«Меня всегда привлекали новые специальности, возможность поработать на других должностях».
«Когда речь идет о возможности заняться новым делом, сначала нужно получить соответствующее образование».
«То, чем я сейчас занимаюсь на своей работе, оставляет мне мало шансов на должностной и профессиональный рост».
Шкала мотивации закрепления о своей организации
«Главное для меня сейчас — это получить образование, соответствующее занимаемой должности».
«Мне кажется, что получение дополнительных знаний в сфере моей нынешней работы гораздо важнее, чем освоение нового вида Деятельности».
«Лучше медленный, но уверенный должностной рост в своей организации, чем попытки найти хорошую должность на стороне».
Первичная психометрическая апробация сгенерированных шкал опросника MOM была осуществлена на выборке из 48 испытуемых-менеджеров хозяйственных предприятий различного Уровня, руководителей органов государственного и муниципального управления. В первоначальной версии каждая из двух
шкал насчитывала по 13 пунктов, таким образом, опросник MOM состоял из 26 утверждений. Полученные опросные листы сводились в бинарную матрицу по каждой шкале с дальнейшим подсчетом статистических параметров по отдельным пунктам, определением суммарного балла по четным и нечетным пунктам, вычислением коэффициентов корреляции между каждым пунктом и суммарным баллом. В результате подобной статистической обработки удалось определить психометрические характеристики обеих шкал опросника.
Другая очень важная сторона статистического оценивания качества измерительной процедуры при помощи опросника MOM — определение степени ортогональности двух измерительных шкал, корреляции этих шкал с некоторыми объективными показателями. Матрица коэффициентов интеркорреляций между соответствующими параметрами приведена в табл. 1.5.
Таблица 1.5
Интеркорреляции шкал опросника MOM с возрастными и стажевыми характеристиками (по А. Р. Кудашеву)
Шкала мотивации перехода в другую организацию ( МП ) | Шкала мотивации закрепления ■ своей организации ( МЗ ) | Возраст | Стаж работы на занимаемой должности | |
МП | 1 | |||
МЗ | -151 | 1 | ||
Возраст | -343* | 329* | 1 | |
Стаж | - 084 | - 102 | 090 | 1 |
Примечания:
1) нули и запятые в значениях коэффициентов корреляции опущены;
2) уровень значимости р < 0,05 помечен звездочкой*.
Как видно из матрицы, шкалы опросника коррелируют между собой незначимо (можно утверждать лишь о наличии тенденции к слабой отрицательной линейной взаимосвязи). В то же время суммарные баллы по шкалам опросника MOM обнаружили разнонаправленные линейные взаимосвязи с таким объективным показателем, как возраст руководителя (статистическая значимость на уровне р < 0,05). С увеличением возраста (а следовательно и стажа работы) у руководителей возрастает мотивация закрепления в своей организации; напротив, для руководителей более молодых, с небольшим стажем работы, характерно увеличение мотивации перехода в другую организацию. Различие между этими двумя коэффициентами корреляции статистически значимо ( X кр. = 3,303, р < 0,01).
Дальнейшая доработка пунктов опросника MOM производилась по двум основным направлениям. Во-первых, было осуществлено переформулирование ряда тестовых утверждений, прежде всего имеющих слабую корреляцию с суммарным баллом по соответствующей шкале; во-вторых, при помощи техники факторного анализа исследована структура взаимосвязей пунктов опросника в целях соответствия пунктов сконструированным шкалам.
Для решения перечисленных задач из каждой шкалы было изъято по одному утверждению, обладающему либо нулевой дисперсией (для шкалы мотивации перехода в другую организацию), либо самым низким значением коэффициента корреляции с суммарным баллом (для шкалы мотивации закрепления в своей организации это соответствует утверждению 16-го порядкового номера). Таким образом, опросник MOM стал содержать 24 утверждения. С другой стороны, был переформулирован ряд утверждений, обнаруживших незначительную корреляционную связь с суммарным баллом по соответствующим шкалам.
