Г. Васильев, настаивали на такой формулировке части первой статьи 5 ККУ: "Законы и другие нормативно-правовые акты, отменяющие преступность деяния, смягчают наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такими актами законодательства в силу, а также на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Однако указанная поправка была отклонена со ссылкой на то, что никакие законы и другие нормативно-правовые акты, кроме уголовного закона, не могут отменять преступность деяния, смягчать наказания и иным образом улучшать положение лица. К сожалению, парламентское большинство не учла фактических реалий: Кабинет Министров Украины не имея какой-либо ответственности может тянуть неопределенно долго с представлением законопроектов о внесении изменений в уголовный закон. А учитывая, что налоговая социальная льгота будет ежегодно увеличиваться до 2007 г., неучет этого факта в уголовном законе есть более возмутительным.
Действие уголовн ого закон а в пространстве.
Пространственная юрисдикция означает распространение уголовного закона Украины в пределах определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Пространственная юрисдикция (ст.6-8) уголовного закона основывается на 3 основных принципах: территориальном, национальном и универсальном. Территориальный принцип (ч.1-3 ст.6) регламентирует действие уголовного закона на территории Украины. Исключением из территориального принципа является принцип дипломатического иммунитета (ч.4 ст.6). Он предусматривает, что уголовно-правовая юрисдикция Украины не распространяется на лиц, имеющих дипломатический иммунитет, но сохраняется относительно совершенных ими в Украине преступлений. Поэтому к ответственности за эти преступления они привлекаются в государстве, является представляемым. Национальный принцип (принцип гражданства), которое предусмотрено ч.1 ст.7, регламентирует действие уголовного закона в отношении деяний, совершенных за пределами Украины ее гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающих в Украине. Универсальный принцип (ст.8) предусматривает распространения действия уголовного закона Украины отношении деяний, совершенных за пределами Украины иностранными гражданами, в случаях, предусмотренных международными договорами. Пространственные принципы, в основном, определяются нормами уголовного закона Украины. Однако при современной мирового общности пространственные принципы все более коррелируются международными соглашениями. Это касается ч.4 ст64 - о круге лиц, не подлежат юрисдикции уголовного закона Украины, и ст.8 - относительно круга иностранных граждан, совершивших преступления за пределами Украины и не против интересов Украины, борьба с которым ведется на основе международных договоров. Однако наиболее ярким примером является присоединение Украины к Европейской конвенции и заключения странами СНГ Минской конвенции 1993г. Эти конвенции существенно коррелируют содержание территориального и национального принципов пространственной силу уголовного закона Украины.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.