Далее доработанный опросник был применен в группе из 89 испытуемых (руководители организаций и предприятий, государственные служащие, находящиеся на обучении по образовательным программам высшего профессионального образования), после чего полученная бинарная матрица была подвергнута процедуре факторного анализа методом главных компонент с последующим варимаксным вращением по Кайзеру. В целях адекватного отражения двухмерной концептуальной модели и соответствующей конструкции разработанного опросника было выбрано двухфакторное решение (использован пакет SPSS for Windows — 6.1). Финальная матрица факторных нагрузок приведена в табл. 1.6.
Таблица 1.6
Факторные веса пунктов опросника MOM после вращения
(двухфакторное решение)
VAR | Factor 1 | Factor 2 |
01 | 056 | 486 |
02 | 650 | -055 |
03 | 398 | 255 |
04 | 254 | 376 |
05 | 711 | -109 |
06 | -104 | 394 |
07 | -232 | 044 |
08 | 521 | 201 |
09 | -207 | 485 |
10 | 084 | 523 |
11 | 541 | 221 |
12 | 472 | 259 |
13 | 051 | 450 |
14 | 607 | 180 |
15 | 036 | 332 |
16 | 351 | -244 |
17 | -457 | 247 |
18 | 305 | -144 |
19 | 470 | -278 |
20 | 052 | 702 |
21 | 525 | -196 |
22 | 470 | -319 |
23 | -317 | 500 |
24 | 344 | 204 |
Примечание: нули и запятые в значениях факторных весов опущены.
Как видно из факторной структуры пунктов опросника, в первый фактор объединяются утверждения с порядковыми номерами 2, 3, 5, 8, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 24. Это практически полностью совпадает с ключами к шкале мотивации закрепления в своей организации. Исключение составляет лишь 18-е утверждение: «у меня были случаи, когда под влиянием родственников (друзей) я принимал решение о выборе или смене профессии».
С одной стороны, положительный ответ на данный пункт подразумевает известную «мотивационную готовность» к перемене (пусть и под влиянием ближайшего социального окружения) своей организации или даже области профессиональной деятельности.
С другой — этот 18-й пункт достаточно сильно коррелирует с суммарным баллом по шкале мотивации перехода в другую организацию (r = 0,449). Вот почему, исходя из соображений содержательной и конструктной валидности, мы сочли возможным оставить данный пункт в структуре шкалы мотивации перехода в другую организацию.
Второй фактор по результатам факторного анализа объединил пункты опросника MOM с номерами 1, 4, 6, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 23. Если учесть здесь добавленный нами ранее пункт с 18-м номером, мы получили почти полностью ключи к шкале мотивации перехода в другую организацию. Не вписывается в данную факторную структуру лишь 7-е утверждение: «Те, кто периодически меняет свою работу, со временем становятся компетентными работниками».
Здесь также отражается положительная установка к смене организационного окружения, поэтому согласие с данным утверждением отражает один из аспектов мотивации перехода в другую организацию. Кроме того, 7-й пункт достаточно высоко коррелирует с величиной суммарного балла по шкале мотивации перехода (r = 0,624). Исходя из этого мы также составили данное утверждение в структуре шкалы.
Для валидизации опросника MOM мы воспользовались двумя известными в психодиагностике приемами.
Во-первых, производилась оценка так называемой конвергентной валидности шкал опросника - насколько эти измерительные процедуры оценивают соответствующие характеристики испытуемых. С этой целью мы провели измерение у группы из 36 испытуемых выраженность шкал MOM и базисных черт личности при помощи 16-факторного опросника Р. Кеттелла, форма С.
Во-вторых, производилась оценка так называемой эмпирической валидности по внешнему критерию, в качестве которого мы остановились на таком объективном параметре, как стаж работы в организации. Логично предположить, что с увеличением стажа работы в организации мотивация закрепления в ней возрастает; при небольшом стаже работы в организации может быть выражена мотивация перехода в другую организацию.
Спектр коэффициентов корреляции двух шкал опросника MOM с факторами личности по опроснику Р. Кеттелла приведен в табл. 1.7.
Таблица 1.7
Коэффициенты корреляции между шкапами MOM
и 16-факторного опросника Р. Кеттелла
Дата: 2019-04-23, просмотров: 258.